2 Проявления и содержание характера
Знание характера человека позволяет предвидеть его поступки или действия в определенной ситуации. Это позволяет корректировать поведение с максимальной пользой для окружающих и с минимальными потерями для самого индивида. Характерными нельзя назвать все черты, ими являются лишь существенные и наиболее часто проявляющиеся. О человеке с характером говорят: «Он поступил так, как должен был поступить, ведь у него сильный характер».
Чрезмерное развитие каких-либо индивидуальных черт называют акцентуацией. По поведенческим особенностям с психологической точки зрения людей принято разделять на интровертов (замкнутых) и экстравертов (общительных). Есть также виды характера, классифицируемые при акцентуации:
Гипертимный. К нему относят людей общительных, словоохотливых, с развитой мимикой лица. Также для них характерно проявление раздражительности и легкомысленности. У них на высоком уровне развита энергичность и инициативность.
Дистимный. Определяет характер личности с пессимистичной направленностью, замкнутостью. Такие люди ощущают дискомфорт в больших компаниях, избегают людных мест. Друзья являются авторитетом, обострено чувство справедливости
Медлительны, если речь идет о принятии важного решения.
Циклоидный. Часто меняется настроение, могут быть то сверх общительными, то чрезмерно замкнутыми.
Возбудимый. Очень конфликтные люди
В семье проявляют властность, плохо налаживают отношения с коллегами. Внимательны и аккуратны, если находятся в состоянии апатии. Очень раздражительны и вспыльчивы, если настроение плохое.
Застревающий. Истинные провокаторы, несговорчивы, слишком требовательны как к себе, так и к окружающим.
Педантичный. При данном виде характера обнаруживается патологическая тяга замечать мелочи.
Тревожный. Характерен для неуверенных в себе личностей, абсолютно бесконфликтных и слабовольных. Всегда стараются найти поддержку у других, чрезмерно самокритичны, но дружелюбны.
Демонстративный. Самоуверенны, конфликтны, яркие интриганы. Хорошо приспосабливаются к любым условиям. Обладают артистизмом и неординарным мышлением, но при этом лицемерны и эгоистичны.
Очень конфликтные люди. В семье проявляют властность, плохо налаживают отношения с коллегами. Внимательны и аккуратны, если находятся в состоянии апатии. Очень раздражительны и вспыльчивы, если настроение плохое.
Застревающий. Истинные провокаторы, несговорчивы, слишком требовательны как к себе, так и к окружающим.
Педантичный. При данном виде характера обнаруживается патологическая тяга замечать мелочи.
Тревожный. Характерен для неуверенных в себе личностей, абсолютно бесконфликтных и слабовольных. Всегда стараются найти поддержку у других, чрезмерно самокритичны, но дружелюбны.
Демонстративный. Самоуверенны, конфликтны, яркие интриганы. Хорошо приспосабливаются к любым условиям. Обладают артистизмом и неординарным мышлением, но при этом лицемерны и эгоистичны.
Доминирующие духовные или материальные потребности оказывают непосредственное влияние на изменение особенностей характера. Глубокие и устойчивые интересы основаны на самодостаточности личности. Неуверенный в себе человек редко обладает содержательностью и глубиной поведенческих принципов. Такие личности часто меняют свое мнение.
От чего зависит характер человека и можно ли его изменить
Характер зависит от личностных ценностей и идеалов.
Большое влияние на становление характера оказывает окружение.
Немаловажную часть в воспитании занимает среда, окружение в учебных заведениях и в кругу семьи.
Формируются характерные особенности людей до 12 лет. После этого характер подлежит усовершенствованию или деградации в течение жизни.
Несмотря на разность в основных характерных привычках людей, стоит помнить, что каждый человек — это часть общества. Удаляясь от общественных ценностей и интересов, человек стремится к независимости, а наказывает себя одиночеством.
Главное это не стоять на месте, прилагать усилия для правильного становления личности человека.
Как формируется характер человека
Характер человека нельзя назвать устойчивым, процесс формирования происходит всю жизнь человека под влиянием различных факторов. Давайте рассмотрим факторы, влияющие на его формирование.
С какого возраста формируется характер
Ещё римляне называли новорожденных tabula rasa – «чистая карточка». Так ли это? Научно доказано, что характер начинает формироваться до появления ребёнка на свет – поступающие в организм матери гормоны начинают формировать характер ещё неродившегося человека. Именно поэтому в период беременности будущим родителям советуют общаться с ребёнком, включать музыку, следить за эмоциональным состоянием матери. Даже во время грудного кормления гормоны матери могут с молоком поступать ребёнку.
Характер начинает формироваться еще в утробе матери
Факторы воспитания
Тем не менее основные личностные характеристики закладываются в возрасте 3–4 лет в первую очередь под влиянием семьи. Воспитание ребёнка состоит именно в прививании ему правильных ценностей, поведению, правил морали. В совокупности воспитание это и есть один из важнейших факторов, влияющий на развитие ещё маленького, но уже человека.
Генетическое влияние
Как уже было сказано ранее, генетически возможна только передача темперамента. Уже в свою очередь темперамент оказывает влияние на развитие характера, поэтому темперамент можно назвать фактором генетического влияния на формирование характера. Темперамент определяет формирование тех или иных черт человека.
Внешнее социальное влияние
В возрасте от 7 до 15 лет влияние социального окружения является важнейшим фактором формирования характера. В процессе становления личности дети берут пример не только со своих родителей, но и, например, с воспитателей, учителей. Школы и другие образовательные учреждения (детские сады, кружки, секции) оказывают большое влияние на формирующийся характер. Ребёнок встречает большое количество людей с разными взглядами и убеждениями, типами мышления, уровнем воспитания. Общественное мнение воздействует на формирование привычек, правил поведения, интересов.
Кроме того, социальное влияние на характер могут оказывать и средства массовой информации. Например, увидев в новостях сводки о преступлениях и какое наказание понесли преступники, ребёнок будет понимать, что такое поведение недопустимо и следует воздерживаться от подобных действий. К сожалению, бывают ситуации, когда результат оказывается прямо противоположным.
Процесс социализации оказывает непосредственное влияние на формирование личности
Что значит «сильный характер»
Обычно так говорят об уверенном в себе, амбициозном человеке, который ничего не боится, но суть этого понятия намного глубже. Человек с сильным характером, это тот, кто способен адекватно реагировать на меняющуюся реальность, выходить из зоны комфорта, преодолевать трудности, когда это необходимо.
Если личность обладает сильным характером, это еще не значит, что она не ошибается, не терпит поражений. Скорее это говорит о том, как именно она их переживает. Хватает ли ей сознательности, психологических ресурсов, чтобы признать свою ошибку и начать действовать. Хватает ли ей ресурсов, чтобы работать над собой, получать новый опыт, меняться. Может ли поставить себя на место другого, понять его. Может ли избавиться от вредных привычек, насколько у нее развита сила воли, как она справляется со стрессом.
Обладать сильным характером, значит уметь самостоятельно справляться с негативными жизненными обстоятельствами, не терять внутренней опоры.
Обычно такой характер вырабатывается еще в детстве и во многом зависит от воспитания и трудностей, которые ребенку приходилось преодолевать, беря на себя ответственность за свои решения, поступки. Но даже будучи взрослым, человек может сформировать в себе черты сильного характера.
Определение
Изучением этой структуры человека занимается психология и обществознание.
С ранних лет мы уже видим, что дети разные. Про одного говорят, мол, где посадили, там и сидит, а про другого, что у него шило в попе. И обычно таких “шил” жутко не любят воспитатели в садике, учителя в школе, ведь эти “шила” портят весь педагогический процесс.
В дошкольном возрасте характер еще не сформировался, часто поведение ребенка диктуется не характером, а темпераментом. Но постепенно мы вырастаем, в каких-то ситуациях начинаем вести себя одинаково. Например, одни извинятся, наступив на ногу в автобусе, другие просто отморозятся, а третьи еще и обвинят соседа, что тот близко ногу подставил.
Мы состоим из набора устойчивых черт. Устойчивые – это те, что повторяются в однородных ситуациях. Эти качества и определяют нашу личность. Например, некого Васю мы отличаем по доброте, наивности, но надежности и ответственности, а еще по пунктуальности и навязчивости.
Я специально перечислила отрицательные и положительные черты характера, чтобы напомнить вам, что мы не божки, такие идеальные тут ходим, а все вокруг мешают нам жить. Нет, каждый человек имеет набор своих достоинств и недостатков. И это его индивидуальная особенность. Об этом поговорим немного ниже.
В психологии выделяют структуру характера личности, она зависит от отношения человека:
- к себе;
- к окружающим;
- к окружающему миру;
- к своей профессии, труду, делу;
- к собственным и чужим вещам.
В каждом таком отношении мы видим человека: сворует он лежащие на видном месте деньги соседа или нет, вежливо или грубо ответит на замечание, уверенно себя ведет в обществе или застенчиво, придерживается ли своих принципов или абсолютно беспринципный.
Акцентуация характера
Акцентуация характера — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.
Может определение понятия акцентуации покажется вам немного сложным, но на самом деле оно довольно простое.
Само слово «акцентуация» (от лат. accentus — ударение) обозначает выраженный акцент на чем-то.
Говоря иначе, эта особенность заключается в том, что некоторые черты характера необыкновенно развиты, что вызывает ущербность других, менее развитых черт.
Наверное, все видели, как маленькие дети, при виде незнакомых людей, к одним располагаются и начинают улыбаться, а при виде других хмурятся и убегают.
Это связано с тем, что черты лица очень тесно связаны с чертами нашего характера. Дети же интуитивно это чувствуют, «сканируя» лицо незнакомца.
Да и взрослые на глубоко подсознательном уровне могут «ощущать» хороший или плохой перед ними человек. Это тоже происходит потому, что наш мозг умеет «считывать» информацию с характерных особенностей лица человека.
Важно понимать, что от характера человека во многом зависит то, как сложится его жизнь, добьется ли он успеха. Английский писатель XIX века Уильям Теккерей писал:
Английский писатель XIX века Уильям Теккерей писал:
Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку.
Каждый человек обладает уникальным набором качеств, определяющих его личность. Интересно, а какие бывают черты характера, какие есть виды качеств и как они влияют на характер человека?
Какие есть черты характера?
Зачем разбираться с тем, какие существуют черты характера? Для того, чтобы уметь определять вид характера собеседника. А зная, какой тип характера у человека, легче предсказать его действия, а это поможет избежать различных неприятных ситуаций.
Даже не будучи знакомым с темой можно назвать множество черт характера, как же понять, какие из них являются определяющими для конкретного человека? В психологии существует понятия ведущих и второстепенных черт характера. То есть не каждая черта будет с одинаковой силой проявляться в поведении человека. К примеру, правдолюбивый и боязливый человек постоянно будет терпеть насмешки от окружающих, наедине с собой рассуждая, как они неправы, если у него ведущей является боязливость. А вот если преобладает правдолюбие, то он будет всем рассказывать, кто они есть на самом деле, в глубине души опасаясь последствий.
Поэтому черты характера классифицируются по отношению к различным аспектам жизни.
- Отношение к другим людям: грубость, правдивость, тактичность, лживость, замкнутость, общительность, дружелюбие.
- Отношение к делу: добросовестность, ответственность, трудолюбие, леность.
- Отношение к себе: самовлюбленность, самокритичность, скромность, гордость, самоуверенность.
- Отношение к собственности: жадность, бережливость, щедрость, расточительность, неряшливость, аккуратность.
Главной группой является отношение к другим людям, потому что именно в обществе формируются основные черты характера, без оценки поведения с другими людьми характер человека не может быть понят. Если у человека чрезмерно развиты какие-то определенные черты характера, то это называют акцентуацией
Какой бывает характер у человека при акцентуации?
Наиболее известно разделение на интровертов и экстравертов, замкнутых и общительных людей, соответственно. Но существует еще и такая классификация видов характера человека при акцентуации.
Особенности формирования характера человека
Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.
Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.
Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.
По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:
- трудовое воспитание;
- личный пример;
- физическое воспитание;
- саморазвитие;
- морально-этическое воспитание;
- правильное формирование привычек.
В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:
-
культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;
-
личный пример уважаемых для конкретной личности людей;
-
общественное мнение и распространенные в обществе суждения;
-
литература, телевидение, кино, театр.
Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.
Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:
- физиологические (пол, темперамент);
- социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
- личностные (саморазвитие, самовоспитание).
Первым этапом развития характера является раннее младенчество
На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь
Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом
Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие
В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.
У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.
Черты характера личности
Любая черта – это некоторый стабильный и неизменный стереотип поведения.
Характерные черты личности в общем смысле можно подразделить на те, которые задают общее направление развитию проявлений характера в комплексе (ведущие), и на те, которые определяются основными направленностями (второстепенные). Ведущие черты позволяют отразить саму суть характера и показать основные важные его проявления. Надо понимать, что любая черта характера человека будет отображать проявление его отношения к реальности, но это не значит, что любое его отношение и будет непосредственно чертой характера. В зависимости от среды жизнедеятельности индивида и определенных условий только некоторые проявления отношений станут определяющими чертами характера. Т.е. человек может на тот или иной раздражитель внутренней или внешней среды отреагировать агрессивно, но это не будет означать, что человек злобный по натуре.
В структуре характера каждого человека выделяют 4 группы. К первой группе относятся черты, определяющую основу личности, ее стержень. К ним относятся: честность и неискренность, принципиальность и малодушие, храбрость и трусость, и многие другие. Ко второй – черты, проявляющие отношение индивида непосредственно к другим людям. Например, уважение и презрение, доброта и злоба, и другие. Третью группу характеризует отношение личности к самой себе. К ней относятся: гордость, скромность, заносчивость, тщеславие, самокритичность и другие. Четвертая группа – это отношение к труду, выполняемой деятельности или работе. И характеризуется таким чертами, как трудолюбие и леность, ответственность и безответственность, активность и пассивность, и другие.
Некоторые ученые дополнительно выделяют еще одну группу, которая характеризует отношение человека к вещам, например, аккуратность и неряшливость.
Также выделяют такие типологические свойства черт характера, как аномальные и нормальные. Нормальные черты присущи людям, которые имеют здоровую психику, а к аномальным относятся люди, имеющие разнообразные психические заболевания. Следует заметить, что аналогичные личностные черты характера могут относиться одновременно к аномальным и к нормальным. Все зависит от степени выраженности или является ли она акцентуацией характера. Примером этому может быть здоровая подозрительность, но когда она зашкаливает – это приводит к паранойе.
Определяющую роль в формировании черт характера личности играет социум и отношение человека к нему. Нельзя судить о человеке, не видя, как он взаимодействует с коллективом, не учитывая его привязанностей, антипатий, товарищеских или дружественных отношений в обществе.
Отношение индивида к любому виду деятельности определяется его взаимоотношениями с другими лицами. Взаимодействие с другими людьми может побуждать человека к активности и рационализаторству или держать в напряжении, порождать его безынициативность. Представление индивида о самом себе обуславливается его взаимоотношениям с людьми и отношением к деятельности. Основой в формировании сознания личности выступает непосредственно отношение к другим индивидам. Верная оценка черт характера личности другого человека является основополагающим обстоятельством при формировании самооценки. Также, следует заметить, что при смене деятельности человека меняются не только способы, методы и предмет этой деятельности, но и меняется отношение человека к себе в новой роли деятеля.
Понятие о характере
В поведении и деятельности человека проявляются самые различные психические особенности. Одни из них не существенны, не влияют на поведение и деятельность человека. Другие являются существенными в определенном отношении, но не имеют значения для всего поведения человека (например, особенности восприятия, внимания, памяти и т.д.). В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.
Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.
В переводе с греческого языка слово «характер» означает «чертить», «оставлять оттиск», а в переносном значении — отчетливо выраженные общие черты поведения.
Своеобразие характера каждого человека определяется:
- его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и
- особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.
Мотивационная сфера личности
Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение.
Широкая система взглядов, представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности — ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характериологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение — показатель зрелости личности.
С мировоззрением связано формирование системы убеждений — устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них.
Убеждения — это знания, ставшие принципом деятельности.
Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера.
Особенности осуществления деятельности
Другой подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности.
Многие формы поведения личности являются привычными, стереотипными — выразительные движения, манеры, заученные фразы. Привычки, как правило, образуются стихийно. Первоначально определенные действия побуждаются какими-то причинами, а затем эти действия совершаются спонтанно, в силу сформировавшейся потребности в них. Отрицательные привычки в ряде случаев связаны с аморальным поведением личности.
Черты и типы характера
Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности.
Различают:
- черты характера — выражаются в отдельных общих особенностях поведения;
- тип характера — выражается в общих способах взаимодействия со средой.
Социальный характер
По мере того как личность находит своё место в обществе, формируются социальные черты её характера. Людей одной социальной среды объединяют общие стереотипы поведения. Э. Фромм выделяет два типа социальных характеров:
Плодотворный — основанный на любви, заботе, уважении, знании. Носитель такого характера свободно реализует свою энергию на благо общества. По мнению Фромма в мире нет такого общества, где доминирует плодотворный тип характера.
Неплодотворный — основанный на стяжательной, эксплуататорской ориентации личности.
Неплодотворный тип социального характера делится на несколько подвидов с присущими каждому из них специфическими чертами:
Рецептивный вид. Люди с рецептивной ориентацией настроены на то, чтобы брать всё необходимое от общества, мало что предлагая взамен. Они неспособны к инициативе, самостоятельным действиям, слабовольны и малодушны. Рецептивный человек зависит от других — он ждёт, что кто-то обеспечит его безопасность, даст работу, решит его жизненные проблемы. Предоставленные самим себе, такие люди становятся беспомощными и беззащитными.
Эксплуататоры. Представителей данного вида отличает хитрость, зависть, ревность, скрытая и явная враждебность. Это своего рода беспринципные и циничные социальные хищники. Основной мотив их поведения — грабёж. Украсть, купить, отнять силой — все средства хороши, лишь бы овладеть вожделенным предметом. Каждого человека они оценивают как объект эксплуатации и манипуляций в своих интересах. Они высокомерны, крайне агрессивны, эгоцентричны.
Стяжатели. Аккуратные и педантичные стяжатели убеждены, что надо экономить и беречь всё, что попадётся в их руки. Они любят собирать, копить, покупать, но не собираются делиться своими запасами с кем бы то ни было. Стяжатели не способны к инициативе, у них нет творческого начала, но они стремятся держать под контролем все материальные блага, включая своих партнёров по любви.
Люди рыночной ориентации. Личности с характером, ориентированным на рынок, продают в первую очередь самих себя. Они лепят себя по образцу и подобию популярных кумиров, стараясь добиться успеха у публики. «Рыночники» лишены чувства собственного достоинства, самоуважения. У них по существу нет своей жизни. Любая неудача выбивает их из колеи, делает беспомощными и неуверенными в себе.