Особенности раздачи заказов
При распределении заявок, поступивших от клиентов, обе компании учитывают рейтинг водителя. Чем он выше, тем больше у таксиста шансов получить новый заказ. Это ставит новичков в невыгодное положение по отношению с водителями, которые долгое время сотрудничают с сервисом. А вот пассажиров такое положение вещей устраивает. Жесткий отбор водителей повышает шансы на получение качественного сервиса.
Но определяющее значение имеет близость таксиста к клиенту. Такой подход выгоден обеим сторонам: водителю не нужно тратить много времени и бензина на прибытие к месту посадки, а пассажиру не придется долго ждать машину.
Такси в России: как выглядит рынок
То, как изменился сегмент такси после распада СССР, лучше всего демонстрирует состояние экономики – некогда престижная работа «не для всех» стала средством заработать на жизнь с очень низким входным барьером. И если в 90-е годы доля нелегальных перевозчиков приближалась к 100%, то сейчас совместными усилиями некоторых государственных органов на рынке пытаются навести порядок.
Уже несколько лет в сегменте наблюдается одна тенденция – уход от классической модели с диспетчерами и телефонами к работе через агрегаторы и мобильные приложения. Первым агрегатором считается Российская биржа такси (РБТ), которая позволяла связать клиента с таксистом за определенную комиссию. Рынок сильно изменился с приходом «Яндекс.Такси» в России, а также Uber, Lyft, Gett и других сервисов за рубежом.
На сегодняшний день в сфере в России официально насчитывается порядка 600 тысяч таксистов, существует и нелегальный сегмент – хоть его и оценивают в 15-20%, в ряде регионов он может занимать до половины рынка. Но главное – около 60% легального рынка в России занимают агрегаторы, в том числе 27% у лидера, «Яндекс.Такси». Среди лидеров рынка также есть «Везет» и «Максим», которые, к тому же, лидируют в небольших городах России.
Что касается доходов, то зарабатывают таксисты по-разному. Если считать официальных – то статистика говорит о таких заработках:
- в городах с населением до 500 тысяч человек – 47 тысяч рублей в месяц;
- в городах-миллионниках – 74 тысячи рублей в месяц;
- в Москве и Санкт-Петербурге – 83 тысячи рублей в месяц;
- в среднем по России – 63 тысячи рублей в месяц.
Итак, среднестатистический портрет таксиста: он работает через агрегатор, зарабатывает 63 тысячи в месяц, иногда он ИП или самозанятый, а еще – арендует автомобиль. А с вероятностью где-то в 20% он вообще работает нелегально.
Как и другой бизнес, сегмент такси пострадал в период пандемии коронавируса – но уже в июне, с началом отмены обязательной самоизоляции начал возвращать позиции, а по итогам года агрегаторы даже ожидают роста числа поездок и суммарной выручки. При этом в регионах таксисты вообще почти не пострадали от коронавируса – там чуть хуже организован общественный транспорт и не так развит каршеринг.
Тем временем государство уже не первый год подбирается к полному регулированию рынка – законопроект был принят в первом чтении еще полтора года назад, и до сих пор его авторы не могут согласовать поправки со всеми заинтересованными сторонами. Ситуация примерно такая: в Госдуме хотят оборудовать автомобили таксометрами, «повесить» на агрегаторы ответственность на случай ДТП на 2 миллиона рублей, ограничить время работы такси в течение суток (и едва ли не начать ограничивать количество такси). Агрегаторы выступают против практически всего – и такая дискуссия продолжается уже второй год.
С точки зрения непосредственных участников рынка – таксистов – ситуация выглядит еще более запутанной.
Какая машина лучше для такси: авто повышенной вместимости
Автомобили большой вместимости позволяют перевозить крупный груз или несколько пассажиров (более 5 мест) в зависимости от комплектации. Действуют специальные тарифы. Конкуренция в этой сфере меньше, чем у легковых эконом или бизнес-класса, и покупка такого автомобиля может стать выгодным вложением средств.
Рассмотрим лучшие такси вместительного класса.
«Газель»
Микроавтобус российского производства, с которым знаком каждый. Это проверенный ветеран грузовых и пассажирских перевозок, который по-прежнему приносит прибыль владельцам, несмотря на снижение популярности. Конкуренты стараются приобретать более престижные иномарки, но водитель Газели при должном уходе за автомобилем не останется без дохода.
«Газель»
Мне нравитсяНе нравится
Газель в хорошем состоянии стоит от 300 тысяч рублей.
Ford Tourneo
Надежный американский микроавтобус вместимостью до 9 человек. Его часто покупают для работы в службах такси. Автомобиль неприхотлив и долговечен, а стоимость запчастей Форд традиционно невысока.
Ford Tourneo
Мне нравитсяНе нравится
Цена «Турнео» начинается от миллиона рублей.
Hyundai H1
Еще одна маршрутка, на этот раз корейская. Его покупают как таксопарки, так и частные лица, которым нужен вместительный автомобиль.
Hyundai H1
Мне нравитсяНе нравится
По сравнению с Ford Tourneo он не такой современный и комфортный, зато дешевле: цены начинаются от 500 000, а в ремонте много новых и б/у запчастей.
Обслуживание пассажиров
При обслуживании пассажиров учитываются их пожелания. При помощи приложения каждый клиент может выбрать автомобиль необходимого класса и уровня вместимости. Звонить в офис для оформления заказа не нужно — достаточно оставить соответствующую заявку. В программе имеется опция расчёта стоимости поездки, зависящая от выбранного маршрута и других факторов.
Благодаря встроенной в программу GPS-карте устанавливается местоположение пользователя, а затем расположенных поблизости свободных автомобилей. Оплачивать услугу можно заранее прикреплённой к профилю картой. Постоянные пользователи могут использовать накопленные баллы для оплаты поездок, для них действуют скидки. На стоимость поездки не оказывают влияния изменившиеся погодные условия, пробки, указанная изначально цифра останется прежней.
Каждый клиент может обратиться в техническую службу поддержки «Яндекс.Такси», открыв чат со специалистом на сайте компании. Отправить сообщение консультантам пассажиры могут через мобильное приложение. Здесь можно оставить комментарий для водителя перед поездкой, посмотреть на карте маршрут передвижения вызванного такси. Сервисом можно пользоваться как при нахождении на территории России, так и за рубежом.
Контингент водителей
Переходим к самой интересной части сравнения – к тем, от кого зависит безопасность нашей поезки.
Яндекс.Такси – порой к тебе приезжает нечто, плохо общающееся на русском языке с двумя навигаторами на торпедо и которое не чувствует разницу между Садовым и Бульварным кольцами. Моя жена отказывается ездить с Яндекс.Такси напрочь. Ее страшит поездка с приезжими бомбилами. Конечно, может и повезти, попадешь на интеллигентного человека, но за последний год качество поездок с Яндексом упало ниже плинтуса. Шоком было, когда при решении спорной ситуации, водитель даже не смог сказать, в каком таксопарке работает, потому что «взяли на работу утром». Это неудивительно, достаточно почитать форумы таксистов:
С другой стороны, именно Яндекс приучил меня и многих к заказу такси с экрана смартфона, скажем ему за это спасибо. Однако между сервисом два года назад и сейчас огромная пропасть… Следует заметить, что все машины в Яндекс.Такси с лицензиями, но зачастую с вахтовым методом: несколько лиц из Средней Азии арендуют авто и нонстопом днем и ночью меняясь, ездят по заказам. Но, честно говоря, это никак невозможно проверить и многие диспетчерские страдают из-за этого.
GetTaxi – попасть на работу в Гет может только человек, хорошо знающий Москву. Каждый день в центральном офисе утром проводится собеседование для 30-50 водителей. Куратор сразу просит перейти в соседнюю аудиторию азиатов и южан, где им дается диктант на знание русского языка. Не прошел – давайдосвидания. Все претенденты проходят тест на знание Москвы, в котором надо ответить на 10 вопросов и сделать максимум три ошибки. Вопросы примерно следующие:
Большинство водителей GetTaxi не пользуются навигаторами!!! Они знают Москву, как свои пять пальцев. Это потрясающе, вам надо только произнести конечный адрес, как вас повезут самым быстрым маршрутом.
Но такой высокий стандарт качества ставит Гет на последнее место по количеству машин на линии, ведь не все могут пройти тесты. Например, во время конференции «РИФ + КИБ», где GetTaxi был партнером по перевозке участников, среднее время ожидания по Москве составляло час. ЧАС!!! Правда, такое случается редко и машина укладывается в 10-15 минут. У Яндекс можно ждать все 25, ведь там ездят не местные…
Таксик – в компании все водители тоже проходят отбор, но не такой жесткий, как в Гете. Таксисты часто показывают великолепные результаты: машина приехала ко мне от Маяковской до Новокузнецкой за 10 минут при пробках 6 баллов. Быстрее только на истребителе. А когда тебя спрашивают: вам соблюдать все правила дорожного движения или едем агрессивно, то вообще становится тепло на душе.
Кроме того, в Таксике с апреля новых водителей пропускают через вопросник по этикету. Примеры ниже:
Все три сервиса завязаны на рейтинге. Опустившись в Яндексе меньше 4 баллов по оценкам клиентов, водитель получает в несколько раз меньше заказов. В Гете эта планка составляет 4.2 балла. В Таксике всех, кто набирает ниже 4 баллов, вызывают к начальству на ковер.
Средняя норма таксиста в Москве – 4-5 тысяч руб в сутки. Меньше зарабатываешь – считаешься у коллег лузером. Если таксист делает на лизинговой машине 100 000 руб. в месяц, то 55 000 уходит компании, а ему остается 45 000.
В Яндекс.Такси и Гете водитель не может строить план работы. Он получает заказ, выполняет, берет следующий. В Таксике можно распланировать свой день заказами с утра до вечера, поэтому задержки в ожидании подачи авто у данного сервиса минимальные.
Для защиты клиентов никто из водителей в рассматриваемых трех сервисах сразу не знает, куда вы поедете. Им приходит только адрес подачи. Это сделано для того, чтобы избежать ситуаций, когда пассажира никто не берет с Юго-Запада трансфером до Шереметьево в час пик.
Вы можете удивиться, а зачем тогда все приложения просят ввести конечный пункт? Его водители видят в двух случаях:
– Яндекс.Такси и Таксик, когда нажал «Беру заказ». Причем у Яндекса отказаться от заказа себе дороже, чем исполнить – штраф 1000 руб + черная метка в досье.
Шофер GetTaxi получает конечную точку маршрута, только прибыв по адресу вызова и нажав «Я на месте». Пока клиент спускается, он может оценить пробки и построить поездку. Как уже говорилось выше, часто Гетовцам навигаторы не нужны, потому что большая часть из них в бизнесе больше 15 лет, за которые смогли изучить Москву вдоль и поперек.
Активный таксист за день накатывает по городу 400 км.
Какой должна быть машина для работы в такси – советы автовладельцу
Основные советы и рекомендации:
- Сосредоточьтесь на онлайн-агрегаторах такси. В России большинство таксистов работают через онлайн-агрегаторы. Примеры более крупных операторов: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Ситимобил, Таксовичкоф, Такси Максим +. В провинциальных городах могут быть свои местные операторы. Перед покупкой автомобиля рекомендуется изучить официальную документацию на сайтах этих компаний, чтобы узнать перечень требований к автомобилям.
- Выбирайте не только агрегатора, но и тарифный план. Операторы обычно работают в рамках нескольких тарифных планов, каждый из которых отличается стоимостью и перечнем доступных услуг. Для доступа к премиальным подпискам необходимо выполнить дополнительные требования. Например, по грузоподъемности, варианту кузова, престижности автомобиля и т.д.
- Лучший автомобиль для перевозки грузов – пикап. Такие автомобили имеют просторный салон и багажник. В такую машину без труда усядется семья с ребенком или человек с большим грузом. Примерами хороших фургонов в нашем списке являются Renault Logan, Lada Largus, Lada Vesta, Kia Ceed SW.
- Лучший автомобиль для негрузовых перевозок – седан. Если вы планируете перевозить одного или нескольких пассажиров в пределах города с минимумом груза, в этом случае вы можете купить маневренный и быстрый седан. Примерами хороших седанов из нашего списка являются Hyundai Solaris, Daewoo Nexia (Ravon Nexia) или Kia Rio.
- Если вы планируете работать с VIP-клиентами, рекомендуется приобрести вместительный и дорогой автомобиль, например, Mercedes Benz E-Classe W213, Hyundai Genesis.
- Для перевозки средних грузов или большого количества пассажиров можно приобрести минивэн Ford Tourneo или Hyundai H1.
Многие автомобилисты для перевозки такси покупают не новые автомобили, а подержанные. Этот вариант не очень надежен, зато очень дешев – сейчас на российском рынке есть десятки подержанных автомобилей, вполне пригодных для перевозки пассажиров на такси. Покупать автомобиль рекомендуется в надежных сервисных центрах, но доверять людям не рекомендуется. После покупки осмотрите машину и отремонтируйте поврежденные компоненты. Если автомобиль выглядит плохо, его нужно перекрасить и заменить внутреннюю отделку.
Тарифы
Ответ на вопрос, где лучше работать – в «Гетт» или «Яндекс.Такси», во многом зависит от финансовой стороны. Тарифы на поездки постоянно меняются. Поэтому ответить однозначно на конкретный вопрос невозможно.
Тарифы на услуги такси:
- «Эконом»;
- «Комфорт».
В настоящее время оба сервиса устанавливают плату за посадку, в которую включается подача машины клиенту.
«Гетт» практикует поминутную тарификацию. Причем плата стабильная, не меняется на протяжении всего пути.
Компания «Яндекс.Такси» работает по-другому. За первые десять минут пути начисляется определенная сумма. Далее включается поминутный расчет. Начиная с 25-й минуты, действует минимальный тариф.
Основные расходы при выборе машины
В первую очередь, покупая машину для такси, нужно обратить внимание на расходы
Затраты на замену масла и топливо
В зависимости от объема двигателя и марки автомобиля можно рассчитать суточный расход топлива (дизель, газ или бензин).
От выбора качественного масла зависит судьба вашего ДВС, даже если автомобиль не используется в такси.
При интенсивной эксплуатации автомобиля предпочтение лучше отдать автомобилям с газовым оборудованием, но на масле экономить не стоит: проводя холостую замену каждые 10 тыс км, водитель может быть уверен, что двигатель проработает исправно еще более чем один год.
Затраты на тормозную систему, ходовую и замену резины
При работе в такси важна безопасность, поэтому лучше покупать оригинальные запчасти и вовремя менять шины в зависимости от дорожных условий.
Расходы на документы
Если было принято решение работать «на себя», то придется потратиться на покупку лицензии.
Это поможет вам избежать проблем с законом. Когда вы подаете заявку в компанию такси, лицензия обычно выдается самой компанией.
Непредвиденные обстоятельства
Работа в такси подразумевает частую замену расходных материалов, и даже самый аккуратный водитель не застрахован от мелких аварий. Поэтому стоит иметь небольшой запас денег на всякий случай.
При мелких авариях на ущербе кошелька скажется и стоимость автомобиля
Старт класс
Отличительные черты начального класса:
- низкий расход топлива;
- простота обслуживания;
- надежность;
- дешевизна.
Автомобиль не должен быть «чужим». Напротив, модели начального сегмента встречаются на дорогах России повсеместно. В такой ситуации о классе можно сделать два вывода: востребованность и универсальность.
Начальный класс представлен следующими моделями:
Модель | Расход топлива (литров на 100 км) | Стоимость (в рублях) | Объем багажника (в литрах) |
---|---|---|---|
Лачетти Шевроле | 7.4 | Б/у — от 250 тысяч. Аренда — от 1100 руб. | 405 |
Лада Веста | 7,5 | Новые — от 550 тысяч. Б/у — от 300-400 тысяч. Аренда — от 900 руб. | 250 |
Шевроле Авео | 7 | Б/у — от 350 тысяч. Аренда — от 1200 руб. | 500 |
Ниссан Альмера | 8 | Б/у — от 250-350 тысяч. Аренда — от 1300 руб. | 500 |
Рено Лого | 7.2 | Новые — от 450 тысяч. Б/у — от 250 тысяч. Аренда от 1000 руб. | 500 |
Датсун Он-До | 7.3 | Новые — от 480 тысяч. Б/у — от 270 тысяч. Аренда — от 900 руб. | 530 |
Сравнивая представленные модели, легко обнаружить общие черты: невысокая стоимость, доступность обслуживания и наименьший расход топлива.
Отдельно стоит отметить, как мы смотрим на стоимость покупки подержанного автомобиля. Конечно, подержанные автомобили часто можно купить дешевле рекламируемой суммы. Однако учитывались только объявления с продажей актуальной версии автомобиля в хорошем состоянии. Сомнительное так называемое «дно рынка» и битые машины в обзор не попали.
Датсун Он-До
Указаны деньги, за которые реально без проблем купить настоящую машину, и она реально будет арендована для указанного класса такси.
Преимущества и недостатки сервисов
Сравним плюсы и минусы таких популярных сервисов заказа такси, как Яндекс, Gett и Uber. Сегодня компании занимают одни из лидирующих позиций различных рейтингов и активно продвигаются в массы.
Конкурентные достоинства Яндекс.Такси:
Яндекс.Такси тщательно выбирает партнеров в вашем городе, проверяет квалификацию водителя и техническое состояние автомобиля, после чего ему поступают заказы. Когда человек делает запрос, система выбирает ближайшее к нему авто, причем, в первую очередь заказы направляют водителям с высоким рейтингом. Таким образом, клиентам предоставляется качественный сервис, а добросовестным сотрудникам такси – стабильная работа.
Есть у Яндекса и пара недостатков:
- Предварительно рассчитанная стоимость может отличаться от фактической, причем, иногда в значительной степени.
- Платный простой начинается после 2 минут ожидания.
Gett хорошо зарекомендовал себя среди населения, а лидирующие позиции в рейтинге подтверждает Forbes. Прогрессивное приложение для заказа машин было отмечено наградой «Премия РУнета» еще в 2012 году. Плюсы обращения в Gettaxi:
- За поездку можно заплатить через приложение картой любого банка.
- Оперативная подача автотранспорта – для Москвы и Санкт-Петербурга ожидание составит всего 5-7 минут.
- Заказ осуществляется через приложение для мобильных устройств, в нем же клиент видит движение машины на карте.
- Авто всех классов – от Эконом до VIP, в отличном техническом состоянии.
- Фиксированная цена, которая не повышается в час-пик.
Существенных минусов у Gett не обнаружено – масса положительных откликов в сети, средние цены. Особо отмечают клиенты быструю подачу.
Uber – последний в списке, но не в рейтингах и выборе пассажиров. Ключевое преимущество – самые низкие цены на поездки. Причем, на качество сервиса это не влияет. Пользователи заказывают машину через приложение и видят его передвижение. Авто может быть класса Эконом, Люкс, VIP – ограничений нет. Единственный минус Uber – время ожидания. Если Яндекс.Такси приедет через 4 минуты, а Gett – через 5-7, то Uber придется ждать около 20 минут. Но если позаботиться о заказе заранее, то проблем оно не создаст, а экономия составит порядка 20-50%, по сравнению с вышеперечисленными конкурентами.
Еще один общий для всех недостаток – плата за ложный вызов. Деньги с карты снимут, даже если клиент отказался от поездки. К оплате наличными это не относится, но клиента могут занести в блэк-лист или заблокировать, если он злоупотребляет ложными заказами.
Интерфейс
Яндекс.Такси – дизайн отстал от конкурентов на пару-тройку лет. Сейчас UI программы напоминает работу новичка, который прочитал книгу «Как написать свое первое iOS-приложение». Возможно, компания скоро подгонит весь свой софт к единой линейке, ведь обновленные Яндекс.Карты смотрятся очень даже симпатично.
GetTaxi – дизайн рвет всех в лоскуты. Все продумано до мелочей и сделано в стиле iOS 7. Красивее приложения по заказу такси я пока не встречал.
Таксик – твердый середнячок по дизайну. Как говорится, ни убавить, ни прибавить.
Информация о водителе
После заказа такси ваш заказ отправляется на сервер и высвечивается на экранах смартфонов таксистов поблизости. Кто из водителей успел на вас раньше нажать, тот и повезет. Заказ принят, к вам едет карета. На вашем смартфоне появляется информация о кучере.
Яндекс.Такси – дает самую минимальную информацию о вашем такси: марку машины, номер, цвет и имя шофера.
GetTaxi – вот с кого другим надо брать пример. В карточке таксиста имеется информация о водителе вместе с его фотографией и рейтингом. Вас заранее знакомят друг с другом. Кроме того, только у Гета дается обратный отсчет времени и расстояния до подачи автомобиля. Браво!
Таксик – здесь также имеется информация о таксисте, но без фотографии. Указывается время подачи и стоимость поездки. Таксик вообще славится прозрачностью тарифов в отличие от Яндекса и Гета. Об этом мы еще поговорим.
Что я про все это думаю
Работа водителем в такси имеет массу особенностей, вне зависимости от фирмы. Зарплата включает расходы на ремонт и топливо, зависит от часов работы, пробега и тарифа. Поэтому однозначно ответить на вопрос о доходе таксиста нельзя.
В небольших городах с невысокими заработками работа в российских сервисах такси будет приличным заработком при достаточном опыте и работоспособности таксистов. Необходимо обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, терпение, умение общаться с самыми разными клиентами. Плюс никто не отменял отличное знание города.
В любом случае, выбор фирмы будет зависеть от наличия/отсутствия личного авто, его марки и состояния
Также важно – будет ли работа в такси постоянным заработком, или это временная подработка. Службы такси развиваются стремительно, с каждым днем их становится все больше, поэтому хороший водитель без работы не останется в любом случае
А что Вы думаете о сервисах такси в России, качестве их услуг и зарплате их водителей?
Если Вас интересуют другие проблемы, с которыми сталкиваются россияне в поисках заработка и достойной работы, подписывайтесь на наш журнал.
Заработки российских таксистов в Яндексе
Услуги такси всегда востребованы в крупных городах, но водителю сложно самому обеспечить себя регулярными заказами. Их объединение в сервисы обслуживания с диспетчерским пультом, юридической поддержкой и современным уровнем связи, использование специальных мобильных приложений позволяет таксистам всегда быть с заказами и зарплатой.
По статистическим данным в последние годы доходы водителей в системе Яндекс.Такси неуклонно растут.
В большинстве российских городов с миллионным населением имеются филиалы компании, функционируют службы поддержки. Но для работы в системе администрацией выдвигаются определенные требования:
- Водитель должен иметь удостоверение категории В и лицензию на перевозку пассажиров;
- Иметь для работы личную иномарку;
- Сдать экзамен на знание города.
Поэтому, чтобы иметь хороший заработок, нужно быть выносливым, трудолюбивым, толерантным к пассажирам. Если Вам это удалось можно заработать 2-4 тысячи рублей за день «чистыми».
В системе каждый водитель на основании выполнения заказов имеет свой рейтинг, который также влияет на уровень поступления заказов и конечного чистого дохода. Можно ездить и на арендованном авто, но чистый заработок будет еще ниже. Заработок в значительной степени зависит также от выбранных водителем в Яндекс.Такси тарифов.
Например:
- На ежедневном тарифе эконом минимальная стоимость подачи машины 79 рублей, проезда по городу — 9 рублей за 1 км, за ожидание — 5 рублей/минута;
- На тарифе комфорт минимальная стоимость подачи машины 149 рублей, проезда по городу — 14 рублей за 1 км, за ожидание — 12 рублей/минута;
- На тарифе бизнес минимальная стоимость подачи машины 419 рублей, проезда по городу — 20 рублей за 1 км, за ожидание -17 рублей/минута
Естественно, конечная стоимость проезда – это не чистый доход таксиста, ведь от суммы каждого заказа водитель должен заплатить комиссию компании (15-30%). В расходы также входит приобретение топлива, самостоятельный ремонт и мойка авто.
Выводы
Если вы иногородний, плохо знаете Москву и хотите сэкономить, смело запускайте Яндекс.Такси. Вы попадете в пик-ап клуб, вас по-быстрому обслужат, но без высоких ожиданий. Самый лучший способ добраться домой из ночного клуба.
– Скачать Яндекс.Такси в App Store
Если вы москвич, хотите ехать в комфорте, с любимой музыкой и не трепаться с шофером, выбирайте GetTaxi. Вы немного переплатите, но получите отличный сервис. Вы когда-нибудь видели таксиста в строгом костюме с галстуком? Я на такое натыкался только в Гете.
– Скачать GetTaxi в App Store
Если вы привыкли к удобству, вам нужен таксист, разбирающийся в городе, вызывайте Таксик. Уверен, что вам понравится и вы станете его постоянным клиентом, которому полагаются бесплатные поездки.
– Скачать Таксик в App Store
Спасибо Никите Горяинову за помощь.