Как научить ребенка правильно писать: практические советы родителям

Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужны НН

Разберем все случаи, когда нужно ставить удвоенную Н в этих частях речи.

  1. Если отглагольное прилагательное или причастие образовано от глагола совершенного вида, пишется НН.

    Исключения: раненый, посажёный, названый (брат).

  2. Если в слове есть любая другая приставка, кроме не-, стоит писать НН.

  3. Если в слове есть суффикс -ова-, -ева-, -ирова-, нужно писать НН.

    Исключения: кованый, жеваный, клеваный.

  4. Если у отглагольного прилагательного или причастия есть зависимые слова, в нем пишут НН.

Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужна Н

Теперь обсудим случаи, когда в словах тех же частей речи нужно писать одну букву Н.

  1. Одна Н пишется в кратких причастиях.

  2. В отглагольных прилагательных, которые образовались от глаголов несовершенного вида, без приставок и зависимых слов, следует писать одну Н.

    Исключения: медленный, желанный, отчаянный, деланный, священный, читанный, данный, чеканный, окаянный, жеманный, нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, нечаянный, неожиданный.

  3. В сложных прилагательных, которые образованы из двух слов, с приставкой пере- во второй части тоже пишется одна Н.

Проверьте себя

Прочтите прилагательные и причастия ниже, расставьте в пропущенных местах Н или НН. Объясните, почему выбрали тот или иной вариант.

Перекраше__ый, рассея__ый, услыша__ый, отчая__ый, недавно краше__ый стол.

Чтобы вам было удобнее возвращаться к правописанию удвоенной Н, мы собрали все правила в одну сводную таблицу ниже. Пользуйтесь!

Изучайте правописание Н и НН в разных частях речи вместе с нами в онлайн-школе русского языка Skysmart. На вводном занятии методист поможет ученику определить уровень знаний и настроить программу под цель. Мы поможем разобраться в этой и других сложных темах, чтобы улучшить оценку в школе и полюбить предмет.

Часть речи

Чтобы определить, какой частью речи является та или иная конструкция, проще всего провести синтаксический анализ предложения, в котором она присутствует. Для этого рекомендуется следовать определенному алгоритму действий:

  1. Найти, о чем говорится в предложении — выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
  2. Задать вопрос от главных членов к зависимым, тем самым находя второстепенные члены.
  3. Написать, чем выражены те или иные слова, взглянув на их значение, а также вопрос, который к ним задается.

Чтобы как следует закрепить полученные знания на практике, рекомендуется разобрать пример предложения, в котором находится слово «не было», чтобы понять, какой частью речи оно является: «Еще совсем недавно у нас не было причин, чтобы выполнять работу с максимальной отдачей, однако начальство своевременно разработало новую реформу». Разбор конструкции говорит о следующем:

В предложении присутствует несколько грамматических основ, поскольку оно является сложным: «не было причин», «выполнять», «начальство разработало»

Особое внимание стоит акцентировать на первой части, поскольку именно в ней находится интересующее слово.
В предложении есть несколько зависимых конструкций, например: «новая реформа» — дополнение, «максимальная отдача» — обстоятельство, «совсем недавно» — обстоятельство времени. Находить второстепенные члены необязательно, однако это помогает безошибочно определить главные члены конструкции.
Как только все части предложения подчеркнуты, необходимо взглянуть на роль каждого из них, а также на вопрос, на который они отвечают

К примеру, сказуемое тесно связано с подлежащим и чаще всего бывает выражено глаголом. Также не стоит забывать, что иногда оно бывает составным именным, если вторую часть нельзя отбросить.

Таким образом, становится понятно, что сказуемое «не было причин» является составным именным. В учебниках говорится, что такие конструкции состоят из глагола-связки и именной части. Существительное «причины» представляет собой зависимое слово, а глаголом-связкой является конструкция «не было» (начальная форма — «не быть»). Таким образом, можно с уверенностью заявить, что конструкция является глаголом, который стоит в прошедшем времени.

Всегда раздельно

Всегда, кроме случаев, описанных в предыдущем пункте, раздельно пишут частицу НЕ со следующими словами:

  1. Глаголы, деепричастия – не знал, не зная, не узнав.
  2. Причастия в кратк. форме – не закончен, не разбит.
  3. Наречия не на О,Е (кроме отрицательных) – не досиня, не нараспашку.
  4. Любые слова, в составе которых дефис – не по-взрослому, не по-детски.
  5. Числительные – не восемь, не восьмой.
  6. Прилагательное в сравнительной степени сравнения – стал не чище, был не грязнее.
  7. Сочетание «Отрицательные местоимения и наречия с НИ + НЕ+» – ничуть не грязный, нисколько не удивительный.
  8. Сочетание со словами-делителями (совсем, вовсе, отнюдь, далеко) – далеко не уверенный.
  9. Категория состояния – ему было не жарко.
  10. Слова лучший (худший), больший (меньший) – не худший день, не меньший успех.

Для раздельного употребления НЕ в перечисленных ситуациях не требуется знание правил – надо запомнить, что в этих случаях НЕ всегда частица.

Когда не с глаголами пишется слитно

Теперь давайте на примерах разберемся во всех случаях, когда не с глаголом нужно писать раздельно. Их всего 2, поэтому запомнить будет нетрудно.

1. Не пишется слитно с глаголом, если без не оно не употребляется.

Пример №2.

Рассмотрим слово ненавидеть. Чтобы понять, частица перед нами или часть корня, давайте попробуем убрать не из слова и понаблюдаем, примет ли оно положительное значение.

ненавидеть — не навидеть.

Слова навидеть в русском языке не существует. А значит, не в этом случае — это часть корня, и ее нужно писать слитно.

Вот еще несколько примеров слов, которые без не не употребляются: невзлюбить, негодовать, недомогать, недоумевать. Все эти слова стоит выучить — это исключения из правила о неи глаголах.

2. Если не в глаголе — это часть приставки недо-, она пишется слитно.

Все приставки слитны с корнем, их нельзя писать отдельно. Поэтому, если не входит в приставку, она тоже подчиняется этому правилу.

Пример №3.

недожарить, недосыпать, недоставать, недоплатить, недолюбить и т.д.

Проверьте себяПрочитайте слова ниже и устно раскройте скобки. Объясните, какими правилами вы руководствовались, когда определяли, слитно или раздельно пишется не с глаголом в каждом из случаев.(Не)пришел, (не)годовал, (не)сообщить, (не)догладил, (не)досмотрел, (не)позвал.

Правописание глаголов I спряжения

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями принадлежат к I спряжению. Их можно узнать по конечным буквосочетаниям в неопределенной форме:

-ать скакать, плакать, топтать
-еть краснеть, плесневеть, заиндеветь
-ять реять, таять, веять
-оть молоть, пороть, полоть
-уть тонуть, тянуть, капнуть

Глаголы I спряжения пишутся с буквой «е» в большинстве безударных личных окончаний. В форме 3 лица множественного числа они имеют окончание -ут/-ют.

Понаблюдаем:

  • 1 лицо  я запла́чу — мы запла́чем
  • 2 лицо  ты запла́чешь — вы запла́чете
  • 3 лицо  он запла́чет — они запла́чут.

Личные окончания глаголов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узнаем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узнаешь идете, узнаете
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узнает идут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им славлю, научу славим, научим
2-е -ишь -ите славишь, научишь славите, научите
3-е -ит -ат (-ят) славит, научит славят, научат

Итак, используя эти знания, предпримем следующие шаги в правописании безударных личных окончаний глаголов.

Как объяснять эту орфограмму в школе

Слитное и раздельное написание

Если вам вообще непонятно, зачем нужны все эти подчеркивания и комментарии, посмотрите вот это мое видео о правилах объяснения орфограмм. Если вы будете каждую орфограмму объяснять так, как я показываю в видео, то проблем с грамотностью у вас не будет. Да и репетиторы по русскому, скорее всего, вам будут не нужны.

  1. У нас вчера не было горячей воды.
  2. Почему вашей мамы не было на собрании?
  3. Как бы вам ни было грустно, постарайтесь улыбнуться.
  4. У меня не было настроения вчера делать домашнюю работу.
  5. Было или не было, прошло или нет.
  6. Сколько бы ни было претензий, мы не остановим выпуск тетрадок.
  7. Как бы там ни было, в школу все равно надо было идти.
  8. Где бы ни было затеряно ваше счастье, оно обязательно найдется.
  9. У вас как будто бы вообще никогда не было денег.
  10. Молодость прошла, как будто ее и не было.

Как научить ребенка писать под диктовку

Когда в школе наступает пора диктантов, пришедших на смену списыванию, ученикам становится уже не так весело. Подсматривать больше некуда, слова нужно знать и запоминать новые, знаки препинания тоже приходится учиться ставить правильно.

Традиционно диктанты начинаются у школьников со 2-го класса, и очень хорошо, если ребенок будет к этому готов. Подготовить же его вы можете сами, регулярно устраивая дома диктанты. Однако делать это необходимо правильно, и для этого тоже существует замечательная методика (она подходит и для старших дошколят и для учеников 1-го и 2-го классов).

Алгоритм применения методики таков:

Сначала проводится небольшая подготовка:

  • Ребенок читает текст диктанта
  • Вы вместе с ребенком обсуждаете проблемные места в тексте, вспоминаете правила написания букв, необходимые для грамотного письма
  • Вы объясняете ребенку, что во время письма под диктовку он может про себя или шепотом проговаривать слова, которые пишет, по слогам

Кстати говоря, самые трудные слова (или слова, которые нужно запомнить на текущий учебный год) можно выписать на небольшие карточки, а затем развесить по квартире. Попадаясь ребенку на глаза, они будут автоматически отпечатываться в его памяти.

После подготовки переходите к диктанту:

  • Первый раз вы читаете каждое предложение целиком, а второй раз – по словосочетаниям
  • Ребенок прослушивает предложение (когда вы читаете первый раз), а затем приступает к его написанию (когда вы читаете второй раз)
  • По завершении диктанта ребенок вслух перечитывает написанное

Если в процессе вы заметили, что ребенок замешкался при написании какого-то слова, можете дать небольшую подсказку, например, назвать букву, которую нужно написать. А в случае, когда в написанном тексте найдены ошибки, просите ученика вспомнить правила написания того или иного слова, а затем самостоятельно исправить недочет. На следующий день или через день можно повторить тот же самый диктант.

Несмотря на то, что рассмотренные выше методы уже много лет используются родителями и педагогами, есть и еще ряд вспомогательных инструментов, позволяющих научить ребенка писать грамотно. Мы расскажем лишь об одном из них – это метод Д. И. Тихомирова, о котором мы обещали вам рассказать.

Прописная буква

Е. Измайлов  

Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!

Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?

Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна.
Шуя и Москва.

Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?

НН и Н в отыменных прилагательных

Когда в отыменных прилагательных нужны НН

Разберем случаи, в которых принято ставить двойную Н в прилагательных, которые образовались от имен существительных.

  1. Когда основа производящего слова оканчивается на -н и в отыменном прилагательном есть суффикс -н-.

  2. Когда в отыменном прилагательном есть суффикс -онн- или -енн-.

    Исключение: ветреный (человек).

Обратите внимание!
В прилагательных, которые образованы от слова ветер приставочно-суффиксальным способом, пишется НН: заветренный, безветренный и т. д.

Когда в отыменных прилагательных нужна Н

Теперь поговорим о том, в каких ситуациях нужно писать одну букву Н в прилагательных, образованных от существительных.

  1. Когда основа производящего существительного оканчивается на -н и в отыменном прилагательном есть суффикс -ий.

  2. Если в прилагательном есть суффиксы -ин-, -ан- или -ян-.

    Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. Их легко выучить по напоминалке «старинное окно»: на нем есть стекло, оловянные ручки и деревянные рамы.

Обратите внимание!
В кратких формах отыменных прилагательных и в наречиях нужно ставить столько же Н, сколько в их полных формах.

Проверьте себя

Прочтите прилагательные ниже и расставьте в пропущенных местах Н или НН. Объясните, почему выбрали тот или иной вариант.

Сенсацио__ый, вентиляцио__ый, тигри__ый, апелляцио__ый, смоля__ой, змеи__ый.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):-мок- — в значении «пропускать жидкость»;-мак- — в значении «опускать в жидкость»;-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Для чего надо красиво писать?

Нет никаких сомнений, что и в наши дни, несмотря на наличие высоких технологий, отличительной особенностью образованного человека является умение безошибочно говорить и писать. Дети по-прежнему получают в школе оценки. Вопрос заключается в другом – стоит ли красиво писать?

Бытует мнение, что в скором времени предпочтение будет отдаваться умению быстро печатать. Специалисты, напротив, уверены, что по красивому почерку судят не только о том, что ребенок аккуратный и усидчивый. Главным образом, это говорит о хорошем развитии мелкой моторики, благодаря которой и можно говорить о наличии хороших способностей к интеллектуальному развитию.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить малыша правильно говорить букву Р?

Развитие моторики рук

Важным моментом при обучении ребенка письму является тренировка рук. Для этого потребуется приложить немало усилий. К самому эффективному способу относится лепка. В магазинах для детей можно найти огромное разнообразие учебников для лепки. Кстати, для этих целей можно использовать обычную глину, либо пластилин.

Как правильно сидеть за столом?

Правильно сидеть за партой следует не только из-за удобства, но еще и потому, что от этого напрямую зависит работоспособность, продуктивность письма, а также качество каллиграфии. Правила положения за столом:

  • спину нужно держать прямо, упираясь при этом на спинку стула;
  • локти должны находиться на поверхности стола, в особенности локоть той руки, которой вы пишете;
  • грудь должна находиться от края стола на расстоянии детского кулака;
  • голову нужно немного наклонить вниз таким образом, чтобы поднятая к верху рука на локте с помощью кончиков пальцев могла коснуться глаз;
  • ноги надо поставить на пол, при этом коленки должны быть согнуты под углом 90⁰;
  • тетрадь необходимо положить под углом 45⁰ между верхним углом и краем стола, а нижний угол обращен в центр груди (он должен совпадать с краем стола напротив).

Первый этап обучения письму заключается в соблюдении гигиены детского труда. В этот период следует научить ребенка правильному положению за столом.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как научить ребенка держать ручку и карандаш правильно?

Последовательность обучения

Список необходимых предметов для обучения русскому языку:

  • ручка, преимущественно гелевая, имеющая три грани, чтобы формировался необходимый захват;
  • пропись, чтобы научиться написанию отдельных букв, фраз и предложений;
  • тетрадь в косую линейку.

Обучение проходит в несколько этапов:

Обводка. Рекомендуется пользоваться прописями, где буквы и слова нанесены пунктирными точками. Помимо букв в них можно найти разные палочки, закорючки, геометрические фигуры, узоры и картинки. Обычно с них и начинают учиться красиво писать. Когда малыш освоит рисование линий, овалов, закруглений, самое время начинать учиться писать буквы, цифры и слова. В процессе такой обводки пальцы малыша тренируются правильному написанию букв и их соединений. Дети с большим энтузиазмом занимаются по таким прописям. Им интересно смотреть, как точки становятся красивыми буквами. Через некоторое время малыш сможет самостоятельно красиво писать. Кроме этого, разрешается заниматься с ребенком графическими диктантами, используя тетрадку в клетку, при которых ребенка просят обвести две клетки вправо, две вниз и т. д.
Закрепление навыков написания букв, слогов и слов, опираясь на образец. Нужно пользоваться прописями, где есть образец написания буквы (рекомендуем прочитать: как правильно научить ребенка писать прописи?). Так ребенок всегда будет иметь возможность посмотреть, как правильно пишется та или иная буква

Важно помнить, что начинать учить ребенка писать новую букву следует лишь после того, как у него получается писать красиво предыдущую. У кого-то на это уходит 30 минут, а у кого-то и больше 7 дней

Дайте возможность малышу научиться красиво выводить буквы, уже после этого слоги и слова.
Переписывание фраз и текстов целиком, пользуясь прописями 1-го 2-го вида. Такие действия направлены на подготовку к самостоятельной работе.
Закрепление полученного опыта. Каждый день заставляйте ребенка переписывать по нескольку строчек из какого-либо рассказа, стиха, либо песни. Данный этап является заключительным и самым тяжелым в процессе обучения ребенка красивому письму.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок в 9 лет не хочет учиться?

Читайте качественную литературу

Мы пишем правильно не потому, что каждый раз вспоминаем правила, а потому что большинство слов видели сотни раз и запомнили их написание. Поэтому лучшим способом «прокачки» орфографических навыков всегда считалось чтение художественной литературы. Во время этого процесса развивается зрительная память, то есть мозг просто запоминает, как выглядит то или иное слово, и не даст вам ошибиться, даже если вы не помните правил правописания. Но читать нужно качественные книжки, а не переписку в мессенджере или форумы и непонятно чьи тексты в интернете — вот там-то как раз вы рискуете нашпиговать свою голову всеми ошибками, какие только есть в русском языке. Читать желательно с раннего детства. Этот способ хорош ещё и тем, что он не только повышает грамотность, но и обогащает словарный запас.

Правописание слова «не было»

Выяснив часть речи, теперь опре­де­лим, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «не было» или «небы­ло», раз­дель­но или слит­но. Уже выяс­не­но, что «было» — это вполне само­сто­я­тель­ное сло­во как фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть». Значит, в его соста­ве нет началь­но­го эле­мен­та не-, как у неко­то­рых гла­го­лов, кото­рые пишут­ся все­гда слит­но:

В выбо­ре пра­виль­но­го напи­са­ния ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва при­ме­ним пра­ви­ло орфо­гра­фии:

Глагол «было» исполь­зу­ет­ся в пред­ло­же­нии с отри­ца­ни­ем, кото­рое выра­жа­ет само­сто­я­тель­ное сло­во — слу­жеб­ная часть речи отри­ца­тель­ная части­ца «не».

Сделаем одно­знач­ный вывод.

Это сло­во пишет­ся с «не» раз­дель­но во всех грам­ма­ти­че­ских фор­мах:

Слово «не было» часто упо­треб­ля­ет­ся как ска­зу­е­мое с отри­ца­ни­ем в одно­со­став­ных без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях. Понаблюдаем за пра­во­пи­са­ни­ем это­го сло­ва в пред­ло­же­ни­ях.

Почему нельзя слитно?

Составляющие выражение «не было» слова не подлежат слиянию в одно новое слово, поскольку:

  1. «не» это или отрицательная частица, или приставка того же значения. Частицы пишутся раздельно со словами, а приставки вместе или через дефис (чёрточку);
  2. слово «было» – также частица, выражающая незаконченность либо, реже, сомнение («собрался было на рыбалку, да дождь зарядил»);
  3. «было» также глагол «быть» в прошедшем времени единственного числа 3-го лица среднего рода («оно было», «у негобыло, «при ней было).

Отсюда следуют такие обоснования правил написания «не было»:

А). Частицы – служебные (вспомогательные) части речи; сюда же относятся предлоги и союзы. В сложные слова могут сливаться только основные части речи, выражающие цельное (законченное) понятие: существительные, прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия, наречия. Частица дополняет и/или уточняет значение связанного с ней слова, но собственного определённого смысла в себе не несёт. Сочетание в одном слове двух размытых, самых общих, смыслов становится бессмыслицей, поэтому предлоги, союзы и частицы не сливаются вместе. Вы можете представить себе, что бы значило «добез», «кпре», «непо», «отдля» и подобное? Если понимать «небыло» как слияние двух частиц, смысла в нём будет не больше, то есть такое слово бессмысленно.

  • «Небытие» (смерть, прекращение существования), «небывальщина», «небыль» (выдумка, то, чего не было), «небылица» (явно недостоверное высказывание) – существительные.
  • «Небывалое» (никогда ранее не бывшее, не происходившее, не случавшееся) – прилагательное.
  • «Небывало» – наречие сходственного значения, а также междометие («Да вы что! Небывало! Не верю!»).

Другие способы обучения грамотному письму

Чтобы малыш смог овладеть безошибочным письмом, можете самостоятельно придумать для него увлекательные и занимательные задания, при которых не потребуется сидеть за рабочим столом:

Предложите малышу ежедневно по 5-10 минут читать по слогам, делая ударение на гласную букву и проговаривая так, как написано. Пусть сначала он читает медленно, а потом быстрее.
Можете распечатать словарь орфографии и добавить к чтению небольшие фразы из 15-20 слов.
Два раза в неделю устраивайте коротенькие диктанты из 4-6 слов. Пусть малыш сам проверит выполненную работу и поставит отметку.
Крупными буквами можете распечатать несколько строк из какого-либо произведения. Пусть ребенок с помощью фломастера или красной пасты подчеркнет в тексте все буквы А, в следующий раз – Е и т. д. Каждый раз придумывайте разные задания, чтобы малышу по-прежнему было интересно играть

Во время таких занятий у ребенка тренируется внимание и усидчивость.
В конце недели устройте крохе небольшое тестовое задание: немного почитать, переписать текст, проговаривая при этом труднопроизносимые слова по слогам 2-3 раза, проверить свою работу.

В настоящее время, помимо классики, можно найти современные учебники, специально написанные авторами с большим опытом обучения детей грамотности:

  • сборники Узоровой О.;
  • пособия по орфографии Ахременковой Л.;
  • учебник «Тексты для списывания 2 класс»;
  • пособие «Контрольное списывание 1 класс» Ушаковой О.;
  • дополнительные пособия Шкляровой Т.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как быстро и правильно научить ребенка читать в 1 классе?

Варианты употребления

Сочетание слов «не было» в русской речи употребляется большей частью двояко:

  1. В изъявительном наклонении – само по себе в указательных и описательных предложениях:

«Да не было у него никогда “Лексуса”! Как с “Жигулей” на “Опель” пересел, так на нём и ездит»;

«Нет, интимной связи между нами в то время ещё не было».

  1. В вопросительных и предположительных предложениях – в сослагательном наклонении, образуемом при помощи союзов соответствующего значения «бы» и «ли» (пишутся раздельно со словами, не обязательно прямо при целевом высказывании):

«Что-то небо с утра хмурится. Как бы дождя не было»;

«Василий Игоревич, осведомите, пожалуйста, не было ли у вас тесных деловых связей с Иваном Кузьмичом?».

Во всех случаях постановка ударения и разделение для переноса не бы́-ло.

Обучение письму в широкую линейку

Писать в тетрадке с широкой линейкой довольно сложно для малыша, поскольку ему самому приходится определять ширину, высоту и наклон букв. При этом он сталкивается с такими проблемами:

  • чересчур большие буквы;
  • очень узкие буквы;
  • слишком маленькие буквы.

Советы по избежанию данных проблем:

  1. Перед тем как начать писать самостоятельно, ребенок должен в идеале освоить письмо в тетрадке в косую линию.
  2. Предоставьте чаду возможность тренироваться написанию букв и слов в тетради в косую линейку не в рабочей строке, а в пробельной. Ее размер схож со строкой в широкую линейку, однако благодаря косым линиям малыш сможет сделать нужный наклон.
  3. Можете изготовить тетрадь комбинированного типа, где будут чередоваться листы в косую и широкую линейку. К примеру, ребенок пишет букву в узкой строчке, а следом выполняет это задание в широкой строчке. Так у малыша будет возможность видеть образец правильного написания буквы.
  4. На первых порах посильную помощь для соблюдения необходимого наклона в тетрадке с широкими линиями может оказать листок-зебра, который необходимо подложить под рабочий листок.

Полезные материалы по теме

Если у вас часто возникают вопросы наподобие того, который мы разобрали сегодня, я могу вам посоветовать несколько полезных материалов и бесплатных сервисов.

Первый и самый классный – Викиум. Там много всего про мозг, эмоции, выход из депрессий и пр., но недавно появился еще и русский язык. Вот страница с бесплатными программами-тренажерами Викиума. Зайдите туда, кликните по ссылочке «Способность к работе с текстом» и «поиграйтесь» со всеми тренажерами, которые там приводятся. Их десять, некоторые из них направлены на запоминание орфографических правил, некоторые – на расстановку запятых и пр. Все абсолютно бесплатно и доступно круглосуточно.

Второе. Я нашел в интернете несколько хороших пособий по русскому, которые были размещены там в открытом доступе. Я их скачал, проверил на вирусы и заархивировал. Напишите здесь свой электронный адрес, я вам на него эти пособия вышлю. В них очень хорошо объясняются трудные правила русского языка, дается много примеров, схем, таблиц. Все аналогично бесплатно.

Третье. Рекомендую вам к прочтению вот эти мои статьи.

Четвертое. На том же сайте Викиум недавно появился платный курс «Идеальный русский». Он очень дешевый, продается всего за 890 рублей. Как мне кажется, курс стоит своих денег. В нем очень хорошо объясняется теория, а для практики есть три онлайн-тренажера. Сэкономьте на 1-2 походах к репетитору, приобретите этот курс и внимательно его изучите.

Из своей практики

Объясняла числительные ученику 2 класса обычной школы, в которой дату пишут цифрами. Вначале написала на листе А4 ручкой, объяснила и диктовала ему. Из-за того, что все было сплошным голубым текстом (а маленькие дети визуалы, им нужно красиво и понятно преподносить материал), малыш везде делал ошибки, а в конце писал не «дцать», а «цать», как слышал. Дома было задание, выписать слова с ошибками. Он выписал слова и с теме же ошибками.

Потом я стала думать, как сделать так, чтобы малыш понял материал? Усвоил его? Пришла идея сделать данную картонку. Надеюсь, мой творческий подход к делу поможет другим родителям и репетиторам, т.к даже опытный репетитор не всегда может донести информацию, потому что все дети разные и к каждому нужен подход. 

Оформляйте подписку на наш канал, вступайте в группы, а также мы есть и Instagram. 

С нами родители становятся мудрее и знают ответы на многие вопросы!

← В путешествие с ребенком: что взять с собой в аптечку?Как запомнить дни недели на английском? →

Орфографический разбор на примерах

К примеру, в учебнике дано предложение: “Скош..(н, нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами”. Необходимо в соответствии с нормами правописания русского языка верно вставить буквы в слова и объяснить, почему именно так (произвести орфографический разбор слов). Следуя вышеприведенной схеме, отвечаем следующее:

  • слово “скошенная” – причастие, орфограмма присутствует в суффиксе;
  • слово “скошенная” является страдательным причастием, примененным в прошедшем времени, а “нн” пишется в таких словах, если для их образования послужили глаголы совершенного вида (скосить – что сделать?), также – раскрашенный, написанный;
  • суффикс — еннпишется в тех причастиях, что образованы от глаголов:
    • основа которых (неизменяемая часть слова, отделенная от формообразующего суффикса и окончания) оканчивается на согласный;
    • оканчивающихся на —ить, —еть;
  • слова “трава” и “рядами” имеют в корне слова безударную гласную, которая проверяется постановкой слова под ударение: “трава” ставится во множественное число – “травы”, а слово “рядами” – в единственное число и именительный падеж “ряд”.

Разберем еще один пример: “Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг”. Здесь, в отличие от первого примера, орфограммы не обозначены – их нужно найти.

  • “дождь” – орфограмма находится в парном согласном на конце и проверяется постановкой слова так, чтобы проверяемая буква звучала ясно и четко (в нашем случае это “дожди”);
  • “прошел”:
    • для буквы “о” – приставки не изменяются вне зависимости от их произношения (приставка про- есть, пра- – нет);
    • для буквы “е” – если в корне под ударением после шипящих слышится звук “о”, то пишется “е” (“прошедший”, “обжег”, “черточка”);
  • “освежил”:
    • для буквы “о” – та же орфограмма, что и для приставки в слове “прошел” (приставка о- есть, а – нет);
    • для буквы “е” – гласная в корне безударная, подбираем проверочное слово под ударением (“свежий”);
    • для буквы “и” – правописание “жи, ши”;
  • “вокруг”:
    • для буквы “о” – правильное написание приставок (приставка во- есть, ва- – нет);
    • для буквы “г” – изменяем слово так, чтобы согласная на конце звучала четко и ясно (“в круге”);
    • производный предлог “вокруг” пишется слитно, так как образован от наречия.

Верное понимание и применение орфограмм является одним из залогов правописания в частности и грамотности в целом.

Неопределенная форма и спряжение глагола

При произношении многих глаголов гласные личных окончаний оказываются без ударения, из-за чего возникают трудности в выборе букв «е» или «и»,  «у» или «а», «ю» или «я».

Как правильно пишутся слова:

  • ты пишешь или пишишь;
  • земляника спеет или спеит;
  • мы спорим или спорем;
  • поезда грохочут или грохочат;
  • зерна мелют или мелят?

В выборе написания буквы «е» или «и», «а» или «я», «у» или «ю» в безударных окончаниях глаголов важная роль принадлежит начальной форме глагола — инфинитиву.

Неопределённая форма глагола называет действие или состояние предмета и отвечает на вопрос что делать? или что сделать?

  • (что делать?) рисовать, спешить;
  • (что сделать?) нарисовать, заспешить.

Глаголы русского языка изменяются по лицам и числам. Характерным признаком глаголов является их принадлежность к I или II спряжению.

Определение

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.

Глаголы I и II спряжения отличаются написанием личных окончаний. Чтобы безошибочно выбрать правильное написание безударных личных окончаний глагола, выясним его спряжение. А в этом нам поможет неопределенная форма глагола.

Способы научить ребенка быстрому письму

Пятиминутка

Чтобы ребенок приобрел навыки быстрого письма, можно воспользоваться способом под названием «Пятиминутка», который носит игровой характер. Его суть состоит в том, чтобы ежедневно малыш в качестве тренировки переписывал по 5 предложений из любимой книги (рекомендуем прочитать: интересные книги для детей 4-5 лет). Выполнение задания длится всего около десяти минут, зато способ очень действенный.

Пишем по времени

Данный метод подойдет для детей, которые ответственно подходят к выполнению задания. В его основе лежит использование часов. Перед выполнением задания нужно спросить у малыша, за какое время он сможет сделать урок? К примеру, ему понадобится 20 минут. Около него надо поставить часы и наглядно объяснить, сколько времени есть в его распоряжении. При выполнении работы малыш будет смотреть на часы и знать, успеет ли он уложиться в отведенное время или нет. Таким образом со временем ребенок научиться быстрому письму.

Обучение в игровой форме

Чтобы процесс обучения для ребенка прошел легче и интереснее, можно подготовить собственный материал для дидактических игр. Например, подойдут задания с прописными шаблонами. Желаемого результата можно достичь благодаря следующим развивающим заданиям:

ребенок исполняет роль учителя: где я совершил ошибку?;

  • попробуй найти букву-близнеца;
  • отсутствуют отдельные элементы: попробуй угадать, какие буквы пропущены;
  • в слове пропущено несколько букв: попробуй угадать, что это за слово;
  • надо подобрать к образцу парный элемент.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: