Как улучшить продуктивность с помощью эффекта зейгарник

Октанализ: Сингулярность в 2045 году !

ыл близок к гештальтпсихологии. Его всегда интересовала личность человека, мотивы поведения. Он разработал экспериментальные методики изучения мотивации, в частности уровня притязаний, запоминания законченных и незаконченных действий и др. Левин щедро делился знаниями со своими студентами, поддерживал их научные поиски. В своих воспоминаниях Блюма Вульфовна описывает его как человека, полностью поглощенного наукой, «рассеянного профессора», который может обсуждать пришедшие в голову мысли в самом неподходящем для этого месте, например, в галантерейном магазине. Однажды новая идея возникла при переходе улицы и Левин, прикрепив свой блокнот к борту грузовика, начал было ее записывать, но едва не упал, когда грузовик внезапно тронулся. Кстати, идею, которую Левин с риском для жизни так старался запечатлеть, позже подтвердил один из его учеников в своем эксперименте.

Подобная история произошла и с Зейгарник. Идея ее эксперимента возникла у Курта Левина тоже не в самом академическом месте – в небольшом берлинском кафе, где он вместе со своими студентами часто бывал, обсуждая научные проблемы. Материал для экспериментов можно найти везде, считал Курт Левин

И обратил внимание на поведение официанта, который легко запоминал то, что заказывали его клиенты. Но как долго официант может помнить заказы своих клиентов?

Попросив официанта подойти, Левин уточнил у него, что заказали клиенты, сидящие у окна. Официант легко вспомнил заказ этой пары. Но вспомнить, что ели другие клиенты, которые уже расплатились и направлялись к выходу, оказалось для официанта более сложной задачей. Он начал перечислять и запутался. Почему так произошло? Зейгарник предположила, что после того, как клиенты расплатились, у официанта уже больше нет необходимости помнить заказ, но пока этого не произошло, он должен держать все в голове. По всей видимости, человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия.

Идея была замечательной, но необходимо было ее развить и получить экспериментальное подтверждение. Этим и занялась Зейгарник. Во время опыта испытуемому предлагали выполнять несколько различных заданий. Рядом сидела Зейгарник и периодически, под разными предлогами прерывала выполнение некоторых заданий. Она делала это специально, но испытуемые об этом не знали, полагая, что просто происходят небольшие накладки. Количество завершенных и незавершенных заданий было одинаковым. После окончания эксперимента все задания убирали из поля зрения испытуемого, а потом, как бы случайно, его просили припомнить, что это были за задания. Здесь и обнаружилось, что испытуемые лучше запомнили те действия, выполнение которых было прервано. Причем разница оказалась довольно большой, незавершенные действия запоминаются в 1,9 раз лучше, чем завершенные.

Ольга, возвратимся к вашему случаю. Здесь есть несколько вариантов решения вопроса.

Вспомните вашу ситуацию и мысленно

проделайте завершение, которое вы хотите. И повторяйте такое действие до тех пор, пока почувствуете состояние завершенности.

У меня был случай с клиенткой. Она помнила свою обиду на мальчика 13 лет, когда еще была в пионерском лагере. Ситуация была такая. Мальчишка приставал к ней постоянно, задирал и девочка его сторонилась. Как-то было у них собрание, что-то они обсуждали. Все дети сидели за партами. Она тоже. Ей было неудобно, потому что к ней подошел и встал рядом тот мальчишка. Увидев, что она хочет встать с места и уйти, он ей просто приказал: — Сиди на месте, а то ударю. Она все же встала и тут же получила удар ребром ладони по шее. Взрослая 45-летняя женщина помнила этот случай почти 30 лет. Стали с ней работать.

Я попросила ее представить какого-нибудь человека, героя фильма, книги, или может быть родственника или знакомого, который мог бы справиться с этой проблемой. Стали искать героя. Среди людей не нашли, ничего ей не отзывалось. Ни фея, ни Никита, ни женщина с веслом. Тогда стали искать образы среди животных. Она сказала: — Вот если бы я была пантера, я бы смогла выскользнуть из-под его руки и не получила бы удара. Я попросила ее представить эту картинку и через некоторое время спросила ее, как она себя чувствует. Она сказала, что лучше. Но по ее виду и голосу я поняла, что полного завершения ситуации не произошло. Тогда я попросила ее посмотреть, что было с мальчишкой, когда она увернулась от его удара. Она сказала: — Он с размаху ударил по парте ребром ладони. — И как он себя чувствует после этого? — спросила я. — Ему очень больно, — сказала она и засмеялась. Это и было завершением ситуации. Примерно по такому же принципу попробуйте и вы поискать.

Или можете позвонить мне по телефону 8 903 540 3470.

4.05.2011

Эффект Зейгарник

В 1927 году Зейгарник защитила диссертацию в Психологическом институте философского факультета Берлинского университета на тему «О памяти завершенных и незавершенных действий». Ее научным руководителем был уже известный в то время психолог Курт Левин. В работе показано, что незавершенные действия запоминаются почти в два раза лучше, чем завершенные; этот феномен, как было доказано в исследовании, основан на актуальной потребности (квазипотребности, по К. Левину). Сама Блюма Вольфовна вспоминала, как на следующее утро после защиты диплома ей позвонил К. Левин и сказал: «Вы знаете, что вы сделали? Вы сделали научное открытие». И это действительно было правдой. Описанный Блюмой Вольфовной феномен преимущественного запоминания незавершенных действий вошел в мировую научную психологическую литературу под своим названием — феномен Зейгарник или эффект Зейгарник.

C. Левин, один из ярчайших представителей знаменитой галактики, которая была гордостью мировой психологии. Достаточно упомянуть их имена — F. Хоппе, М. Юкнат, Т. Дембо, Г. Биренбаум и др. Б.В. Зейгарник стала знаменитой, а ее имя сразу же было отнесено к классикам мировой психологии.

В те годы психологическая теория Левина все еще находилась в стадии зарождения. Сам К. Левин, который был не намного старше своих учеников, был для них не только учителем, но и другом-единомышленником. Б.В. Зейгарник вспоминал, что общение с К. Левиным отличалось по стилю от того, что было принято в научных и академических кругах того времени. К. Левин был человеком общительным и живым, вовлекал своих студентов в особую «игру-поиск» и часто делал непосредственное наблюдение за людьми предметом своих исследований.

Поэтому его семинары часто проходили в кафе и пабах за чашечкой кофе. В частности, феномен запоминания незавершенных действий был «замечен» им именно в этой ситуации. Он заметил (вспомнил Б.В.), что официант прекрасно запомнил заказ каждого клиента. К. Левин попросил официанта сказать ему, не заглядывая в книгу, что заказал тот или иной человек. Не задумываясь, официант воспроизвел содержание всех заказов. Когда дело дошло до клиентов, покидающих кафе, он не смог назвать ни одного заказа. «В конце концов, они уже заплатили», — ответил он. Следовательно, заключает Левин, у него больше нет потребности помнить; напряженно-динамическая система — так сказать, потребность — иссякла. Способность Б.В. Зейгарник проникать в повседневную жизнь, видеть за ее мелочами глубокие психологические «корни», по-видимому, в значительной степени развилась в годы его сотрудничества с К. Левиным. Особая атмосфера дружелюбия, взаимопонимания, товарищества объединяла вокруг Левина его учеников, была питательной средой для их совместного творчества. Позже она усовершенствовала эти навыки, основывая свои исследования на данных наблюдений.

После окончания университета Блюма Вольфовна продолжала работать в группе Курта Левина и осталась в Берлине со своим мужем, сотрудником советского торгового представительства. В 1931 году она вернулась в Советский Союз и начала работать в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины, где была ближайшим помощником Л.С. Выготского. В эти годы она сблизилась со многими ведущими советскими психологами, став их сотрудником и соратником. 30-е годы стали для Блюмы Вульфовны временем тяжелых испытаний. В сельской местности нарастала волна репрессий. Ранняя смерть Л.С. Выготского, как она считала, была ускорена этими событиями.

Испытания не обошли стороной и Блюму Вульфовну. В 1938 году ее муж был арестован, она осталась одна с маленьким сыном, и ее второй сын родился вскоре после ареста мужа. Страх, неуверенность в будущем, материальная необеспеченность долгие годы жили в семье Зейгарник. Среди немногих друзей, сохранивших ей верность в эти трудные годы, были А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн. До последних дней жизни С. Я. Рубинштейн оставался ее другом и соратником. В это трудное время Сусанна Яковлевна помогала ей во всем, поддерживала морально, сопровождала в «поездках» на Лубянку, чтобы узнать о судьбе угнетенного мужа, погибшего в пыточных камерах КГБ.Блюма Вульфовна была благодарна С.Я. Рубенштейн за добрую помощь, ценил ее преданность и отзывчивость; она часто повторяла своим ученикам, которые ворчали на ее трудный характер: «Вы не знаете Сусанну Яковлевну. Она — верный друг».

Что такое эффект Зейгарник

Когда вы начинаете работать над каким-то делом, но не заканчиваете его, мысли о незавершенной работе продолжают всплывать в уме, даже когда вы переходите к другим вещам. Такие мысли побуждают вернуться и закончить то, что вы уже начали.

Когда вы прерываете просмотр сериала или чтение книги, вы больше всего запомните именно этот момент. Это еще одно проявление эффекта, которое касается вашей памяти.

Этот психологический эффект активно используется режиссерами, сценаристами, рекламщиками, чтобы удержать внимание. На этом принципе построены трейлеры к фильму: они состоят из множества незавершенных кусочков. Ваш мозг захочет “закончить” дело, и сложить всю картину целиком

Но тогда вам придется купить билет и пойти в кино. Вот вы и попались в ловушку эффекта Зейгарник

Ваш мозг захочет “закончить” дело, и сложить всю картину целиком. Но тогда вам придется купить билет и пойти в кино. Вот вы и попались в ловушку эффекта Зейгарник.

Как проходили научный эксперимент и исследования Зейгарник

Исследование было простым с добровольными участниками. Всех добровольцев разделили на две отдельные группы. Одной группе людей давали задания и позволяли полностью завершить их.

Вторую группы специально отвлекали, не давали выполнять задание до конца. Затем их отправляли по домам. Через несколько дней участников обеих групп спрашивали о содержании заданий. Те люди, которые не смогли довести дело до конца помнили все нюансы заданий хорошо. Кому же удалось завершить задание, помнили о деталях очень смутно.

В другой версии эксперимента над эффектом Зейгарник, Блюма обнаружила, что взрослые участники могли запоминать незавершенные задания на 90% лучше, чем когда они выполняли повторно завершенные. Начальные исследования Зейгарник были описаны в статье «О выполненных и незавершенных задачах», опубликованной в 1927 году. Дальнейшие исследования психолога Зейгарник – эффект незавершенного действия.

Интересно знать!

На факультете психологии МГУ, где долгие годы работала профессор Б. В. Зейгарник, иногда вспоминают курьезный эпизод, происшедший на XIX Международном психологическом конгрессе (Лондон, 1969). Группа советских психологов в неформальной обстановке знакомилась с японскими коллегами. Те, выслушивая труднопроизносимые русские фамилии, в традиционной восточной манере вежливо улыбались и кивали. И тут им была представлена немолодая женщина маленького, почти кукольного роста. Выражение лиц японцев враз переменилось, дежурные улыбки сменились неподдельным изумлением. А самый молодой член японской делегации, забыв о деликатности, наивно воскликнул: «Так это вы и есть — Зейгарник? Неужели вы еще живы?»

В 1960-х годах исследователь человеческой памяти Джон Бадделей продолжил исследование этих результатов в эксперименте. Участникам был предоставлен ограниченный период времени для решения ряда анаграмм. Когда они не смогли разгадать анаграмму до истечения времени, им раскрыли слово «ответ». Когда позже участников попросили вспомнить слово в анаграммах, у них появилась быстрее и лучше срабатывала память на слова, которые они не решили. Это подтверждает вывод Б. Зейгарник об эффекте, когда у людей сохраняется четкая память о незаконченной или прерванной деятельности и информации.

Эффективный метод, как быстро избавиться от чувства сожаления о прошлом

Конфликтующие исследования

Однако не все последующие исследования нашли поддержку этому эффекту, открытому Зейгарник. Некоторые научные эксперименты не смогли показать тот же результат. А другие исследователи обнаружили, что существует множество факторов, которые могут влиять на силу эффекта.

Например, некоторые исследования показали, что мотивация способна играть важную роль в том, насколько хорошо люди запоминают информацию. Если они делают это намеренно, то вполне могут отлично запомнить дела, которые доводили до конца.

Тем не менее закон эффекта Зейгарник работает независимо от того, каким уровнем памяти обладает человек. Если он что-то не довел до завершения, он вес равно будет помнить об этом лучше, нежели когда дело завершено.

Эффект Зейгарник в психологии

Если кратко сформулировать то, как работает эффект Зейгарник в психологии, то можно выделить такую последовательность происходящего:

  1. Любое начатое действие рождает в человеке психоэмоциональное напряжение.
  2. Возникшее напряжение логически тяготеет к завершению. Человек стремится избавиться от напряжения.
  3. Напряжение исчезает только в момент завершения действия, получая разрядку.

Смысл заключается в том, что, если завершения не происходит, напряжение остаётся и влияет на поведение человека.

В Гештальтпсихологии есть понятие «незавершённый гештальт». Суть этого понятия заключается в том, что психика человека способна принимать как собственный опыт только завершённые дела. Если по какой-то причине начатое не было завершено, то гештальт остаётся открытым, то есть личность испытывает напряжение, волнение, высокий уровень тревоги. Если таких ситуаций скапливается немало, это может вызывать неврозы. Ибо, с точки зрения гештальта, для ощущения удовлетворённости жизнью необходима завершённость и целостность в делах и любых начинаниях. Таким образом, открытие Блюмы Вульфовны стало одной из отправных точек гештальттерапии.

Самостоятельно «закрыть гештальт», то есть завершить неоконченные дела, не всегда случается возможным, так как незавершённости могут быть в отношениях с родителями, с педагогами, с воспитателями. Могут вызывать тревогу ранние воспоминания, когда только грамотный психолог может помочь «завершить гештальт» и убрать точку напряжения с помощью игровых, образных и арт-терапевтических форм воздействия.

В чем заключается психологический феномен Зейгарник?

Если говорить кратко об эффекте Зейгарник, он сводится к объяснению влияния незавершенного действия на состояние человека. Не доводя до конца выполнение задачи, люди не могут успокоиться и расслабиться. Примером может послужить важный разговор с супругом, прерванный кем-то на середине. Отсутствие договоренности приводит к напряжению и неопределенности в отношениях. Человек не может расслабиться и переключиться на другие дела, мысли о беседе постоянно всплывают в памяти.

Опираясь на свои наблюдения, вот что пишет по этому поводу Блюма Зейгарник в книге «Патопсихология»: «При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, «динамическая система»), которая проявляет себя в другом виде деятельности – в данном случае в воспроизведении».

Говоря кратко о том, как именно разворачивается эффект Зейгарник, в психологии обозначают следующую последовательность:

  1. Начало выполнения любого задания создает в памяти человека напряжение.
  2. Напряжение стремится к завершению, влияя на поведение.
  3. Напряжение разряжается, как только реализовано окончание дела.

По своей природе человек устроен таким образом, что комфорт и ощущение удовлетворения испытывает только от решения задания и завершения рабочего процесса. Детальнее об этом рассказывает такое направление, как гештальтпсихология.

Эффект незавершённости

Фото Vale Zmeykov on Unsplash

Открытие Зейгарник прочно вошло в область гештальт психологии. Блюма Вульфовна обнаружила, что, не доведя до завершения какое-то дело, человек не может успокоиться и расслабиться. Зейгарник так описала последовательность этого эффекта:

  • Сначала появляется какая-то задача, цель. Человек начинает действие и для этого психика выделяет некий объём энергии, так сказать топливо на реализацию этого действия.
  • В какой-то момент действие прерывается, а нервно-психическое напряжение повисает, оставаясь не разряженным до конца.

Именно это оставшееся напряжение, психическая энергия беспокоит память.

Психика человека устроена так, что всегда стремится к балансу. Появилась потребность, значит, нужно её удовлетворить. И никакие процессы не рассасываются сами собой. Если появилась какая-то энергия, чувство, цель, — они должны получить разрядку, реализацию. Иначе они остаются в «списке ожидания». Часто, такая нереализованная энергия приводит к психосоматическим заболеваниям – они ищут выход через тело.

Гештальт психология опирается на эффект Зейгарник, описывая незавершённость «гештальтов». «Гештальт» означает «образ». Эффект Зейгарник стал основой для базовых принципов гештальт психологии – принципа целостности и завершённости. В каждом человеке заложено стремление к целостности. Поэтому психологической травмой становится что-то незавершённое, не прожитое до конца.

Эффект Зейгарник

Эффектом Зейгарник пользуются для удержания зрителей за просмотром длинного сериала. Каждая серия обязательно заканчивается на самом интересном месте, создавая эффект незавершённости. Чтобы ты обязательно вернулась к просмотру!

В маркетинге и рекламе так же знают об эффекте Зейгарник. Многие рекламные сообщения составляются таким образом, чтобы у потребителя возник интерес, но повис и не был удовлетворён, чтобы остались вопросы, ожидание. Эффект Зейгарник – это то, что поможет получить повторные продажи. Да и в повседневной жизни людей, в отношениях он тоже встречается.

Например, очень часто встречаются среди женщин истории о великой любви. Некая симпатичная гражданка, назовём её Мария, благополучно замужем уже много лет, воспитывает детей, заботится о муже, работает. Но в задушевных разговорах с подругами всегда вспоминает «того-самого», её первую любовь, молодого красавца Павла.


Giphy

С каждым годом воспоминания только ярче и печальнее. И ощущение несбывшихся надежд не оставляет сердце Марии. Не смотря на вполне удачный брак и истекшие все сроки давности, Мария помнит Павла всю жизнь. Она помнит его внешность, каждое его слово, каждый уголок, где они гуляли вместе и каждую бабочку в своём животе от его прикосновений. И на сегодняшний день ей кажется, что замужество с Павлом было бы более удачным, что меньше было бы ссор и недопонимания и больше необыкновенно глубоких чувств.

Мария даже может любить мужа и видеть в нём положительного человека. Но память о первой любви не умирает в ней. Почему? Так ли прекрасен был Павел? На самом деле нет, конечно. Просто история их любви резко закончилась. Павла призвали в армию, на долгих три года в морфлоте. Родители Марии ничего против Павла не имели, но предложению о замужестве от другого парня были рады. Мол, чего в девках сидеть, несерьёзная это любовь – юношеская, детская. А замуж – это серьёзно, это хорошо, да и пора.

Да и самой Марии будущий муж был симпатичен, а время тянулось, писем было всё меньше. Давление родителей и общественных стереотипов о страшных рисках одиночества «в старых девах» повлияли на решение Марии. Она вышла замуж. А Павлу написала, что не будет ждать, мол, прости и забудь.

Отношения Марии и Павла остались не завершёнными. Они попрощались, ещё горячо любящими друг друга. Они не прошли этапы кризиса и притирки друг к другу, не узнали, как может угасать страсть со временем, как бытовуха поглощает романтику, как из влюблённости может вырасти безразличие или ненависть. Не узнали плохие стороны друг друга. Их отношения оборвались на самом красивом этапе и так и остались недописанной повестью.

Поэтому в памяти Марии Павел так прекрасен. Незавершённость Марии усиливается чувством вины. Именно поэтому в её памяти этот человек занимает отдельное место. Что до Павла, для него это так же незавершённая история. Чувства только-только начали разрастаться в разлуке, подкрепляемые обещанием любимой ждать. А потом резко оборвались неприятным письмом. Только вот в его памяти Мария осталась предательницей.

Обида и злость со временем чуть тише, но до конца не оставляют память. Первая рана на душе будет помниться им всю жизнь.

Как используется эффект Зейгарник в наше время?

Этот психологический феномен успешно применяется современными СМИ и рекламными агентствами. Именно на нем основано желание досматривать до конца сериалы. Причем даже в тех ситуациях, когда сюжет не особо соответствует личным интересам человека, желание построить целостный образ происходящего в сознании подталкивает к просмотру очередных серий.

В личной жизни этот эффект также находит свое место в развитии отношений. Например, когда после знакомства заинтересовавшиеся влюбленные вынуждены резко расстаться, часто они подолгу не могут забыть друг друга. Вспыхнувшие в них чувства не нашли ни подтверждения, ни разочарования. Они повисли в сознании некой неопределенностью, не позволяющей успокоиться и оставить мысли о другом человеке в прошлом.

Проблемы с теорией

Они начали воспроизводить эксперименты Зейгарник и столкнулись с ожидаемым результатом. Оказалось, что эффект то появляется, то нет.

Это означает одно. Существует уйма дополнительных факторов, влияющих на проявление эффекта.

Например, в эксперименте учёных-психологов из университета Миссисипи, эффект Зейгарник проявился частично. И частичность эта зависела от вознаграждения. Испытуемые, которым обещали награду за участие в эксперименте, реже возвращались к недовыполненному заданию. А если всё-таки возвращались, занимались им меньше. Их манила награда за участие в эксперименте, плевать на недоделанную работу.

Вот другой пример. Китайские исследователи нашли корреляцию между эффектом Зейгарник и объёмом серого вещества в двустороннем гиппокампе и парагиппокампе (bilateral hippocampus and parahippocampus). Чем больше таковой объём, тем ярче проявляется эффект Зейгарник

По мнению исследователей, дело всё в том, что людям с такой анатомией легче удерживать внимание на цели.

Получается, что есть ещё и анатомический фактор, который влияет на проявление эффекта.

В общем, к середине 90-х годов стало ясно — эффект Зейгарник существует, но дело явно не в напряжении, а в чём-то другом.

Эти другие причины изучаются отдельно, поэтому в нашем столетии эффект Зейгарник отошёл на периферию научных интересов.

Зато его активно используют на практике.

Вы знали про это уже давно

Уверен, вы заметили в этой схеме что-то знакомое. Так и есть. Это же один в один действия Шахеризады из «1001 ночи»!

Вспоминайте — она всегда рассказывала только часть истории, оставляя финал на следующий вечер. Поэтому шах не казнил её, а терпеливо ждал, чтобы узнать «чем всё закончилось». А дальше она успевала начать заново.

Давайте наложим это на наши пять пунктов.

Пункт А «На работу потрачено относительно немного времени». Ну, относительно смерти любое потраченное время кажется незначительным. Сходится.

Пункт Б «Прерывание делаете вы сами тогда, когда зашли в тупик». Шахеризада прерывала свои сказки сама, это точно. Была ли она в это время в тупике? Не исключено. Сходится.

Пункт В «Работа выполнена примерно на две трети». Завязка и развитие — это примерно две трети задачи, кульминация и развязка — одна треть. Сходится.

Пункт Г «Удержаться от навешивания на себя ярлыков». Шахеризада не ругала себя ни за что. Сходится.

Пункт Д. «Думать о повышении эффективности движения к целям». Шахеризада вполне могла продумывать, как бы получше завтра закрутить развязку, чтобы удивить шаха. А заодно — какую сказку рассказать следующей и где остановиться. Опять сходится.

Конечно, это пример в каком-то смысле анекдотичный, но он показывает, что этот приём был известен человечеству достаточно давно. Может быть, дело не в напряжении, как думала Зейгарник, но это точно работает.

Применение эффекта Зейгарник в учебной деятельности

Открытие Блюмы Зейгарник описывает процесс запоминания, поэтому его следует учитывать во время обучения. Есть несколько способов, как использовать эффект Зейгарник в учебе с максимальной пользой:

  1. Не использовать понятие “пройденный материал”. Такое восприятие изученной темы дает установку, что к ней нет необходимости возвращаться, а это приводит к забыванию информации.
  2. Не изучать объемную тему за один раз. Лекторам не следует завершать урок на окончании темы. Если на следующем занятии продолжить начатую ранее тему, ученики лучше запоминают материал предыдущей лекции.
  3. Сложные темы, такие как, например, время Present Perfect в английском языке, эффективнее изучать не за несколько уроков подряд, а периодически возвращаться к материалу в течение нескольких лет. Для лучшего запоминания нужно сообщать учащимся, что пройдена только часть темы, и она еще будет встречаться в дальнейшем изучении. По такому принципу выстроена программа в качественных учебниках иностранных языков.
  4. Даже если есть уверенность в материале, выученном накануне вечером, не будет лишним повторить его следующим утром. Так информация лучше отложится в памяти.

Эффект Зейгарник подтверждает мысль, что изучение чего-то происходит на протяжении всей жизни. Знания в любой сфере полезно периодически обновлять, вместо того чтобы не возвращаться к информации после ее изучения.

Шаг в сторону гештальт-терапии в психологии

Слово «гештальт» пришло к нам из немецкого языка (gestalt). В переводе оно означает: форма, целостная форма, структура, образ и т.д. Гештальт-терапия, как направление в психологии, зародилось в начале 20 века.

По своей сути гештальт – это целостная форма, образ, который приобретает уже совсем иные свойства, чем свойства составляющих его элементов. Наша психика способна воспринимать как отдельные элементы целостной картины, так и ее целиком. Наверняка многие слышали выражение «закрыть гештальт». Это означает, что у человека в памяти, в психике существует незавершенная ситуация, для закрытия которой не хватает каких-либо элементов.

Пока гештальт не закрыт, но может мучить, не давать покоя, вызывать переживания. Как только человеку удается собрать всю картину воедино и сделать выводы – гештальт закрывается и ситуация «отпускает», больше не тревожит.

Эффект Б. Зейгарник заключается в том, что она как раз и наблюдала, как незакрытые действия влияют на человека. Но ее исследования были больше направлены на память. Гештальт же затрагивает психику в целом.

Это тоже интересно:

Как на самом деле работает эффект плацебо

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: