Отаку одиночества. почему в мире стало модно быть хикки

Как становятся хикки

Такое не может произойти с человеком в один момент. Чаще всего это результат длительной депрессии. К примеру, каждый день за общим столом родственники делятся друг с другом впечатлениями, рассказывают о новых знакомствах, о своих успехах в карьере и т. д. Все это слушает парень или девушка, у которых в данный момент трудности в личной либо профессиональной сфере жизни. И с каждым днем их уверенность в себе уменьшается, они перестают верить в себя.

Это явление зародилось в Японии. А ведь в этой стране сегодня очень сложно устроиться на работу, молодые люди просто не верят, что смогут найти хоть какое-то место в жизни. Однако все родители мечтают о том, что их сын или дочь займут хорошую должность в какой-нибудь престижной компании, и не устают напоминать своим детям об этом.

Кстати, данное явление распространено не только среди японской молодежи. В нашей стране в последнее время также появилось много таких затворников. Россияне уже не спрашивают удивленно: «Хикки? Что это?» Из-за нестабильности данное явление стало нормой и в России. Молодые люди не в состоянии обозначить жизненные ориентиры, у них нет цели, а их проблемы никто не желает замечать. Вопросов накапливается масса, а ответов на них нет. Именно поэтому часть российской молодежи хочет просто спрятаться от всего мира и не отвечать никому.

Стоит отметить, что пока поведение подростка не отличалось от общепринятых норм, его никто и не замечал. Однако стоило ему найти своеобразный выход из сложной ситуации и закрыться в себе — окружающий мир заволновался. Все вокруг стали рассуждать о том, что, не работая, не получишь пенсии. Психиатры всерьез говорят о том, что детей надо лечить. А ведь хикки (фото выше) совсем не психи. Стоит лишь немного раскрепостить такого подростка, и он вдруг оказывается общительным и успешным человеком. Поэтому не нужно давить на него. Станьте ему настоящим другом, позовите гулять, покажите что-то интересное, и он «оттает».

Семейные ценности японцев через призму реакции на преступления

В мае 2021 года в городе Кавасаки (префектура Канагава) 51-летний мужчина с двумя ножами напал на ожидающую школьный автобус группу детей и родителей, убил двоих и ранил 18 человек, а затем совершил самоубийство. Через 4 дня в токийском районе Нэрима 76-летний мужчина, бывший заместитель Министра сельского хозяйства, убил проживавшего с ним 44-летнего сына. По словам отца, он «размышлял об инциденте в Кавасаки, и решил принять меры, чтобы сын не нанёс ущерба окружающим».


Кавакита Минору, адъюнкт-профессор педагогического университета Айти

«Пресса сообщила, что преступник из Кавасаки и убитый в Нэрима сын были хикикомори. Статус хикикомори далеко не всегда приводит к совершению таких редких преступлений, как массовое убийство. Однако меня насторожила реакция общества: «Хочешь совершить самоубийство – делай это один», «Отец хотел исполнить свой долг». Это проявление системы ценностей, принимающей самоубийство и убийство в пределах семьи, если оно не затрагивает интересы третьих лиц. Когда родители детей-инвалидов в отчаянии убивают их, появляются люди, которые жалеют родителей и требуют смягчения наказания. Однако инвалиды выступают с протестом, так как подобное мнение фактически означало, что их можно убивать. Неизбежно ли было убийство хикикомори из Нэрима?»

В японском обществе много говорят о «личной ответственности», и проблема хикикомори считается проблемой конкретной семьи. Чем объяснить подобное отношение?

«Когда в обществе преобладало сельское хозяйство, детей воспитывало местное сообщество, а семья являлась производственной и экономической ячейкой. В период стремительного экономического роста люди перешли на службу в компаниях, а семья стала местом, куда возвращаются после работы. Социологи считают, что благодаря этому семья сохранила функцию отдыха и воспитания детей. Долговременный уход и лечение стали получать за пределами дома. Люди умирают в больницах, похороны организуют вне дома. Дом становится всё более приватным местом, не доступным постороннему взгляду. Уровень успешности воспитания ребёнка служит индексом оценки семьи. Если ребёнок неуспешен – в этом виновата его семья. Если он перестаёт ходить в школу из-за издевательств или бросает работу из-за несложившихся отношений, родители чувствуют стыд, прекращают общение с внешним миром и скрываются от общественного мнения».

Кавакита отмечает, что подобное поведение семей с хикикомори вызвано низкой способностью общества к их принятию.

«В любом обществе есть люди, не способные работать, всегда существует определённое количество людей, выделяющихся из общей массы. Однако у нас отсутствует схема поддержки таких людей, особенно взрослых. Низкий уровень их принятия приводит к домашнему заточению. В эпоху Сёва (1926-1989) такие факторы, как стремительно растущая экономика, пожизненная система найма и женщины-домохозяйки обеспечивала функционирование системы, которую социолог Хонда Юки называет «моделью послевоенной циркуляции в японском социуме». Люди рождались в семье, шли в школу, затем устраивались на работу, — казалось, что жизнь идёт по кругу. Однако приход эпохи Хэйсэй (1989-2019) ознаменовался утратой основных столпов общества – экономического роста, системы пожизненного найма и женщин-домохозяек. Конкуренция привела к практике поисков проигравшего. Возможно, социальные изменения просто обострили недостаточную связь семьи и общества».

Уход

Мнения терапевтов о том, что делать, различаются, особенно между японцами, которые предпочитают ждать, пока непокорный подросток вновь появится в обществе в силу обстоятельств и благодаря поддержке на дому, и западными людьми, более склонными к амбулаторным консультациям. И психиатризация. В большинстве случаев психологическая поддержка необходима родителям, которые сбиты с толку и беспомощны перед лицом проблемы. Несмотря на то, что существуют специализированные ячейки помощи, многие хикикомори и родители по-прежнему ощущают недостаток поддержки, в основном из-за двойственного отношения людей, которых это касается, и нежелания семьи обращаться за помощью извне.

После постановки диагноза, часто после консультации с родителями, вмешательство является как социальным, так и клиническим подходом. Чаще всего это семейная терапия на дому, длительная и похожая на антипсихиатрическую, с небольшими бригадами помощников, которые и плохо владеют медицинским обслуживанием, и очень активны. Они состоят из одного или двух преподавателей-специалистов, которые проводят ежедневные визиты при поддержке социального работника и врача один раз в неделю. Встречи с обратной связью и контроля, обычно еженедельные, дополняемые ежемесячными отраслевыми собраниями, позволяют оценить эволюцию и принять решение о любых изменениях в командах.

Медикаментозное лечение часто бывает сопутствующим, но не систематическим.

Избалованные японские дети: повышенное знакомство с технологиями

Обсудив роль хикикомори в японском обществе, важно также показать, что есть такие, которые не выходят из повседневной жизни, но играют роль в социальных преобразованиях. Изменения в японском обществе показывают, что использование Интернета сыграло роль в отходе молодежи от традиционных ценностей

В другом сообщении в блоге рассказывается об использовании Интернета детьми. «Цифровая зависимость». Согласно Мэтьюз и Уайт (2004), японское воспитание по-прежнему сосредоточено на детях. Детей, которых избаловали и избаловали в юности, можно считать слабыми и слишком зависимыми от родительской заботы. Японские дети кажутся все более и более насыщенными технологиями, поскольку их часто забирают с телевизорами, телефонами и компьютерами, и они могут быть слишком увлечены материальными благами и удовольствиями. Ребенок рассказывает о своей изнеженной жизни и говорит: «У меня есть своя комната, где у меня есть телевизор, телефон и все, что мне нужно. Мне не нужно идти в гостиную…. Даже находясь дома, я могу общаться с кем захочу »(Матфея 74). Даже во всем мире нет ничего необычного в том, что в последнее десятилетие детей так балуют, когда они окружены различными способами доступа в Интернет

В следующем разделе я обращаю внимание на использование сотовых телефонов в Японии и на дихотомические взгляды, связанные с владением мобильными телефонами

Хикки – это вам не хи-хи

Про хикикомори снимают аниме и фильмы, они становятся героями литературных произведений. Собственно, благодаря такой пропаганде про хикки и узнал весь мир. Зачастую образ романтизирован. В реале большинство добровольных затворников:

  • имеют психологические проблемы, расстройства аутистического спектра;
  • неряшливы (если не сказать хуже) сами и живут в грязи, не убирают даже свои любимые комнаты;
  • не могут содержать себя, но в развитой богатой Японии у них получается нормально существовать на пособие по безработице.

Некоторые японские родители не мирятся с подобным положением, стараются как-то вытянуть детей: перестают содержать, записывают на лечение… Чаще всего это, увы, не даёт результатов.

Хотите узнать о японских хикикомори больше? Смотрите одноименный фильм RTД.

В других странах хикикомори в чистом виде стать сложнее. Многие мечтают о такой жизни (а вовсе не о том, чтобы сделать карьеру, создать семью, достигнуть чего-то или просто всё бросить и уехать на Гоа) и ведут эдакое полухикикоморное существование. Например, ходят на пары в университет, но больше – никуда, раз в неделю заказывают продукты по интернету и годами сидят дома.

Тому, что подобных людей в мире становится всё больше, способствуют:

  • Общемировая тенденция на развитие удалёнки, дистанционки. Современные хиккикомори, в отличие от своих предшественников, могут работать, развлекаться и общаться с людьми по всему миру благодаря интернету.
  • Сложная эпидемиологическая обстановка. Когда во всех странах призывают: сидите дома, спасайте жизни, невольно соглашаешься и… продолжаешь никуда не выходить даже по окончании угрозы.

Не нужно путать хикикомори и интровертов. Последние могут нормально общаться в обществе, просто не очень любят. Первые – буквально стараются не выходить из комнаты, полностью изолируются от внешнего мира.

Книги про хикикомори

Синдром хикикомори взят на вооружение писателями. Литературы на данную тематику не так много, но авторы, написавшие о таких людях талантливо описывают всю глубину состояния, мыслей и быта героев. Книги о личностях, принявших добровольное затворничество:

Кто такой хикикомори, причины ухода в изоляцию и что происходит с таким человеком можно увидеть в следующих фильмах:

  1. «Замкнутый круг / Columbus Circle»
    . Привлекательная молодая женщина Эбигейл почти двадцать лет живет в одиночестве, не покидая своей квартиры на Манхэттене. Общается она только с двумя людьми: консьержем дома и старинным другом семьи доктором Рэймондом. Но пришло время когда Эбигейл сталкивается со своими страхами лицом к лицу из-за событий в доме напротив.
  2. «Кто ты? / Krai Nai Hong»
    . Нида, продавец DVD-дисков поссорилась со своим сыном Тоном, который после этого заперся в комнате на 5 лет и общается с внешним миром посредством записок, тем временем в квартале начинают происходить страшные события. Люди начинают беспокоиться: кто же заперт за дверью, подросток хикка — социофоб или монстр?
  3. «Влюбленный Тома/ Thomas est amoureux»
    . Герой фильма Том страдает агорафобией и полностью поглощен общением с виртуальными девушками в компьютере. По совету своего web- психотерапевта решается на знакомство с реальной девушкой в чате знакомств и влюбляется, это событие становится волнительным для него, ведь для того, чтобы обрести любовь…надо выйти из дома.

В разделе на вопрос Кто такая Хикка?? заданный автором философ
лучший ответ это Хикки (англ. Hikky) — сокращение от хикикомори (moon. ひきこもり или 引き篭り). Японский термин, обозначающий людей, отказывающихся от социальной жизни, стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие различных социальных и личных факторов. Удвоенная «к» появилась из-за того, что в мунспике при произношении гласная «и» между двумя «к» редуцируется.Иногда «хикки» — всего лишь сокращение от имени Хикару.Стебн. Хикка — человек, имитирующий поведение хикикомори, но при этом ведущий (полу) социоблядную жизнь. Обитает ВКонтакте, отыскивается участием/подпиской на хикикомори-сообщества.Ноулайфер — человек без социальной жизни, но не стремившийся к этому, как сабжевый хикки, а докатившейся до неё как лузер.

Ответ от скоростник
****ть мэйл ру ответы изменяет ссылки

Ответ от Дарья Пронина
термин, обозначающий подростков и молодежь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения, вследствие разных личных и социальных факторов

Ответ от Невролог
в России это чуть иначе

Ответ от *типа крутой ник*
Лично в моем понимании…Хикка — это асоциальный человек, который сутками напролет сидит в интернете, скроллит мемы, слушает музыку, смотрит аниме и как правило «не совершает ошибки» — не выходит из комнаты/квартиры.Также есть хикки/хиккикамори, которые сидят на двачике и прочих имиджбордах, но их уже называют «битардами».

С недавнего времени лексикон молодежи, а в частности, любителей аниме, пополнился новым термином. Сегодня в моду входит слово «хикикомори» (чаще его произносят просто как «хикки»). Что это такое? Японцы называют так подростков, уединяющихся в своей комнате, работать или учиться. Такой человек может спокойно не контактировать с окружающим миром на протяжении нескольких месяцев. Для обычного человека такое поведение может показаться признаком психического расстройства. Однако таких «психов» с каждым днем становится все больше, счет уже идет на миллионы.

Путь к затворничеству

После разрыва с девушкой Глеб ощутил полную потерю мотивации, интереса к работе и жизни. Не желая посвящать в происшедшее друзей, молодой человек замкнулся и прекратил контакты с внешним миром. «Пустая квартира, которая должна была бы вызывать отторжение, наоборот, стала единственным местом, где я мог чувствовать себя хорошо. В этом состоянии ты как будто почти полностью разрушен и от окончательного разрушения спасаешься в единственном доступном тебе убежище, воспринимая окружающий мир как угрозу и ненужное беспокойство. Разумеется, сидишь в Интернете — все больше и больше», — делится своим восьмимесячным опытом пребывания в состоянии хикикомори Глеб.

Толчком к началу жизни в изоляции от общества нередко являются личные драмы и неприятности. Для сотен таких молодых людей, как Глеб, это мог быть разрыв с девушкой или потеря работы. Подростки часто замыкаются в себе из-за неприятностей в школе или сложных отношений с одноклассниками и родителями.

Например, бывший хикикомори Мацу рассказывал BBC News, что решил уйти в себя из-за того, что его родители навязывали ему выбор профессии. Отец требовал, чтобы молодой человек пошел по его стопам и стал профессиональным художником, имеющим собственный бизнес, а сын мечтал стать программистом в большой компании. Не желая идти путем, предложенным родителями, и не имея возможности осуществить свои собственные планы, Мацу предпочел не делать никакого выбора.

Эксперты также пытаются выделить какие-либо общие причины появления и распространения такого явления, как хикикомори.

Доцент кафедры практической философии Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Павлов полагает, что главной причиной появления хикикомори, как социального феномена, является эгоизм. По мнению ученого, одиночки предпочитают тому, что им навязывает телевидение и другие средства информации, «жизнь ради себя» — «априорный дауншифтинг». Молодые люди не пытаются добиться неких высот. «Вместо того чтобы идти работать, завести семью, взять ипотеку и навсегда лишиться свободного времени, молодые люди выбирают буквально «ничего» — сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли», — утверждает философ.

Не очень верит в возможность хикикомори самостоятельно сделать выбор и доцент Ковпак. Он утверждает, что хотя хикикомори подводят под свое поведение философию эскапизма (то есть стремления уйти от действительности в мир фантазий), чаще всего «это просто отблески и перепевы чужих умных слов, помогающих до поры до времени отшивать родителей».

Наконец, часто появление хикикомори объясняют особенностями японского общества, в котором до сих пор сохраняются нормы традиционной морали. Подростков отличает скрытность и нежелание «выносить сор из избы». Отдельный аспект проблемы — влияние так называемого амаэ. Этим словом называют эмоциональную зависимость японцев от близких, в особенности от матерей. Считается, что избалованные в детстве сыновья и во взрослом возрасте продолжают перекладывать ответственность за собственную жизнь на других.

Показателен пример того запершегося на кухне подростка, о котором говорилось в начале статьи. Его мать, не сумев убедить мальчика прекратить затворничество, оставила попытки что-либо изменить. Родители пристроили к дому еще одну кухню и продолжили жить, как будто ничего не произошло. Три раза в день мать подсовывала юноше под дверь еду. Когда через несколько лет история стала известна прессе, мать особо настаивала, чтобы имя ее сына не раскрывалось. Женщина боялась реакции соседей.

Предубеждённое отношение к социальному пособию

В книге Китагавы рассматривается множество семей, где есть взрослый ребёнок-хикикомори. Они не просят помощи и решают все проблемы самостоятельно на протяжении многих десятков лет. Поводом для первого обращения за помощью служит преклонный возраст родителей. Однако хикикомори и его семье бывает не так-то просто принять помощь, в том числе в виде социального пособия.

«Это не только влияние общественного мнения. Хикикомори и их семьи с предубеждением относятся к получению социального пособия. Они считают, что это конец, поэтому пытаются избежать данной ситуации. Фактически они роют яму сами себе, не допуская получения помощи. Однако необращение за помощью лишь ухудшает ситуацию и приводит к таким серьёзным последствиям, как смерть в одиночестве. Независимость – это не полное отсутствие зависимости от окружающих, а умение надлежащим образом полагаться на людей и социальную систему».

Как должен измениться образ мыслей хикикомори и их семей, и какой помощью они могут воспользоваться?

«Кумагая Синъитиро – специалист по педиатрической хирургии, сотрудник Центра передовых исследований и технологий Токийского университета (RCAST). Будучи инвалидом по ДЦП, он разработал понятие «независимости на основе увеличения числа субъектов, от которых ты зависишь». Не следует зависеть только от семьи. Обретение независимости – это увеличение числа людей вне семьи, от которых ты зависишь. Однако шелтеров, где родители могут спастись от насилия в семье, не так много, система кредитования несовершенна, а в качестве последней меры можно рассчитывать лишь на социальное пособие. Ресурсов, на которые можно положиться, не хватает».

Кавакита предлагает решить проблему насилия в семье следующим образом:

«Сначала найдите человека, с которым можно поделиться происходящим. Это может быть соцработник или просто знакомый. Они расскажут вам о подходящей системе. Некоторые считают, что службы помощи предназначены для узкого круга несчастных, однако бесплатные детские сады – тоже часть социальной системы. На самом деле каждый из нас не только платит налоги, но и пользуется ими. Просто начните думать, что пользоваться социальной системой – это нормально, и обеспечьте себе несколько точек зависимости помимо семьи».

Хикки по всему миру

В западных странах уверены, что такое явление, как «хикикомори», могло появится только у «странных японцев». Но это неправда. Уже сегодня Сеть пестрит упоминаниями о хикки. Подростки со всего мира делятся в Интернете своими переживаниями. Стоит только почитать записки русских хикки – сколько боли эти молодые люди выплескивают в Мировую паутину, потому что их не слышат дома. А ведь их нужно просто понять, вникнуть в их проблемы, обсудить их комплексы, поверить в их таланты.

В любой стране мира найдется несколько десятков подростков, которые с радостью бросят школу и закроются от всего мира. Но разве в нашей стране хоть один родитель поймет такой поступок? Да и далеко не у каждого ребенка в Росси есть отдельная комната, чтобы в ней укрыться. Поэтому для россиян слово хикикомори остается пока лишь модным выражением.

Как бороться с социальной изоляцией?

Профилактике болезни сопутствует тщательная систематизация и оценка страхов. Особенно фобий подросткового возраста

Для тонко чувствующих подростков в периоде полового созревания важно участие родителей. Значимые люди смогут обеспечить столь необходимую поддержку

Наибольшую проблему вызывают эмоции. Отсутствие навыков осознания причин эмоциональных переживаний приводит к неспособности самостоятельно контролировать их проявления и грамотно устранять последствия деструктивного общения

Молодых людей важно удержать в состоянии непрерывного обучения, заинтересовывать физическими нагрузками, командными видами спорта, прогулками на открытом воздухе. Им нужно помогать с трудоустройством, чтобы заработок собственных денег и осознание своих возможностей дали максимальный результат

При крайних проявлениях хикикомори обращение к врачу неизбежно. Опытный специалист поможет вернуть хикки в реальный мир. Человек вновь обретет радость общения с близкими, друзьями, коллегами. После прохождения терапии человек не должен снова попасть в ситуацию изоляции

Внимание близких бесценно. Всегда можно найти общие интересы и поддержать сотворчеством

Установлению тесного контакта способствуют совместный просмотр фильмов, прочтение и обсуждение книг.

Новая глобальная эпидемия?

Может показаться, что хикикомори — это специфический японский феномен, синдром, связанный с особенностями культуры, который ограничен этим конкретным временем и местом в истории. Хотя это правда, что уникальное культурное давление, делает Японию особенно уязвимой для этого расстройства. Появляется все больше свидетельств того, что люди в других частях мира, особенно в западных странах, уходят из мира таким же образом. Это ссылка на статью из The Japan Times, где французские исследователи обсуждают потенциал того, что хикикомори существуют в их собственной стране, хотя, очевидно, под другим именем и, возможно, до сих пор не идентифицированным. Были сообщения из других европейских стран, таких как Испания, Англия и Италия.

Может ли быть так, что это социальная болезнь, которая «распространяется» по всему миру, вызванная тяжелыми экономическими временами и другими культурными факторами? Или это то, что было с самого начала, только сейчас мы начинаем это определять? Возможно, хикикомори действительно является синдромом, связанным с культурой, а случаи в других странах — единичные случаи. Или, возможно, ответ — комбинация вышеперечисленного; возможно, хикикомори — это развивающееся социальное заболевание, а уникальные культурные факторы Японии сделали его пресловутым «канарейкой в ​​угольной шахте».

Пока эксперты спорят и проводят исследования, миллионы японских семей пытаются решить проблему сыновей и дочерей, которые только что сдались, решив, что изоляция лучше, чем суровые реалии мира за дверью их спальни.

Просмотры: 1 722

Реальность бытия

Что ощущают люди, когда их дети, товарищи или даже одноклассники однажды вдруг не появляются в рабочем коллективе, бросают обучение и закрываются в своей комнате? Синдром хикикомори вызывает опасение главным образом из-за отрицательного влияния СМИ. Семья пытается скрыть факт присутствия в ней хикки, не желая навлечь на себя позор, при этом общественность в искаженной форме получает куски информации и строит собственные домыслы, делая опрометчивые выводы. Однако прежде, чем подросток с синдромом хикикомори замкнется в своем собственном мире, пройдет не один месяц и даже не один год. Стресс будет медленно накапливаться и одно единственное событие станет толчком, отгородившим человека от социума на продолжительный срок, и никто не сможет узнать, когда и чем это завершится, и завершится ли вообще.

Главное, никогда не оставляйте своего ребенка без должного внимания, но и не переусердствуйте. В воспитании детей, как и во всем, должна быть «золотая середина». И если вдруг что-то пошло не так, не медлите записаться на прием к врачу-психотерапевту и показать ему ребенка. Вдруг это будет единственным шансом спасти его от самозаточения.

«Как дела?» по-японски

最近どう – (Saikin dō)

«Как дела» – универсальная фраза для small talk (короткой вежливой беседы) в любом языке, поэтому ей уделяют время на первом уроке. Распространенная вежливая японская форма звучит как «О генки дес ка». Общаясь с родными, друзьями или коллегами одного уровня, используют формулировку «Сайкин доу». Она не так официальна, не столь строга.

Еще варианты:

  • Генки – неформально, сокращенно.
  • Тёуши ва доу дес ка – более официально.
  • Доушите имас ка – вежливо, не слишком официально.

Услышав от собеседника такой вопрос в свой адрес, можно ответить:

  • Генки дэс – Все хорошо.
  • О-кагэ сама дэ – Спасибо, хорошо благодаря вам.
  • Ай каваразу – Спасибо, без изменений.
  • Маа маа дэс нэ – Так себе.


Генки – неформальный вариант вопроса «Как дела»

Почему хикикомори зачастую живут с родителями?

Некоторые люди, выбирающие жить в затворничестве, не могут заниматься бытовыми делами самостоятельно и зарабатывать деньги, поэтому они живут с родителями. Например, те, кто страдает синдромом Аспергера, аутизмом или шизофренией, даже будучи взрослыми, нуждаются в опеке и заботе. А вот люди с шизоидным расстройством личности в жизни с родителями не нуждаются. У них есть обособленный внутренний мир, и они могут заботиться о себе самостоятельно.

Как правило, человек живет с родителями, просто потому что так удобнее. Это позволяет не думать о всяких “взрослых” вещах вроде работы и самостоятельной жизни. Но, по сути, стремление к подобному удобству – это симптом расстройства личности. Если человек уходит от общества и хочет в свои 40-50 лет жить с родителями на их пенсию, скорее всего, у него есть какая-то проблема. Однако здесь возникает вопрос: а нужно ли вообще диагностировать подобное расстройство, если оно никому не мешает? Если человек целыми днями сидит дома, у него нет друзей, но это не делает его несчастным и не наносит вред его жизни и здоровью, на такого человека нельзя накладывать какие-то клинические категории и ставить ему диагноз. Симптомы заболевания становятся симптомами в тот момент, когда поведение человека начинает мешать окружающим или ему самому.

и tabaccomunication (たばこミュニケーション)

Эти слова являются синонимами. Nomunication образовано от японского слова «ному» (напиток) и английского слова communication (общение). Буквально оно переводится так: «общение во время употребления напитков» (включая алкоголь). Табаккоммуникация происходит от слов «табак» и «общение» и означает «общение во время курения».

Оба понятия широко распространены в Японии. Часто происходит обсуждение вопросов бизнеса за выпивкой с коллегами после работы или общение во время перекура. Хотя эти навыки иногда могут быть эффективными и полезными для бизнеса, медики их не рекомендуют, так как они негативно влияют на здоровье. Похоже, что молодежь в Японии начинает воздерживаться от этого.

Причины появления Хикки

Первая причина

Вторая причина
. Японцы очень закрытая нация, настолько, что даже между членами семьи часто не бывает тёплых отношений. Бывает, что родные сестра с братом даже не знают номеров телефона друг друга. Видя такое безобразие, и насмотревшись голливудских фильмов про тёплые взаимоотношения в семье и между молодыми людьми (что совсем не правда), он начинает считать, что общество прогнило насквозь, все стали похожи на роботов, которые совершенно не беспокоятся о судьбах своих родных.

Третья причина
. Япония является страной, где тестируются новые технологии, которые затем используют во всём мире, это накладывает свой отпечаток на жизнь аборигенов. Они перестают общаться со сверстниками в реальной жизни и погружаются в виртуальную среду, где разговаривают с подобными себе фанатами аниме и

Что значит быть хикки

Это отрывок стихотворения, написанного Бродским в семидесятых годах 20 века еще до появления самого понятия хикикомори. Возможно, именно так думают и сегодняшние хикки. Со стороны их мир, ограниченный четырьмя стенами, может показаться одиноким, но для них он выглядит иначе – свободным.

Чаще всего, хикикомори бодрствуют по ночам, проводя время перед мониторами компьютеров. Они играют, общаются, некоторые даже работают удаленно. Кое-кто выходит за продуктами или просто на прогулку ночными улицами. В общем и целом, такая жизнь их устраивает.

Обычные люди ошибаются, думая, что хикки страдают или переживают глубокую депрессию, обрекая себя на такое существование: депрессия и страдания для них находятся за дверью их крепости, в мире, где нужно общаться «вживую» и соответствовать установленным требованиям.

Они живут на иждивении у родителей или родственников, отказываются обустраивать свою личную жизнь и строить хоть какую-то карьеру. Некоторые даже душ принимают раз в полгода.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБЛОМОВЫ

Чем занят в своей жизни обычный хикки? Часто распорядок дня у него смещен, он спит с утра до вечера, в темноте может выйти на улицу в магазин за продуктами или прокрасться на кухню и поесть в  случае, если затворника содержат его близкие. Ну а когда хикикомори бодрствует, он может просто слушать музыку, читать, сидеть в интернете.  Часто для них мир телевидения, компьютерных игр становится подлинной реальностью. На улице и среди людей им дискомфортно, они раскрепощаются в Сети, на просторах виртуальной реальности.

Хикки могут и работать, но работу они опять же будут искать в своей  виртуальной действительности.

«Был случай, когда такой вот молодой человек начал работать только ради того, чтобы доказать отцу, что он может зарабатывать. Он нашел удаленную работу. Отец ранее упрекал сына, что тот не может обеспечить себя, и вот он доказал, что может. Хотя самому ему ничего не было нужно», — вспоминает эксперт.

Кстати, одни хикки считают свою жизнь нормальной, другие впадают в отчаяние, в ауто­агрессию, то есть могут даже причинять самим себе вред, словно пытаясь отомстить за такую жизнь. Многие задумываются: где, на каком этапе жизни произошел поворот, за которым закончилась обычная жизнь?

«Главная проблема этих людей — зависимость. Пока у них живы родители, они еще как-то могут жить. А когда близкие умирают, хикикомори быстро становятся социальными инвалидами, они теряются, потому что не умеют себя обеспечивать в бытовом плане, не могут прокормить себя», — предостерегает Любовь Фролова.

Аутистические черты характера все больше проявляются у жителей развитых стран. «Чем активнее идет вперед прогресс, тем больше людей стараются от этого общества отдалиться, — утверждает эксперт. — Вот в Африке, к примеру, таких проблем нет. Там люди ближе к природе. У них другие задачи — выжить».

Евгения Кузнецова

Фото REX/FOTODOM

КАК СОЦИОФОБА ВЕРНУТЬ В ОБЩЕСТВО?

Мнения экспертов по поводу того, что же делать если ваш близкий превращается в хикикомори, расходятся. Одни считают, что искусственно «подбадривать» ушедших в себя хикикомори бессмысленно, у них в данный момент иной склад психики, насильно его изменить не удастся. Другие полагают, что нужно постепенно вытаскивать хикикомори из «норы».

Ищите нейтральные поводы, чтобы лишний раз зайти к «отшельнику»: мол, что-то нужно починить, нужна та или иная помощь, что-то необходимо сделать в комнате и так далее.

Часто хикикомори — интроверты. Насильно превращать их в экстравертов нельзя, да и бессмысленно. Но можно попробовать вывести человека в общество, зародив в нем интерес к какой-то деятельности. Если у хикикомори появится цель, то это может «раскачать» человека на более активные действия.

Заставить хикикомори работать сразу не получится. Но можно рискнуть и вывести его из-под финансовой «подкормки». Истинный хикикомори, то есть тот, кто живет за счет родственников, в конце концов, ощутит необходимость кормить себя. Работа станет необходимостью, чтобы жить. А вот помочь с поиском работы вы можете. Начать стоит не с чего-то активного, а, возможно, с надомной работы.

Радикальный способ — «перезагрузка», когда человека отправляют куда-то трудиться и подумать над своим образом жизни — иногда тоже срабатывает. Армия для молодого человека, физический труд где-то в коммуне или в летнем лагере — такие способы иногда помогают встряхнуть хикикомори.

«Я СИЛЬНО ОБОЖГЛАСЬ»

«Мы с подругой знакомы с 8 лет. Она вышла замуж, в 90-е годы осталась без работы, сейчас ей 48, ее сыну уже 20, дочке — 16. Все эти годы она не работает. Сначала все свободное время отдавалось детям. Потом я заметила, что внешний мир ее вообще не интересует. Я с трудом вытаскиваю ее на прогулки. Любимое ее занятие — смотреть фильмы. У нее нет никаких других потребностей. Одевается она в старые студенческие наряды. Это какая-то паранойя», — рассказывает москвичка Екатерина о своей приятельнице.

«Я испытываю необычайный стресс только от мысли, что при походе в магазин придется общаться с продавщицей, а в такси — с водителем. Возможно, со мной это случилось из-за многомесячного буллинга (психологического давления окружающих. — Ред.). Тогда я сильно обожглась, и теперь мне трудно доверять людям. С момента моего увольнения многие от меня отвернулись, — рассказывает журналистка Л., которая замкнулась после ухода с работы. — Я удалилась из всех соцсетей. Перестала покупать новую одежду. Пропал ко всему интерес. Но я даже рада такому периоду в жизни, есть время подумать, раньше все было как-то на бегу…»

Как ни странно, замыкаются и отдаляются от общества часто те, кто имеет очень «живую» профессию, связанную как раз с общением. Так, 40-летний Андрей В. потерял работу, не сложилось и с личной жизнью. До этого он занимался музыкой, с людьми приходилось общаться довольно много. Теперь этот человек уже три года прячется от внешнего мира. А родители обеспечивают своего великовозрастного сына минимально необходимым. Никакие попытки вытащить его пока не помогают.

Но далеко не все хикки живут за чужой счет. Жительница Перми Алина П. давно уже работает не в офисе, а дома, причем особенно продуктивно по ночам. «Я стала ловить себя на мысли, что стараюсь выходить из дома так, чтобы не встретить соседей,  — делится она наблюдениями. — С удаленной работой сложно, за нынешнюю получаю немного». Имея педагогическое образование, она подумывала вернуться в профессию, но поняла, что боится школы, родителей и детей. Признается, что путь к затворничеству начался с потерей работы в вузе — ее просто выкинули с кафедры, и уже два года женщина с обидой вспоминает эту ситуацию. Кстати, именно обида чаще всего, подмечают психологи, подталкивает людей к затворничеству.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: