Как писать статьи?

Как проверить правописание И и Е в окончаниях существительных

Чтобы сформулировать законы изменения по падежам и облегчить применение этих правил, языковеды делят имена существительные на 3 основные группы. В зависимости от рода и окончания начальной формы большинство существительных распределяются по таким склонениям:

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Род Окончание Род Окончание Род Окончание
Мужской -а, -я Мужской -□, -о, -е Женский -□ (“ь” в конце)
Женский -а, -я Женский -о, -е

При изменении по падежам имен существительных в окончаниях встречаются безударные -Е и -И. Какую букву писать, подскажет правило, основанное на принадлежности сомнительного слова к тому или иному склонению.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: «Моя любимая книга». Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения «Мой путь в школу». Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту

Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения «В деревне» в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — «бедная» лексика: повторы слов, «куцые» предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Самое удобное — заполнить таблицу:

Существительные

Прилагательные (эпитеты, сравнения)

Глаголы

Слова, выражающие ваше отношение, эмоции

Теперь подробнейшим образом записываете все в таблицу. Например, тема сочинения «Осенний лес».

Существительные

Прилагательные (эпитеты, сравнения)

Глаголы

Слова, выражающие ваше отношение, эмоции

  1. Лес
  1. Листья

      3. Березки

1. Осенний, грустный, яркий.

2. Разноцветные

Пестрый ковер

Похожи на монетки

3. Тонкие, стройные

1. Стоит, шумит

2. Шуршат, трепещут на ветру.

3. Стоят, покачивают головками.

Мне нравится, я восхищен, мне грустно

5. Используйте черновик. После того, как вы составили план и обсудили основные моменты, которые будут описаны в сочинении — попросите ребенка написать сочинение на черновике. После этого сочинение нужно проверить, внести коррективы, исправить ошибки.

Важно! Не исправляйте ошибки сами! Просто укажите (подчеркните слова) в которых они обнаружены. Ребенок должен сам найти ошибку и исправить

Для этого нужно воспользоваться словарем, вспомнить правило.

Бывают и стилистические ошибки. Когда предложение кажется вам «корявым» — попросите ребенка переделать его, составить по-другому.

Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух, с выражением. Обычно все недостатки и недочеты становятся более явными. Если есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день — на свежую голову можно найти и другие ошибки. Причем, хорошо не когда ошибок мало (или вовсе нет), а когда ошибки есть, вы их замечаете и можете исправить. Умение находить ошибки приходит с опытом.

Исторический экскурс

Язык – это то, чем люди выражают свои мысли. Словари, учебники, учёные трактаты, диссертации по языкознанию явления нужные и полезные, но в целом вторичные. Грамматика и орфография вырабатываются на основе общепринятого произношения, при условии, что его буквальная передача на письме не затрудняет понимание значения слова и не вызывает систематических ошибок написания. И вот в этом отношении глагольные корни «ид» – «й» – «д» – «ш» – «шл», образно выражаясь, острая хроническая зубная боль языковедов-славистов. Причина – эволюция словоформ от них не завершена.

Для языковедов-педантов корень, в котором нет ни одной устойчивой буквы, это всё равно, что срезать без наркоза мясца на шашлычок с живой священной коровки. Выкинуть из приставки «и», оставив «пр»? Продолжая иносказательные аналогии – то же самое, что, стоя в синагоге с непокрытой головой, одну руку держать в кармане, пальцем другой ковыряясь в носу. Но лигвисты-прагматики справедливо возражают, что схождение безударных гласных, и тем более «ии» – очень плохая комбинация и по трудности восприятия слова, и как возможный источник ошибок. Так что из двух зол предпочтительнее выбрать меньшее. Опять-таки фигурально говоря, пусть уж лучше прихожанин в чём-то не соблюдёт ритуал, но поймёт смысл проповеди и хотя бы малость душою просветлеет, чем, отстояв по регламенту положенное аки истукан безмозглый, выйдет из храма (словесности) грешнее прежнего.

В тоталитарной России (всё едино – царской ли, большевистской ли и т.п.) тон задавали ретрограды, обскуранты и маразматики. В экономические отчёты вписывались не реальные цифры, а спущенные заранее «сверху» плановые показатели. С перевыполнением, разумеется. А в школах «доброго старого времени», иногда и в советских, детишек порой, заставляя сквозь слёзки выговаривать «придти», но не «прийти», лупили линейкой по губам. Хорошо ещё, если плашмя, а бывало, что и ребром.

Какова бы ни была теперешняя Российская Федерация, это весьма прагматичное государство. И, по крайнем мере в отношении «прийти», лингвисты-реалисты берут в ней реванш. Надолго ли, закончено ли видоизменение «прийти» в русском языке, но сейчас писать данное слово в приставками на гласную в конце нужно через «й» и без «д» в корне: «выйти», «дойти», «зайти», «прийти», «уйти», но не забывая и правил, приведенных выше! То есть, ориентируясь на фонетику, произношение, а не на формальные грамматические установления.

О временах и спряжениях

Кирилл и Мефодий, как известно, разработали первославянскую грамматику на основе латинской. Латиняне же свою основали на древнегреческой. В те времена то и другое было более чем оправдано: славянский язык тогда был малоразвит, а греки первыми создали общедоступный литературный язык – койнэ – на котором можно было выражать тончайшие оттенки человеческой мысли; свидетельства тому достижения греческой науки и литературы. Шумерскому опыту («Сказание о Гильгамеше») не повезло – он по ряду объективных причин канул в лету, а колоссальные творения индийцев и китайцев долгое время оставались фактически в культурной изоляции, т.к. их создатели не рассчитывали на аудиторию с совершенно иным образом мыслей. Греки же придумали грамматику, изначально приспособленную к внятному общению представителей различных социокультурных групп – к тому времени единая ойкумена уже сложилась.

Однако разработка оптимальной флексии – очень трудная штука. Если её мало, мысли плохо выражаются. Если слишком много – язык становится сложным, тяжёлым, учить его трудно. Поэтому койнэ, латынь и непосредственно происходящие от них современные европейские языки ещё не вполне флективны: в них были и есть вспомогательные слова для указания, к примеру, родов, обобщённых количеств (одно, несколько, много), категорий времени (давнопрошедшее, прошедшее, завершающееся, только что завершившееся, совершающееся, вот-вот совершащееся, которое совершится), и отношений модальности (возможности, обязанности, долженствования: «можешь, если хочешь», «давай, разрешаю», «должен, делай, и нечего тут»). Подобный способ изъяснения достаточно удобен и потому дожил до наших дней.

Судьба древнерусского языка оказалась особенной: он и задолго до монгольского нашествия сильнейшим образом взаимодействовал с тюркскими языками. А в них словообразование происходит принципиально иным способом – агглютинативным, «склеиванием» корней и частиц, имеющих каждая своё собственное значение, причём значение «склеенного» слова получается другое. К примеру, «кара» это чёрный, «ак» белый, а «су» – текущая вода, струя. Но «карасу» означает мутную речку или ручей; «аксу» – чистую, прозрачную.

Агглютинация как способ выражения мыслей в целом гораздо менее удобна, чем флексия, но общение с тюркоязычными народами дало русичам опыт работы с частицами и окончаниями, который Западу, как говорится, и не снился, расширило «ассортимент предлогов» и позволило кардинально усовершенствовать, так сказать, технологию словосборки. Артикли, модальные глаголы и пр. «лишние слова» (по выражению Бернарда Шоу) стали не нужны – великорусский язык стал чисто флективным, по гибкости (в т.ч. и по восприимчивости иностранных слов) не имеющим себе равных.

Однако на этом русский язык надолго впал в летаргию: давление на Русь и с Востока, и с Запада было отнюдь не только и не столько культурным. «Заснули» вместе со строем языка и устаревшие словоформы, оставшиеся от «латиноподобной» грамматики. Немало поспособствовали этому и церковники – статус грамотного священнослужителя в те очень «нескучные» времена обеспечивал личную безопасность и благосостояние, которых подчас не имели и владетельные особы, так что клир, храня монополию на грамотность, всячески препятствовал упрощению письменной речи.

Первым, кто, образно говоря, растолкал русский язык под микитки, был Пётр Великий. А внезадолге М. В. Ломоносов уже вполне по-научному оптимизировал его грамматику, повыкидывав лишнее, ничего не говорящее, или дублирующее более понятное. После того было ещё несколько реформ языка, но и современная русская грамматика в основе своей ломоносовская. Глаголы изолирующего спряжения в ней остались неспроста: они доказали свою жизнеспособность, т.е. сказать/написать то же самое, насильно вгоняясь в некие формальные рамки, будет сложнее и смутнее.

Что же касается выразительности, то в ней «греко-латинические» языки и русский фактически равны. Там – Гомер с Еврипидом, Шекспир и Байрон; здесь – Пушкин и Лев Толстой. Но способы выражения там и там всё-таки различны. Попытки «переломать» строй языка под иной умаляют его выразительность, и обращение к изжившим себя способам словообразования, равно как отказ от действительных в живом языке это, самое меньшее, весьма и весьма неумный подход к решению лингвистических вопросов.

Глагол «прийти»

А что произойдет, если образовать с помощью приставки однокоренной ?

Понаблюдаем:

при + идти =  приидти — приставка/корень/окончание

По закону фонетики корневой звонкий звук неминуемо оглушается последующим глухим согласным :

Обратим внимание, что в новом слове на стыке приставки и корня оказался длинный звук , что совершенно неудобно произносить. Для слов русского языка два одинаковых гласных «ии» между согласными в середине слова — очень трудное сочетание с точки зрения фонетики

И тогда вместо него в корне появился звук .

В силу указанных фонетических явлений приставочный глагол оформился орфографически как

прийти

Чередование согласных й//д  в корне проявляется при изменении глагола «прийти» в формах будущего времени:

1 лицо я приду   мы придём
2 лицо ты придёшь вы придёте
3 лицо он придёт они придут

В лексике современного русского литературного языка существует только нормативный глагол «прийти», имеющий следующий морфемный состав:

прийти — приставка/корень/окончание

При возникновении сомнения, как правильно писать «придти» или «прийти», вспомните однокоренные глаголы совершенного вида «уйти», «выйти», «зайти», «перейти», в морфемном составе которых укажем корень, обозначенный буквой «й»:

  • уйти — приставка/корень/окончание;
  • выйти — приставка/корень/окончание;
  • зайти — приставка/корень/окончание;
  • перейти — приставка/корень/окончание;
  • отойти — приставка/корень/окончание.

В их написании руководствуемся закономерностью: глаголы, образованные от слова «идти» с помощью приставок, заканчивающихся на гласный, имеют корень, обозначенный буквой «й».

В разговорной и письменной речи долго существовала путаница в употреблении глагола «прийти» и его конкурента «придти». В 30-х годах началась масштабная работа по упорядочению русской орфографии. Она была завершена в 1956 году, когда были напечатаны «Правила русской орфографии и пунктуации». В этом же году был издан «Орфографический словарь русского языка» под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро, в котором фиксируется слово «прийти» как нормативная форма глагола совершенного вида. Таким образом произошла унификация написания всех приставочных глаголов, образованных от слова «идти», с буквой «й» после приставок, заканчивающихся гласной. Согласитесь, что никому не придет в голову написать, например, слово «отодти» вместо «отойти» или «задти» вместо «зайти».

Итак, с точки зрения орфографической нормы русского языка написание неопределённой формы глагола «придти» является неверным.

Вывод
Глагол совершенного вида «прийти» соответствует орфографической норме современного русского литературного языка.

Чтобы запомнить правильное написание исследованного слова, предлагаем прочесть следующие примеры предложений.

Когда пишется Е, а когда — И в падежном окончании существительного

Освоить правило написания безударного окончания поможет таблица. Включаем в неё только те падежи, в форме которых существительные оканчиваются на Е или И. Их в безударном положении легко перепутать. Таких падежей всего 3:

  • родительный (кого? чего?): нет знамени, помощи, тропинки, дяди;
  • дательный (кому? чему?): доверить старшине, Валентине, племени, Евгении, дочери;
  • предложный (о ком?

    о чём?): сказать о мужчине, о здоровье, об Агнии, о жизни, о морковке, о моркови.

В таблицу включены все три склонения, существующие в русском языке, маленькая группа разносклоняемых существительных, с которыми учащиеся знакомятся в 6 классе, и особое сообщество слов, которые оканчиваются на -ия, -ие, -ий (станция, здание, лекторий). В таблице показаны только примеры с окончаниями Е и И.

Существительные, относящиеся к одной группе склонения, имеют одинаковые окончания падежных форм, независимо от ударного или безударного положения.

Падеж

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Разноскл.

Сущ. на -ия, -ие, -ий

Родительный (кого? чего?)

-и (песни)

-и (степи)

-и (времени)

-и (станции)

Дательный (кому? чему?)

-е (песне)

-и (степи)

-и (времени)

-и (станции)

Предложный (о ком? о чём?)

-е (о песне)

-е (о столе, об окне)

-и (о степи)

-и (о времени)

-и (о станции)

Из таблицы видно, что большая часть безударных окончаний приходится на букву И. Это окончания разносклоняемых существительных, слов на -ия, – ие, -ий, и тех, что относятся к 3 склонению. Слова 2 склонения только в предложном падеже имеют окончание, в котором можно ошибиться. Это окончание Е.

Таким образом, чтобы правильно написать букву в окончании, в большинстве случаев надо только определить его склонение. У существительных 2 склонения пишем Е, в остальных случаях смело пишем И. Только существительные 1 склонения заставляют задуматься над падежом, в форме которого стоит слово. Но и здесь главное — запомнить, что в форме родительного падежа окончание любого существительного И.

Необходимо помнить, что слова, которые могут оканчиваться на -ия и на -ья (как Мария и Марья) на -ие и на-ья (рождение и рожденье) относятся к разным группам. Те, что на -ия и -ие, — к особой группе, а те, что с Ь, — соответственно к 1 или ко 2 склонению.

Что мы узнали?

Кратко подводим итоги. Вопрос, как проверить безударное окончание, решается очень просто: нужно определить, к какому склонению слово относится. В случае, если склонение 1е, придётся определить и падеж. Слова, принадлежащие ко 2-му, только в предложном падеже имеют проблемное окончание. Там пишется буква Е. В сомнительных окончаниях слов остальных групп — всегда буква И.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Зачем нужна орфография?

Вариант 1 «Нам, филологам, было, конечно, всегда понятно, что орфография есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся на каких-то незыблемых основаниях», — писал известный лингвист Л. В. Щерба.

Без орфографии не может существовать сам язык. Орфография — важный раздел языкознания, который изучает правила правописания слов. Даже слова, звучащие одинаково, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы сделать жизнь учащихся труднее, заставить их учить правила, а для того, чтобы научить их различать значения внешне похожих слов. Так, например, в предложении … слово «…» пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной …). А если бы мы написали это слово «…», то предложение получило бы совсем другой смысл. («…»).

Без сомнения, без орфографии в письменной речи обойтись нельзя.

Вариант 2 О русской орфографии при всей её сложности языковед М. В. Панов справедливо говорит: «И всё-таки она хорошая.».

Знание орфографии языка — это ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. Это понимание невозможно без верного написания слов, без их точного и единообразного отражения на письме. Именно для этого каждому необходимы знания правил русской орфографии.

Мы должны знать правила орфографии для того, чтобы исключить ошибки, неточности в письменной речи, ведь только так можно получить возможность верно понимать написанное. Некоторые люди считают, что знать правильное написание всех слов просто невозможно. Однако, зная и понимая главные принципы русской орфографии, можно понять и орфографическую норму слова. Например, в тексте . написания слов «. » основаны на морфологическом принципе, а слова «. » и «. » пишутся в соответствии с традиционным.

Итак, обойтись без орфографии просто невозможно, и не знать её — это значит не любить и не уважать свой родной язык и самого себя.

Вариант 3 «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас», — писал П. А. Вяземский.

Проблема орфографической грамотности особенно актуальна в наше время. Это прослеживается и в тотальном диктанте, и в чтении литературных произведений на всю страну, и в общих требованиях к чиновникам сдать экзамен по русскому языку.

Действительно, на письме без знания орфографических правил обойтись невозможно. Вы, наверное, говорите себе: «Зачем нам нужна эта орфография? Неужели без неё никак нельзя?» А ведь орфография нужна для того, чтобы человек правильно понял значение прочитанного слова. Так, например, в рассказе «…» слово «…» (№ предложения) можно написать в соответствии с произношением несколько иначе — «…», допустив при этом орфографическую ошибку. И тогда смысл слова изменится.

Для правильного написания слов достаточно знать элементарные правила. Кто-то может сказать, что правил существует слишком много. Но ведь в русском языке есть и простые принципы орфографии, понимая которые можно легче сориентироваться при выборе правильного написания слов. Знание основных принципов образования слов — морфологического, фонетического, традиционного и дифференцирующего — определяет не только верное написание, но и эффективное взаимопонимание коммуникантов.

Например, слова «…» и «…» пишутся по традиционному принципу, а «…» и «…» — в соответствии с морфологическим, т. е. самым распространённым.

Итак, мы можем утверждать, что орфография — это важнейший раздел русского языка, обеспечивающий нас способностью точно выражать свои мысли. И без знания основных правил орфографии человеку просто невозможно обойтись.

Примеры предложений

  • Нам придется задержаться на некоторое время, дополнительно поработать, чтобы вовремя сдать все отчеты.
  • Сегодня у Виктора Петровича не приемный день, но он встретиться с вами, только вам придется подождать минут тридцать, пока он освободится.
  • Все взрослые занялись уборкой картошки с огорода и Варенька с грустью подумала, что ей придется самостоятельно играться, пока все заняты.
  • За окном шумел дождь, было довольно прохладно и мы поняли, что многим придется не по душе, но мы вынуждены еще задержаться на некоторое время.

Синонимы

Синонимами будут следующие выражения, которыми можно заменить данное слово: тогда надо, надо повременить, необходимо, вероятно, может быть и другие, в зависимости от его синтаксической роли в предложении.

Еще способ научиться правильно говорить с людьми

Альтернативой домашним занятиям служат специальные курсы. На них высококвалифицированные специалисты занимаются всем спектром речевых проблем.

На тренинге решаются индивидуальные проблемы. Помимо красивой речи, после тренинга ученики повышают такие навыки:

  1. Контроль собственных эмоций.
  2. Установка эмоционального контакта с собеседником.
  3. Проявление искреннего сопереживания.
  4. Избежание и управление конфликтами.

Прохождение подобных тренингов помогает формировать цели и достигать желаемого. Также участники преодолевают страх общения и взаимодействия. Это необходимо людям всех профессий, даже тем, кто не общается с людьми напрямую. Правильная подача информации с подходящей интонацией обеспечивает лучший результат во всех сферах жизни.

Обучение разработано экспертом по технике речи и постановке голоса Марией Савичевой (стаж более 20 лет).

Подойдет людям, у которых:

  • тихий невыразительный неубедительный голос;
  • возникает непонимание со стороны коллег и родных;
  • трудности с произношением, вялая нечёткая дикция, першит в горле, пропадает голос;
  • не складываются отношения с противоположным полом;
  • нет роста по карьерной лестнице;
  • не слушают, перебивают, не дают слова в компании.

После занятий опросили 1 273 ученика. Из них:

  1. 100% стали уверенней в себе.
  2. 84% стали больше зарабатывать.
  3. 100% усилили лидерские качества.
  4. 94% почувствовали себя намного сексуальнее и привлекательнее.
  5. 88% перестали бояться сцены.

Это на 100% онлайн-обучение. Его прошли уже более 7 000 участников.

Как проходит обучение:

  1. Сначала вы проведете анализ Голоса и Речи. Получите персональные рекомендации и дополнения к программе курса.
  2. Занимаетесь по видеоурокам и строго выполняете наставления эксперта.
  3. Промежуточный анализ голоса и речи с корректировками программы.
  4. Итоговый анализ голоса с заключением эксперта и составлением дальнейших рекомендаций.

За 870 руб. вы можете прямо сейчас пройти диагностику голоса. Дальше вам составят индивидуальную программу в зависимости от ваших результатов. От этого будет зависеть цена обучения. Оплатить можно сразу или в рассрочку на 4 месяца.

Время прохождения тренинга – примерно 1,5–2 месяца.

Если не понравится обучение, вы сможете вернуть деньги в течение 14 дней.

Также вы можете пройти пробный урок за 199 рублей.

Автор курса – Олег Калиничев – эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

Вы научитесь:

  1. Общаться с замкнутыми людьми.
  2. Справляться с ежедневными проблемами с участием других людей.
  3. Влиять на свое окружение и многому другому.

Курс идет 1 месяц и содержит 33 видеолекции, 26 упражнений, 6 тестов + вебинары с экспертами эмоционального интеллекта.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы.
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость.
  3. Социальная эффективность.
  4. Построение гармоничных отношений.

Как проходит:

  1. Вы смотрите видеолекции.
  2. Потом выполняете самостоятельные задания для закрепления материала.
  3. Участвуете в вебинарах и обсуждаете сложные моменты.
  4. Проходите тесты по изученному материалу.
  5. Завершаете интенсив и получаете сертификат.

Стоимость самостоятельного прохождения – 1 549 руб., с куратором – 1 879 руб.

Вернут деньги, если в течение 7 дней решите, что курс вам не подходит.

Таблица правил написания НЕ

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи таблица:

часть речи

слитно

раздельно

сущ. 1. если без не не употребляется (невежа, невзгода), 2. если можно подобрать синоним без не (неправда — ложь, недруг — друг), 1. если есть или подразумевается противопоставление ;не друг, а враг), 2. в вопросительном предпо женин при логическом подчер кивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли?
прил. 1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный). 2. если можно подобрать синоним без не (немаленький ‑большой, гвмслодой-старый), 3. если есть противопоставление с союзом но (река не-яубокая, но холодная), 4. с краткими прилагательны-ии, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся в не слитно невысокий — невысок) 1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, маленький), 2. с относительными прилагательными (небо здесь южное), 3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна)
числ. с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто) всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой)
местоим. с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже)
глагол если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать) примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо‑, со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать
дееприч. если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая) примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев) со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав)
причаст.
причастив если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик) 1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик), 2. с краткими причастиями ( контрольные работы не проверены), если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только начатая работа)
наречие 1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно), 2. наречия на ‑о, ‑е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо — умно) 1. наречия на ‑о,-е, если есть или подразумевается противопоставление (не смешно, а грустно), 2, наречия на ‑о, ‑е, если при них есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не (вовсе не смешно). 3. если наречие пишется через дефис (не по-русски)

Что следует выделить, чтобы запомнить?

С 5-10 у нас везде будет мягкий знак в конце числительного, заканчиваются на «ть» или «мь». С 15-19 мягкий знак в середине слова отсутствует. В числительном 11, повторяется дважды буква «н» — это необходимо запомнить. Все числительные с 11 – 20 заканчиваются на «дцать».

Все числительные читает вначале родитель (или репетитор), выделяя все буквы, медленно проговаривая, а затем ребёнок. Слевой стороны на правую и проговаривает какие буквы пишем в числительном, например, пять мы пишем через букву «я», но в числительном пятнадцать не ставим мягкий знак в середине слова, на конце пишем «дцать».

Данный картон вешаем в месте, где чаще всего бывает ребёнок: на кухне или в комнате ребёнка.

Через неделю убираем картон-подсказку и устраиваем проверочную работу. Диктуем числительные, а ребёнок должен написать в тетрадь правильно. Делаем проверочную работу. Если есть ошибки, исправляем и выделяем их, как в школе, перечёркиваем букву, а сверху пишем нужную букву. Далее малыш пишет «работа над ошибками» и выписывает слова в которых сделал ошибки, но пишет их правильно.

В дополнении можно сделать длинные прямоугольные карточки (с другим окончанием) и выставлять по календарным датам. Если 4-ое число, то ставим карточку с цифрой 4-е (ноября). 

Целый день ребёнок будет смотреть только на эти цифры: 4 и 14. Спустя время устраиваем ещё раз проверочный диктант. Можно добавлять животных, например, одиннадцать ворон, двенадцать кур и т.д. не нагружая дополнительными словами.

Если ваш малыш обучается ещё и иностранному языку параллельно можно в это время учить и цифры на другом языке. Делаем карточки с иностранным названием прописью, а ниже русское название прописью.

На улице можно кормить птиц хлебом и считать, сколько птиц есть хлеб и проговаривать буквы, задавая вопрос малышу: Сколько птиц прилетело? Одиннадцать? А как мы пишем числительное, с одной или с двумя буквами «н»?

Из своей практики

Объясняла числительные ученику 2 класса обычной школы, в которой дату пишут цифрами. Вначале написала на листе А4 ручкой, объяснила и диктовала ему. Из-за того, что все было сплошным голубым текстом (а маленькие дети визуалы, им нужно красиво и понятно преподносить материал), малыш везде делал ошибки, а в конце писал не «дцать», а «цать», как слышал. Дома было задание, выписать слова с ошибками. Он выписал слова и с теме же ошибками.

Потом я стала думать, как сделать так, чтобы малыш понял материал? Усвоил его? Пришла идея сделать данную картонку. Надеюсь, мой творческий подход к делу поможет другим родителям и репетиторам, т.к даже опытный репетитор не всегда может донести информацию, потому что все дети разные и к каждому нужен подход. 

Оформляйте подписку на наш канал, вступайте в группы, а также мы есть и Instagram. 

С нами родители становятся мудрее и знают ответы на многие вопросы!

← В путешествие с ребенком: что взять с собой в аптечку?Как запомнить дни недели на английском? →

Грамматика

Слово «прийти» – непереходный глагол совершенного вида. «Непереходный» значит, что субъект (человек, живое существо, предмет, явление) сам что-то делает, а не производит действий над кем-то или чем-то. «Совершенный» означает, что действие или уже произошло, или происходит и финал его определён (ясен, понятен). Состав: приставка «при-», корень «-й-», глагольное окончание «-ти». Постановка ударения и разделение переносами прий-ти́. Словоформы:

Первое лицо:

(Я) приду́ (будущ.)/ пришёл (прошедш. муж.)/ пришла́ (прош. жен.)/ пришёл (пришла́) или пришёл (пришла́) (сослагательн.)/ (Я/мы) прийти́ или (Мне/вам) прийти́ (повелительн.).

(Мы) придём (будущ.)/ пришли́ (прошедш.)/ пришли́ или пришли́ (сослагательн.)/ прийти́ или (Мне/нам) прийти́/ придём/ придёмте (повелительн.).

Второе лицо:

  • (Ты) придёшь (будущ.)/ пришёл (пришла́) (прошедш.)/ <бы> пришёл (пришла́) или пришёл (пришла́) <бы> (сослагательн.)/ приди́ (повелительн.).
  • (Вы) придёте (будущ.)/ пришли́ (прошедш.)/ <бы> пришли́ или пришли́ <бы> (сослагательн.)/ приди́те (повелительн.).

Третье лицо:

  • (Он) придёт (будущ.)/ пришёл (прошедш.)/ <бы> пришёл или пришёл <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> придёт (повелительн.).
  • (Она) придёт (будущ.)/ пришла́ (прошедш.)/ <бы> пришла́ или пришла́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> придёт (повелительн.).
  • (Оно) придёт (будущ.)/ пришло́ (прошедш.)/ <бы> пришло́ или пришло́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> придёт (повелительн.).

(Они) приду́т (будущ.)/ пришли́ (прошедш.)/ пришли́ или пришли́ (сослагательн.)/ приду́т (повелительн.).

Действительное причастие прошедшего времени прише́дший (архаичная форма прише́д). Деепричастия прошедшего времени придя́, прише́дши.

Как правильно пишется придем или прийдем? Древнеславянская форма «идти».

Практически каждый человек, на определенном этапе жизни, задумывался, как следует написать «придем» или «прийдем». Это очень распространенная ошибка. И возникает она еще с давних времен. Чтобы разобраться в ней, можно сначала рассмотреть инфинитив данного глагола – «прийти».
В литературе до 1956 года можно встретить такой вариант слова «прийти», как «придти». Также в те времена допускалась еще одна форма – «итти». Это объяснялось двойным написание глагола идти, который можно отнести к очень древнему слову как славянских языков, так и индоевропейских. Существует термин супплетивизм, который переводится как добавочный, и означает то, что разные слова могут образовывать формы одного слова. К примеру, в русском языке есть такое слово быть. Его формы образуют абсолютно другие слова: есть, был, будешь. В английском языке также есть яркий пример – слово to be, формами которого выступают – am, are, is. Так же происходит и с глаголом идти. Его формами являются: иду, пойдет, пойти, шли, пошел, шедший. А это уже другие слова.

Инфинитив «прийти»

Есть много приставочных глаголов, образованных от слова идти. Например, уйти, войти, прийти, найти, сойти и др. Все эти глаголы объединяет то, что их начальная «коренная» буква и меняется на й. А также сохраняется написание с одним т, вместо дт.
Что касается глагола прийти, то сегодня уже не допускается использование двойного написания. То есть, вариант придти является устаревшей формой и считается неправильной. Но все же, до сих пор встречается много путаницы в написании данных глаголов и их форм.
Таким образом, глаголы идти и прийти имеют свои особенности образования и написания, что связано с историей их появления и развития в русском языке.

Правильное «прийти», но «придем»

С правильным написание глагола прийти уже понятно. Но как же быть с его производными? Существует простое объяснение. Звук й выпадает в форме будущего простого времени, а сохраняется только в инфинитиве. Наглядно это выглядит так:
• Инфинитив – прийти;
• Я приду;
• Ты придешь;
• Он (она/оно) придет;
• Мы придем;
• Вы придете;
• Они придут.
Также в повелительной форме данный глагол выглядит так: приди.
Следует отметить, что такая разность в написании инфинитивной формы глагола и его производных часто случается среди часто употребляемых слов. К примеру, возьмем глагол идти. В прошедшем времени он имеет абсолютно другой корень и звучит – шел. Такие разногласия случаются и в других языках. Так идти в английском варианте будет go, в итальянском – andare, тогда как шел – будет went и ho vado соответственно. Как видно, глаголы в разных формах выражены другими словами. Причиной тому стало то, что они очень часто употреблялись, и со временем менялись, теряя форму начального слова.
Чтобы легче запомнить правильность написания слова прийти и его производных, можно использовать пару советов. Во-первых, просто заучить. Но этот вариант очень банальный и нудный. Во-вторых, можно сделать это немного интереснее – подобрать ассоциацию. К примеру, слово «инфинитив» начинается с «и», поэтому «прийти» пишется с «й», но без «д». Все его производные – это не «инфинитив», поэтому пишутся с «д», но без «й»

В-третьих, можно выучить легкую скороговорку: Хочу прийти, чтобы сказать тебе приди.
Очень важно самостоятельно написать на листе глагол «прийти» и его производные. Также, можно составить 3-5 предложений, в которых будут встречаться данные слова, и записать их. Это поспособствует механическому запоминанию правильности их написания

Это поспособствует механическому запоминанию правильности их написания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: