Топ-5 главных ошибок родителей
- Вспоминать «сына подруги» и сравнивать
Даже зная о том, что не стоит сравнивать своего ребенка с другими, бывает сложно удержаться. Но эти сравнения провоцируют лишь обиду и практически не влияют на мотивацию. Напротив, вместо того, чтобы заставить ребенка заниматься, они вызывают нежелание учиться по принципу «все равно у меня ничего не получится».
Объяснять неудачи отсутствием способностей
Убедите ребенка в том, что основные предметы в школе на среднем уровне способны усвоить все — для этого нужно лишь терпение. Не стоит говорить, что ему просто не дано писать без ошибок, потому что у папы/мамы/дедушки тоже были такие проблемы. Даже если в этих словах есть доля истины, они сильно демотивируют.
Критиковать не поступки, а личность
Если вместо того, чтобы отметить ошибку, ребенку скажут: «Ты просто бестолочь», — это совершенно точно не будет стимулом учиться. Одна, две, три и даже 10 неудач не делают человека неудачником, у него всегда есть шанс исправиться.
Помните, что критика поступка или результата работы может задеть, но все же простимулировать к борьбе, а критика личности вызывает только протест или низкую самооценку.
Обещать подарки или деньги за оценки
Сразу скажем: речь не идет об обещаниях купить велосипед или ноутбук за успешное окончание года. Мы говорим о другой практике: платить ребенку за каждую пятерку. Да, первое время она может давать результаты, но готовы ли родители платить все время, до конца школы? И не станет ли сумма слишком мала для подростка?
Такие награды подменяют внутреннюю мотивацию на внешнюю, и школьник учится уже не для того, чтобы достигнуть чего-то в жизни, а чтобы получить моментальное вознаграждение.
Ограничиваться учебой в школе
Даже самая лучшая школа не может обеспечить индивидуальный подход, поэтому для раскрытия способностей ребенка нужны внешкольные занятия. Кому-то они потребуются с первого класса, кому-то — позже. Но только личный наставник поможет вырваться из «уравнивающей» школьной среды и заниматься в своем темпе: в одних случаях опережая программу, а в других — уделяя больше времени закрытию белых пятен.
Нет универсального метода, как заставить ребенка учиться, но есть много возможностей повысить его собственную мотивацию. Попробуйте каждый из них, и в какой-то момент уроки станут уже не тяжкой повинностью, а шансом узнать что-то новое, интересное.
Клинический психолог Аймисай Галимова и директор школы Skysmart Михаил Митин — о таланте и одаренности наших детей. Во втором выпуске «Большого разговора» на канале Skysmart Parents коснулись темы одаренности, таланта и гениальности наших детей.
Виды учебной мотивации
Мотивация учебной деятельности традиционно делится на два вида: устойчивая и неустойчивая. Первая появляется, когда ребёнок увлечён чем-то глубоко и надолго, стремление к развитию в этой области идёт изнутри. Вторая имеет кратковременный характер и появляется, когда что-то поразило детское воображение. Она встречается чаще, и дети с лёгкостью меняют пристрастия, сменяя один кружок на другой, например, испытывая восторг сегодня от танцев, а завтра от футбола.
Виды мотивации учащихся к учебной деятельности бывают нескольких видов:
️ Познавательная (стремление увеличить интеллектуальный багаж);
️ Коммуникативная (увеличение круга общения через повышение своего статуса);
️ Эмоциональная (повышение самооценки, получение удовольствия от процесса познания);
Если ребёнок не испытывает интереса к учёбе, это приводит к хронической неуспеваемости. Мотивация ребёнка к обучению в подавляющем большинстве случаев зависит от родителей, которые неосознанно совершают ошибки в процессе воспитания:
1. Занижение самооценки. Программа на не успешность. Это случается, когда родители сообщают сыну или дочери, что из ничего путного не вырастет. И что им прямая дорога в дворники, если не возьмутся за учёбу. Такая позиция программирует детей на занижение самооценки, он ощущает страх, неуверенность, теряет энтузиазм и бросает начатое дело при первой же неудаче.
2. Запугивание и обман. Оба эти приёма безвозвратно разрушают доверие между родителями и детьми.
3. Слишком высокие требования к ребёнку, без учёта его реальных возможностей.
4. Заигрывание с ребёнком, обмен материальных благ на высокие оценки. Если школьник знает, что успеваемость поощряется дорогими подарками, это входит в привычку. Впоследствии он станет требовать награду за успехи и выполнение любой просьбы родителей превратится в торг. При таком воспитании ребёнок нацелен только на вознаграждение, а не на самосовершенствование.
5. Мотивация успехом. Порой родители убеждают ребёнка в том, что он должен идти к успеху, прилагая все усилия. Это гарантирует ему высокий статус в будущем. В итоге из таких детей вырастают люди, для которых успех — главное в жизни, они всё для этого делают и добиваются результата, но готовы принести в жертву всё, в том числе и самих родителей.
6. Слишком большая нагрузка сопутствующими внешкольными занятиями. Современные родители часто считают, что ребёнок должен быть «загружен» и после уроков. Его записывают на разные секции и кружки, не оставляя свободного времени. Неокрепшая психика может не выдержать такого давления, а проявится это в безразличии к учёбе.
Как отличить лень от других проблем
Всегда нужно интересоваться делами ребенка. Родителей должно насторожить нежелание школьника обсуждать его дела. Среди опасных проявлений характера:
- нервозность;
- необщительность;
- срывание своих увлечений;
- неблагополучные внешне друзья, часто старшего возраста;
- запах табачного дыма или алкоголя, исходящие от подростка.
Эти признаки могут указывать на то, что ребенок попал в «плохую» компанию и его нужно срочно спасать. Лучше лично поговорить с классным руководителем на предмет пропусков занятий, выяснить, как часто пропускаются уроки.
Плохая компания
Если опасных признаков связи с вредными привычками нет, но и учиться подросток не хочет, причиной может стать банальное переутомление. Современные методы обучения сильно перегружают детский организм, истощая все силы. Это нельзя путать с ленью. Помощь взрослых может заключаться в правильном рационе питания и грамотном распорядке дня. Растущий организм должен получать все необходимые витамины и минералы для нормального функционирования. Мамы должны особенно следить за дочерьми, увлекающимися диетами, – истощение организма в подростковом возрасте не принесет ничего, кроме проблем со здоровьем.
Почему ребенок не хочет учиться? 7 главных причин
Вы не сможете решить проблему, пока не узнаете о ее причинах. Если ребенок не хочет учиться, то ему не лень – у него проблемы с поведением, психикой, волей, мотивацией или отношениями. Родители любят маскировать нежелание понимать своих детей, защищать их и выстраивать правильную коммуникацию за маской «какого-то не такого» ребенка. Худшее, что можно сделать в ситуации, когда он не хочет учиться – пытаться заставить его угрозами и тем более насилием. Тем самым вы расписываетесь в собственной несостоятельности в качестве родителя – вы попросту не можете напрячься, чтобы решить проблему и стремитесь переложить ответственность на детей.
Когда дети понимают, что их любят просто так, а не за пятерки, когда они чувствуют поддержку в неудачах и готовы вместе с вами праздновать успехи, отвращения к учебе они испытывать не будут. Гениями, возможно, тоже не будут, да и отличниками не станут. Но проявят интерес к учебе, хотя бы к некоторым предметам. Если вы готовы поступить правильно – начните с поиска причины.
7 главных причин нежелания учиться:
- Отсутствие мотивации. Ребенок искренне не понимает, зачем ему учиться, не видит связи между учебой и «счастливым будущим». Ему неинтересен сам процесс, у него нет никаких стимулов, ему скучно на уроках.
- Заболевания, психические и поведенческие расстройства. Часто учиться не хотят, например, дети с гиперактивностью, которые попросту не могут усидеть на уроках, или ребята с синдромом истощаемого внимания, которые постоянно отвлекаются и не могут сконцентрироваться даже на том, чтобы услышать педагога.
- Стрессы и психотравмы. В школе дети испытывают колоссальный стресс, ощущают постоянное давление. Если к этому добавить ссоры в семье или психотравмы, нанесенные, например, тяжелым расставанием родителей или потерей близкого человека, то причина нежелания учиться станет вполне очевидной.
- Низкая самооценка. Многим детям еще с начальной школы говорят, что они «не тянут» или откровенно называют «двоечниками». Если вы постоянно убеждаете ребенка в том, что он туповат, не удивляйтесь, если он в это поверит. Низкая самооценка ведет к потере мотивации и веры в себя: что бы я ни делал, у меня все равно ничего не получится.
- Зависимости и плохая компания. Даже в возрасте 7-9 лет дети могут иметь ничуть не меньше зависимостей и вредных привычек, чем взрослые. Нередко они страдают зависимостью от компьютерных игр, которая точно не устраняется отключением компьютера на неделю или месяц. Запретами не решается и проблема «плохой компании», в которую часто попадают ведомые дети или ребята с заниженной самооценкой.
- Сопротивление давлению. Чем больше вы принуждаете ребенка к тому, что он делать не хочет, тем больше ему это неприятно и тем больше он сопротивляется. Отчасти это даже хорошо и значит, что воля, несмотря на «старания» родителей до сих пор не была сломлена.
- Избыточный контроль. Делать с ребенком уроки не нужно, постоянно спрашивать о «делах в школе» не нужно, досконально проверять каждую написанную букву не нужно. Это допустимо в 1-2 классе, но в дальнейшем дети должны осознавать, что уроки и учеба в целом – это исключительно их ответственность.
Если причина нежелания учиться кроется в низкой самооценке – начните просто любить и демонстрировать свою любовь. Спрашивайте не об оценках за контрольные, а о том, как он себя чувствовал. Защищайте его, вместе радуйтесь успехам, не наказывайте за неудачи. Наказывать ребенка можно и даже нужно, но только за то, что он не выполнил своих обещаний. И точно не физически – о насилии должен забыть любой хоть сколько-то наделенный интеллектом родитель
Важно также понять, что далеко не все проблемы можно устранить самостоятельно – стоит обязательно посетить психолога, невролога и педиатра, исключить психические и медицинские причины нежелания ребенка учиться
Упражнения для активации когнитивных способностей
Стимулировать внимание и умственные способности помогает гимнастика с асимметричными движениями.
Рисование в воздухе
Встаньте, вытяните одну руку перед собой или в сторону и начинайте рисовать в воздухе круг. Не прекращая движения, вытяните другую руку и «рисуйте» воображаемый треугольник. Добавьте третью фигуру — чертите носком ноги на полу квадрат. Можно усложнить фигуры — изображать звезду, пятиугольник или буквы. Продолжайте упражнение в течение 2–2,5 минуты.
Сгибание и разгибание пальцев
Расправьте ладони обеих рук, а затем начинайте сгибать по очереди большие пальцы, потом указательные, средние, безымянные и мизинцы — на обеих руках одновременно. Когда ладони сомкнутся в кулаки, таким же образом разогните пальцы. Повторите несколько раз.
5 способов, как улучшить концентрацию внимания у взрослых
1 – уберите все, что мешает сосредоточиться
Это самая важная рекомендация. Никакие тренировки концентрации внимания не помогут, если что-то мешает. Обеспечьте себе место, где не будет раздражителей – шума, мельтешения и пр.
В первое время может отвлекать даже чириканье птиц за окном и журчание воды в трубах. Если это ваш случай, то используйте беруши или наушники. Они помогут быстро и надолго сосредоточиться. По мере улучшения навыка концентрироваться никакие приспособления уже не потребуются.
Закройте соцсети, приложения, отключите уведомления, но главное – спрячьте смартфон. Специалисты утверждают, что активность ума существенно возрастает, когда телефон находится вне поля зрения, а не просто выключен.
Правильно распределяйте время. Тем, у кого концентрация ума находится в максимальной точке утром, выполнение интеллектуальных задач стоит планировать на первую половину дня.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог
Если управление временем представляет для вас слишком сложную задачу, советы по ее решению вы всегда можете получить у наших психологов. Круглосуточно, дистанционно, по телефону.
2 – уменьшайте многозадачность
Когда человек переключается с одной задачи на другую, ему приходится прилагать умственные усилия. В психологии это называется эффектом затрат на переключение.
Технически мы действительно можем делать 2 дела сразу. Например, смотреть телевизор и готовить обед. Однако фокусироваться на двух объектах в одно и то же время нереально. Вы либо смотрите на экран телевизора, помешивая борщ в кастрюле, либо сосредотачиваетесь на шинковке овощей, а телевизор (радио) становится просто фоном
В каждый отдельный момент времени вы концентрируете внимание то на одном, то на другом.
Результаты исследования 2003 г показали: если человек отвлекается на проверку электронной почты каждые 5 минут, ему нужно в среднем 64 сек. для того чтобы возобновить выполнение прерванной задачи.
Внимание! Таким образом, из-за проверки одного лишь емейла впустую тратится 1 минута из 6! Концентрировать внимание в таких условиях, мягко говоря, непросто.
3 – медитируйте
Чтобы научиться концентрироваться на одном предмете, практикуйте медитацию. В идеале медитировать нужно около 20 мин в день
Практиковать осознанность можно и более простыми методами: сосредоточивать внимание на том, чем занимаетесь.
Обедаете – наслаждайтесь процессом принятия пищи в полной мере
Моете посуду – попробуйте сконцентрировать внимание на тарелках и своей технике мытья. Тем самым вы, что называется, убьете двух зайцев – получите удовольствие от рутинного занятия и сможете развить концентрацию внимания.
4 – читайте
Чтение – отличный способ концентрировать внимание. Попробуйте читать без перерыва полчаса, доведите время чтения до часа и двух, делая небольшие перерывы
Если вы можете сконцентрироваться на любой книге, будь то приключенческий роман или монография, вы наверняка сможете сосредоточиться и на работе.
- Прочитав несколько страниц, спросите себя, о чем был текст. Так вы убедитесь, что читаете не на автопилоте – в этом деле нужна именно вдумчивость, осознанность;
- Лучше всего читать утром и вечером. Утреннее чтение отлично пробуждает мозг от сна, вечернее способствует засыпанию и помогает хорошо выспаться.
- Ставьте себе цель – читать по полчаса в день. А телевизор смотрите не больше получаса. Просмотр большого количества рекламы может нарушать концентрацию внимания, создаваемую чтением.
5 – делайте перерывы в работе
Если вы чувствуете, что концентрировать внимание становится сложно, прервитесь на отдых. Небольшие перерывы перенаправляют мозг на решение задачи иного типа, давая ему отдохнуть от текущего задания
В данном случае переключение увеличивает продуктивность, особенно, если основная задача очень важная и объемная.
Почему важно учить и учиться концентрации внимания
Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни
Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!
Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь
Упражнения для глаз
Это то, что поможет вернуть концентрацию, если вы утомились от долгой работы перед экраном.
Периферийное зрение
Выпрямите руки перед собой и прижмите друг к другу вытянутые указательные пальцы (остальные пальцы для удобства можно чуть согнуть). Направьте взгляд на пальцы и начните медленно разводить руки в стороны, не двигая глазами и продолжая следить за пальцами периферийным зрением. Разводите руки, пока не перестанете видеть пальцы, а после этого начните так же медленно сдвигать их в одну точку. Повторите три раза.
«Вверх, вниз, влево, вправо»
Прикройте глаза на несколько секунд, затем откройте, посмотрите перед собой и закатите их так сильно, как только можете, не двигая при этом головой. Затем переведите взгляд вниз, в самую нижнюю точку, какую только можете увидеть. Повторите пять раз.
От чего зависит развитие внимания
Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.
Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.
Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов
Совет 1. Создавайте настрой на учёбу
Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой.
Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.
<<Лидген для статьи>>
Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка
Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом.
Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей
Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировалпособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.
Совет 4. Отвечайте на все вопросы
Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием.
Совет 5. Формируйте правильное окружение
Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе.
Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком
Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube.
Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.
Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте
Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего
Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам.
Мария Соколай, ученица «Домашней школе Фоксфорда»
Награждайте себя
В том, как сосредоточиться на работе, учебе или творческом процессе, есть один очень важный момент, который нельзя упускать из виду. Система вознаграждений действительно имеет огромное значение. Все дело в том, что, положительно подкрепляя собственные достижения, мы лишь увеличиваем их количество в будущем, не говоря уже о том, что так нам гораздо проще достигать поставленных целей
Что важно, награждать себя стоит даже за самые незначительные, на ваш взгляд, победы
К примеру, вы можете поощрять себя за каждый выполненный пункт в плане, о котором мы рассказывали. Это может быть что-то маленькое, но приятное: от элементарной словесной похвалы до небольшой покупки. Следовательно, когда вы достигаете самой цели, поощрение должно быть более ощутимым. Тут вы уже можете побаловать себя какой-нибудь хорошей вещью, например, одеждой, вкусным ужином в ресторане и даже поездкой в другой город или страну. Таким образом ваш мозг запоминает, что за любым, даже маленьким достижением следует что-то очень для вас приятное. В дальнейшем вам будет проще концентрироваться на поставленных задачах и, следовательно, проще их выполнять.
Полезный контент
Еще раз вернемся к важности понимания того, что именно вы будете изучать для достижения определенной цели. Обучающие материалы должны быть качественно отобраны, чтобы вы получили только достоверную информацию
Используйте библиотеки той сферы, в которой вы хотите развиваться. Слушайте и даже спрашивайте рекомендации тех, кто уже достиг определенных успехов в вашей отрасли.
Я занялась психосоматикой, чтобы разобраться с проблемами здоровья в моей семье. Сначала изучала литературу, проходила курсы, а потом получила высшее образование в области клинической психологии. Сейчас я продолжаю посещать лекции и мастер-классы от ведущих специалистов России и постоянно повышаю свою квалификацию.
Подкасты
Подкасты — современный и удобный способ усвоения материала для тех, кто постоянно в движении. Вы можете подписаться на подкасты по интересующей теме и слушать их на прогулке, в машине или дома во время уборки.
Этот вариант подойдет людям, которые лучше воспринимают информацию на слух, или тем, у кого не хватает времени на чтение книг или просмотр видео.
Чтение
Книги — это источник бесконечной информации и новых знаний. Чтение литературы позволяет расширить кругозор и сформировать собственное мнение на определенные вещи. Выберите подходящее время (например, вечером перед сном), создайте комфортную обстановку и приступайте к усвоению материала.
Можно найти интересного автора и изучить все его произведения или взять учебное пособие со списком используемой литературы, после чего приступить к изучению этих книг.
Документальные фильмы и вебинары
Просмотр документального кино поможет узнать много интересных вещей. Такой контент подойдет тем, кто лучше воспринимает информацию в сочетании с визуальной картинкой. А на вебинарах вы можете задавать интересующие вопросы специалистам и получать обратную связь.
Фото: Alex from the Rock /