Свадьба в башкирии

Какие праздники отмечают башкиры?

Обычаи и традиции башкир находят яркое отражение в праздниках. Их условно можно разделить на:

  • Государственные — Новый год, День защитника Отечества, День флага, День города Уфы, День Республики, День принятия Конституции.
  • Религиозные — Ураза Байрам (праздник завершения поста в Рамадане); Курбан Байрам (праздник жертвоприношения); Маулид ан Наби (день рождения Пророка Мухаммада).
  • Национальные — Йыйнын, Каргатуй, Сабантуй, Кякук Сяйе.

Государственные и религиозные праздники отмечаются практически одинаково по всей стране, и в них практически отсутствуют традиции и обряды башкир. В отличие от них, национальные полностью отражают культуру нации.

Сабантуй, или Хабантуй, отмечался после посевных работ примерно с конца мая до конца июня. Задолго до праздника группа молодых людей ходила от дома к дому и собирала призы и украшали площадь — майдан, где и должны были проходить все праздничные действия. Самым ценным призом считалось полотенце, изготовленное молодой невесткой, так как женщина была символом обновления рода, а праздник был приурочен к обновлению земли. В день Сабантуя в центре майдана устанавливался шест, который в день праздника смазывали маслом, а на вершине развевалось вышитое полотенце, которое считалось призом, и только самый ловкий мог подняться к нему и взять. Было на Сабантуе много разных забав — борьба с мешками сена или шерсти на бревне, бег с яйцом в ложке или мешках, но главными считались скачки и борьба — куреш, в которой соперники пытались повалить или перетянуть противника обхваченным полотенцем. За борющимися следили аксакалы, и победитель — батыр — получал забитого барана. После борьбы на майдане пели песни и танцевали.

Каргатуй, или Карга Буткахы, — праздник пробуждения природы, который имел различные сценарии в зависимости от географического положения. Но общими традициями можно считать варку пшенной каши. Проводился на природе и сопровождался не только коллективной трапезой, но и кормлением птиц. Этот языческий праздник был и до ислама — башкиры обращались к богам с просьбой о дожде. Каргатуй также не обходился без танцев, песен и спортивных соревнований.

Кякук Сайе был женским праздником и тоже имел языческие корни. Его отмечали у реки или на горе. Отмечали его с мая по июль. Женщины с угощениями шли к месту празднования, каждая загадывала какое-нибудь желание и слушала, как кукует птица. Если звонко, то загаданное желание исполнялось. На празднике также проводились различные игры.

Йыйнын был мужским праздником, так как в нем принимали участие только мужчины. Отмечали его в день летнего равноденствия после народного собрания, на котором решались важные вопросы по делам деревни. Завершался совет праздником, к которому заранее готовились. Позже стал общим праздником, в котором участвовали как мужчины, так и женщины.

Знакомство корейских новобрачных

Хотя сегодня сговор о предстоящей свадьбе не происходит за спинами молодых, немалую роль в их судьбе играют родители. Они обязательно выясняют всю информацию о женихе или невесте и лишь после этого дают благословение на корейскую свадьбу.

Судьба молодых решается на встрече, носящей название «согэтхин». Происходит она на нейтральной территории, которой зачастую выступает какой-нибудь ресторан. Именно там встречаются родители молодых, и происходит их знакомство. Нередко на таких встречах происходит обмен предварительно подготовленными медицинскими справками, свидетельствующими о состоянии здоровья молодых. Связано это с тем, что корейцы уделяют огромное влияние здоровью будущего потомства. И уже после этого родители девушки решают – выйдет ли она замуж за корейца или еще посидит в девках.

Никах – религиозный обряд заключения брака

Исламская церемония венчания с соблюдением всех обычаев – никах – обряд соединения влюбленных брачными узами. Он характерен для многих мусульманских народов, играет ту же важную роль, что венчание для христиан. Чтобы никах был правильно проведен, следует выполнить четыре основных условия, после чего заключение брака признается действительным:

  1. Со стороны невесты на церемонии обязательно должен присутствовать родственник мужского пола.
  2. От жениха и невесты должно быть по одному свидетелю – мужчине-мусульманину.
  3. Традиционное условие – выплаченный калым за невесту. При современном подходе, это скорее условность.
  4. Согласие обоих молодоженов сочетаться браком и начать семейную жизнь.

Перед никах у татар проводят обряд сватовства, на котором родственники жениха просят семью невесты о согласии на свадьбу. Если возражений не поступило, оговариваются условия проведения бракосочетания. Часто праздник устраивают под конец осени, после проведения всех сельскохозяйственных работ. На никах жених и невеста готовят друг для друга подарки. Со стороны жениха – богатые украшения, как символ его достатка. Невеста дарит рукоделие.

Проводят церемонию бракосочетания как дома, так и в мечети, по согласованию между сторонами жениха и невесты. Мулла зачитывает молитву, делает соответствующие записи в метрической книге. После этого брак считается действительным. Существует интересный обычай, проводимый мусульманами на никах. Во время заключения брака регистрируется акт передачи свадебного подарка от жениха невесте. Так как это – дорогостоящее золотое украшение, невеста распоряжается им по своему усмотрению. В случае финансовых затруднений, может продать его и обеспечить себя на какое-то время.

Согласно обычаям, после объявления молодых мужем и женой и угощений устраивали чаршау. Так назывался полог на кровать, сотканный самой невестой. Постель из нескольких перин стелила счастливая в браке женщина. Часто это была жена старшего брата жениха или его мать. Если девушка оказывалась нечестной, жених на окне бани оставлял знак – проколотую монету или резал полог над кроватью.

Подготовка к свадьбе

Поиск невесты

Начинается все с поиска невесты. Порой это происходит не за несколько месяцев, а за несколько лет вперед. Этим обычно занимаются женщины: бабушки, матери, сестры и даже профессиональные свахи. Именно они присматриваются к кандидатуре, через знакомых и родственников собирая о ней информацию: какие у будущей невестки родители, положение семьи в обществе, какое девушка имеет образование и воспитание, насколько она хорошая хозяйка и т.д.

Сватовство

Если семья кандидатки подходит по всем интересующим аспектам, родители переходят к следующему этапу – сватовство (хостгори).

Свахи отправляются в дом избранницы. Этот день обговаривается заранее с родителями девушки, чтобы они успели подготовиться как следует. Свахи, придя в дом к родителям девушки, обязательно приглашаются к столу, за которым и происходит обычная светская беседа. Во время чаепития будущая невестка должна ухаживать за гостями, чтобы всегда был налит чай, гости были довольны и накормлены.

Оши чавоби (Ответное угощение)

По обычаю, к согласию родственники жениха и невесты приходят только при третьем визите сватов. Получить согласие с первого раза не получится — играет роль менталитет. Скрепляя договор о своем согласии, родители и сваты разламывают нон — таджикскую лепешку, тем самым, подтверждая серьезность своих намерений. А также накрывают стол, на котором конечно же должен быть плов. В этот же день назначают дату помолвки — фотихакуни.

В Законе об упорядочении традиций и обрядов этот визит называется «маслихатоши» (совет по подготовке торжества), и он официально запрещен.

Помолвка

В день фотиха — помолвки устраивается праздничное чаепитие, приглашаются близкие соседи и родные. Обычно помолвка проходит с участием 40 человек — по 20 человек с каждой стороны. Но в период пандемии количество гостей убавилось.

Самый авторитетный родственник надламывает лепешку и читает священные молитвы о здравии и счастье будущей семьи. Родные жениха и невесты обмениваются подарками для молодых. Помолвка считается официально проведенной.

Родители невесты преподносят «сафеди» — 10 метров хлопчатобумажной ткани белого цвета, символизирующий невинность и чистоту их дочери. А родные будущего мужа приносят в дом избранницы 4 подноса, на котором лежат ритуальные подарки. На первый поднос кладут гуль-нон, фатир и кульчу – свадебные лепешки, как оберег будущей семьи. На втором ставят необходимые ингредиенты для таджикского свадебного плова: мясо, рис, специи и пряности. Третий поднос называют самым «вкусным», поскольку он заполнен всевозможными сладостями, чтобы жизнь молодых была такой же сладкой. Четвертый поднос предназначен будущей невестке. На нем лежит ткань для подвенечного платья, обувь, белый платок и различные аксессуары, которые понадобятся для наряда невесты.

Кстати, проведение этого обряда, известного также как «ноншиканон» или «румолакдарон» в Таджикистане также запретили в 2017 году.

Туйбарон

Приданое невесты собирается родителями задолго до ее совершеннолетия, потому что именно с 18-летнего возраста, а иногда и пораньше, девушек в Таджикистане принято выдавать замуж. В традиционное приданое входят все необходимые вещи для жизни в новом доме.

После помолвки сторона жениха приносит подарки в сундуках, куда входит верхняя одежда, обувь, украшения, не только для невесты, но и для всех ее членов семей: родителям, сестре, брату, тете и т.д.

Аналогично, сторона невесты дарит по скромному подарку членам семьи жениха

Тут особое внимание с обеих сторон уделяется качеству подарка сватам. Но это еще не все: сторона жениха должна зарезать одного здорового барашка (или корову) в доме невесты

Обряд, во время которого мать невесты перед подругами дочери и родственниках демонстрирует какое приданое она приготовила для своей дочери и какие подарки они получили от жениха, называется туйбарон.

Кстати, сторона невесты помимо приданого, должна полностью обставить спальню, в которой будут жить молодые. Спальный гарнитур, занавески и ковер, ну и конечно же таджикские курпачи и подушки, расшитые национальными узорами, обязана принести в дом жениха каждая невеста.

Этот обряд в Законе об упорядочении традиций, торжеств и обрядов называется «сандукбарон» и его проведение официально запрещено.

Подача заявления в ЗАГС

За месяц до дня бракосочетания жених и невеста подают заявление в ЗАГС. В этот день жених обязательно дарит букет цветов и ювелирное украшение, а также приглашает избранницу в ресторан или кафе отмечать этот знаменательный день. Обычно, в назначенный день бракосочетания и проводится свадьба, поэтому место ресторана тоже заранее обговаривается.

Исторические и национальные особенности татарской свадьбы

Богатые национальные традиции делают татарскую свадьбу интересной, самобытной, сохранившей свои сокровенные изюминки. Раньше праздновали свадебные торжества в ноябре, после окончания сельскохозяйственных работ.

Основные исламские каноны строги и лаконичны. В старину родители молодых сами решали судьбу своих детей. Выбор, договоренности, сама организация свадьбы проводились родителями с помощью свах. Молодых только извещали о решение. Свадебные торжества устраивали отдельно для мужчин, отдельно для женщин.

Строгие мусульманские законы предписывают молодым на торжестве вести себя скромно, не проявляя чувства. Невесте не разрешается разговаривать, а также пить и есть. В некоторых местах, она даже не присутствовала за праздничным столом, а ожидала жениха в специально украшенной комнате. После свадьбы, молодой жене не разрешалось выходить из дома в течение сорока дней.

Национальные свадебные особенности содержат в себе множество ярких, таинственных обрядов:

  1. Сватовство. Помолвка. Сговор. Родители встречаются, знакомятся и обговаривают условия. При этом обмениваются подарками. Молодые на сватовстве могут не присутствовать.
  2. Калым. Это выкуп за невесту, количество даров оговаривается родителями совместно. В выкуп входили предметы быта, мебели и обихода, платья, платки, а также деньги. Традиционно совершается выкуп невесты на татарском языке.
  3. Кияллыпйерь. Шуточные испытания, которые готовят подружки невесты жениху. Проходят они всегда весело, забавно, но требуют от жениха не только сноровки и силы, но материальных средств.
  4. Никах. Религиозный обряд, подтверждающий мусульманский брак в соответствии с шариатом, который проводит мулла. Состоит из чтения Корана, молитв, духовных наставлений. Приглашаются только мусульмане, одетые в национальных платья, с покрытой головой Хотя жених и невеста могут на этом основном обряде не присутствовать. Но до проведения никаха, молодые не должны оставаться наедине.
  5. Туй. Это собственно, сама татарская свадьба, которая длится несколько дней в разных домах. Сначала гуляют у родителей и родственников невесты, а затем жених перевозит молодую в дом своих родителей. Здесь встречают ее хлебосольно, тепло, одаривая богатыми подарками. Особенный знак радушного приема невесты – мягкие подушки, которые подстилаются под ее ноги. Другой интересный ритуал связан с пожеланиями богатства, стать хорошей хозяйкой, — руки невесты окунают в муку. Сценарий таких гуляний обычно типичен.

Все торжественные свадебные обряды красивы, незабываемы и колоритны. Перед свадьбой, в обоих домах родителей жениха и невесты проводили таинственный ритуальный обряд поминовения душ умерших родственников. Так просилось благословение на брак. Почтение к старшим выражалось также в том, что по старинной традиции, свадебные застолья организуются по возрастам гостей, тогда готовятся не один сценарий.

Свадьба: день второй

Второй день проходит в доме жениха. Он приходит в дом своей супруги и забирает ее под свою опеку. Но, прежде чем забрать невесту, жениха встречает ее сестра, исполняя национальный праздничный танец перед свадьбой. После мать девушки дает молодоженам испить меда из чаши. Это символ счастливой семейной жизни.

Именно во второй день проводится много шумных и веселых мероприятий. Стрельба в воздух, песни и пляски, конкурсы для гостей. На втором дне дагестанской свадьбы лезгинка является самым популярным любимым развлечением.

Начинается торжество после 12 дня, когда жених приведет невесту в дом. Праздник сопровождается плясками, при этом мужчины танцуют отдельно от женщин.

Молодожены также исполняют свой первый танец. Но этому событию предшествует еще один обычай: невеста должна станцевать с каждым мужчиной, присутствующем на свадьбе. Но, танец выглядит следующим образом: девушка танцует, а мужчина кружится вокруг нее, бросая возле нее деньги.

Все свадебное мероприятие проводит тамада — заранее выбранный родственник. Он проводит конкурсы, произносит тосты, следит за соблюдением традиций.

Башкирская свадьба: традиции и обычаи, наряды молодожен, фото и видео

В Башкирии решение о женитьбе детей традиционно принимали родители, причем бывали случаи, когда молодые до дня свадьбы даже не виделись. Обряд бракосочетания обычно проходил дома.

С этой целью приглашался мулла для официального заключения брака и соответствующей записи об этом в метрической книге.

Традиции башкирской свадьбы имеют долгую историю, но, как и сейчас, раньше церемония могла проходить дома или в мечети.

Свадебные традиции и обряды Башкирии

Планы о будущей свадьбе возникали у родителей, когда их детям было еще по 5 лет. Традиционно у башкир проводился обряд «сыргатуй» – помолвка будущих суженных. Когда приближалось время обручения, семьи начинали тщательную подготовку к торжеству: собирали приданное, шили наряды, готовили дом к приезду гостей. Башкирский свадебный обряд включает несколько этапов:

  • Переговоры и обозначение условий свадьбы (сватовство, сговор).
  • Церемония бракосочетания (никах).
  • Послесвадебные традиции, ритуалы и обычаи.

Отъезд невесты в дом своего мужа

Когда наступало время отъезда молодых, по традиции, сестра молодой и другие родственницы устраивали разные козни и препятствия.

Для этого они относили в лес постель девушки и завязывали ее тугими узлами веревкой, концы которой скрывали под корнями деревьев. Саму новобрачную садили на постель, после чего за нее начинали бороться подруги и родственницы жениха.

Эта древняя традиция башкирских свадеб, которая часто несла обеим сторонам серьезный ущерб в виде порванной одежды.

Прежде чем уехать, молодая, по традиции, прощалась с родственниками. Она обходила дома всех родных в деревне. Окружали девушку 4 подруги, которые за углы держали над ее головой платок и поднимали плач. Каждой родственнице молодая дарила скатерть, полотенце, нити.

Взамен женщины традиционно давали нареченной деньги и другие ценности. После этого подруги надевали на молодую лучший костюм и отводили к телеге, которая должна была отвезти ее к мужу.

Причем девушка оказывала активное сопротивление, пока братья и отец не подарят ей что-нибудь.

По башкирской традиции, молодую сопровождала одна родственница, которая «продавала» ее за выкуп отцу молодого. Когда девушка впервые переступала порог дома мужа, она должна была три раза стать на колени перед свекрами, которые после каждого следующего раза поднимали новобрачную. После чего она одаривала родственников мужа подарками, а они в ответ преподносили щедрые дары ей.

Следующий день после свадьбы

Утром, по традиции, новобрачную отправляли с коромыслом и ведрами к колодцу за водой. С собой она брала серебряную монету, привязанную к ниточке.

Этот символичный предмет молодая башкирская жена бросала в воду как жертву водяному духу. Дети, которые окружали ее в это время, активно пытались выловить монетку из воды.

С этого момента девушка могла без стеснения открывать лицо перед супругом.

Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу?

К башкирской свадьбе готовились очень тщательно. Для новобрачных шилась нарядная одежда, которую после церемонии они могли надевать по торжественным случаям.

Традиционный праздник был насыщен яркими цветами, которые в него привносили пестрые женские платья с пышной юбкой, украшенные разноцветными атласными лентами, узорами, полосками и оборками.

В некоторых регионах Башкирии свадебные платья по традиции украшались вышивкой тамбурным швом. Сверху на основной наряд надевали халаты и камзолы.

Нередко на свадьбе с девушки снимали ее убор и надевали женский. В Юго-Восточной части Башкирии голову невесты покрывали платком, поверх которого надевался шлемообразный кашмау из серебра и кораллов.

В другой местности роль головного убора традиционно исполнял колпачок, вышитый бисером.

Предметы одежды башкир, которые служили подарками, обладали знаковой символикой. Невеста перед свадьбой преподносила своему будущему мужу рубаху, воротник и рукава которой она ранее вышивала.

В довесок девушка вручала жениху тюбетейку и тканые штаны. Цвета свадебной одежды много значили, поэтому традиционно использовались яркие оттенки красного, синего или зеленого.

Жених на свадьбу подпоясывался кушаком красного цвета, а для башкирской нареченной шился пояс из ярких лоскутков.

Посещение дома невесты

За 2 дня до того, как жених первый раз посетит невесту, ее отец официально созывает родственников и говорит им о предстоящей свадьбе. Мулла во время визита формально заключает брак в домашней обстановке. Отец со стороны жениха должен привести с собой в первый визит лошадь, предназначенную для стола. Ее позже традиционно закалывают. Все гости, которые были приглашены на торжество, оставались в доме невесты. Сперва приезжих угощали традиционным блюдом под названием бишбармак, после чего начинался процесс одаривания подарками гостями молодых.

Обычно гости приезжали с ночевкой и, поскольку их было много, распределялись они старейшинами деревень по домам родни села невесты. Традиционно на следующий день торжества кололась привезенная лошадь. Роль мужчин в процессе ясна, а задачей дам заключалась в проверке жирности конины. Собравшиеся, зная о традиции, обычно предпочитали надевать традиционные простые одежды. Когда гости приходили на условленное место, свахи обычно накидывались на них и начиналась традиционная свадебная потасовка, которая продолжалась порой до самого утра.

Предсвадебные хлопоты

Итак, свадебную обрядность татар условно можно разделить на три основных действия: предсвадебное, сама свадьба и послесвадебное.

В предсвадебные мероприятия входит сватовство, представляющее собой согласие на брак и оговаривание условий его заключения. В качестве сватов чаще всего отправляли родственников жениха. Однако, как было отмечено К. Насыри, «бывает и так, что родители невесты сами посылают сватов в дом жениха, которые намеками дают понять, что, мол, если бы попросили дочь, то не встретили бы отказа».

В татарском доме. Фото zidanio.livejournal.com

Сваты должны были не только хорошо говорить, рассказывая о претенденте, но и в одежде у них были особенности. Так у свата, одна штанина закатывалась выше колена, а у свахи выпускалась поверх голенища сапога.

После первого посещения сватов, а они могли приходить по пять-шесть раз, прежде чем получат ответ, родители собирали близких родственников на совет. Во время каждого из приходов сватов вели переговоры о том, что будет подарено со стороны жениха (калын

) и в каком количестве. В качестве подарков были в ходу верхняя и нижняя одежда, головные уборы, обувь. Причем, обязательной частью были перины. Зачастую, в калын входила скотина — лошадь, корова, овцы, птица и пр. К тому же, со стороны жениха до свадьбы должны были выплатить обговоренную сумму денег (которые, обычно использовались родителями невесты для приготовления приданного, даров), а также привезти определенное количество продуктов — мясо, масло, молоко, мед, чай. По сведениям К.Ф. Фукса, калын мог составлять «у богатых татар в Казани от трех до пяти тысяч рублей, смотря по состоянию жениха и невесты. В деревнях у зажиточных от двухсот до пятисот рублей, у бедных от пятидесяти до ста рублей».

По достижении обоюдного согласия сторон родители невесты приглашали на сговор-помолвку и родителей жениха и сватов, где в знак окончательной договоренности стороны обменивались подарками. По возвращению в дом, родители жениха устраивали праздничное угощение, во время которого всем сообщалось о согласии со стороны невесты, сроках проведения свадьбы, гостях и их посильной помощи при приготовлении выкупа. На показ гостям выставляли полученные подарки, а все присутствующие выделяли небольшую сумму денег для невесты.

После сговора-помолвки между будущими родственниками проводили встречи с обоюдным обменом подарков и угощением для их знакомства друг с другом. В это предсвадебное время бытовал обряд смотрин невесты. Он мог иметь немного разные вариации, но основа была одна, когда мать жениха и его родственница знакомились с невесткой. Так, например, в некоторых районах (по материалам Р.К. Уразмановой) мать жениха должна была узнать «свою» среди других молодых девушек покрытых платком/шалью. После проходило взаимное одаривание. В доме невесты также проводился девичник со свадебным угощением.

После угощения, жених оставлял подарок невесте, сидящей в другой комнате или за занавеской. Фото aif.ru

На мальчишник, проводимый в доме жениха, собирались не только родственники, но и друзья. Жених одаривал гостей небольшими подарками, а в ответ получал деньги. В ночь перед свадьбой могли проводить «ночную свадьбу», когда на вечернее чаепитие в дом невесты приглашался жених с друзьями. После угощения, жених оставлял подарок невесте, сидящей в другой комнате или за занавеской.

Таким образом, в предсвадебную обрядовую часть входило неоднократное посещение родственников молодоженов для знакомства, обмена подарками и оказания помощи в приготовлении свадьбы.

О самом обряде бракосочетания (никах) и послесвадебных традициях — в продолжении

Дина Гатина-Шафикова

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Национальные блюда на свадьбе

Татарская свадьба — это всегда богатый стол и изобилие угощений. По традиции, сначала гостям подают закуски и холодные блюда, а затем горячие: супы и похлебки на мясном бульоне, домашнюю лапшу, шашлык, выпечку. Традиционные национальные блюда дополняют фруктовыми соками и компотами. Алкогольные и спиртосодержащие напитки во время отмечания Никах запрещаются.

Часто к свадебному столу подают двух гусей или пару фаршированных куриц, символизирующих самих молодоженов. Разделывает это блюдо только самый старший мужчина в семье. Главная его задача — разрезать мясо так, чтобы не повредить его кости. Вынос дичи сопровождают поздравлениями и подарками.

Обязательным атрибутом свадебного пира является гульбадия — это закрытый свадебный пирог с начинкой из мяса, риса или сладкого творога, который готовят накануне свадьбы. Согласно татарским обычаям, угощение разрезает опытный родственник: мужчина или женщина. Причем, разделать блюдо нужно одним движением, не повредив многослойную структуру свадебного пирога. Четвертую его часть отдают родителям мужа, чтобы они раздали лакомство другим родственникам, а остальной пирог отдают присутствующим гостям.

Традиционным блюдом на любой татарской свадьбе является чак-чак — обжаренное тесто с медом, которое часто называют «лакомством невесты». Его подают к чаю вместе с другими сладкими угощениями. Чак-чак символизирует создание новой семьи. По традиции, десерт на 4 части разрезает старший брат или тетя невесты. Кто именно — определяют гости торжества. Как и гульбадию, четвертую часть чак-чака забирают родственники мужа, остальные части блюда достаются гостям.

Переезд невесты в новую семью

Перед окончательным отъездом молодые должны были попрощаться с родней путем обхода всех домов по деревне. По традиции девушку окружали 4 подруги, которые должны были плакать и поднимать над головой невесты символический платок. Родственнице женского пола преподносились своеобразные дары вроде скатертей или платков. В ответ дамы дарили нареченной девушке деньги и прочие материальные ценности. После обхода всех домов невесту обыкновенно сажали в телегу и перед этим облачали в лучшие костюмы. Девушка по традиции должна была сопротивляться до тех пор, пока отец или брат не дадут ей гостинец или своеобразный откуп.

Еще одна традиция предусматривала сопровождение невесты родственницей, которая за нее должна была получить выкуп от отца жениха. После прихода в новый дом невеста 3 раза вставала на колени перед семьей жениха, а те после каждого раза поднимали ее. После ритуала происходил традиционный обмен подарками.

«Құда түсу»: чем выше образование — тем больше калым

«Құда түсу» (далее – куда тусу) — официальное знакомство двух сторон в доме невесты, в ходе которого начинается обсуждение последующих этапов бракосочетания. Куда тусу — одно из обязательных мероприятий, на котором присутствующие должны условиться о том, где будет проходить свадьба и сколько людей придут поглядеть на торжество материи над духом. На этой встрече сторона жениха одаривает сторону невесты подарками, а принимающие потчуют гостей угощениями. На куда тусу обязательно присутствие «бас құда» (далее – бас куда) — большого брата, зорко наблюдающего за добропорядочностью присутствующих. Бас куда выбирается среди родственников со стороны жениха.

Отдельно стоит отметить, что в некоторых регионах перед куда тусу может зайти речь о калыме. Самые щедрые выплаты — в Шымкенте, Таразе и Кызылорде, а в северных, западных и восточных регионах страны традицию могут и вовсе проигнорировать. Сумма калыма начинается от $1000 и доходит до нескольких миллионов тенге. Приданое невесты в таком случае должно соответствовать сумме калыма. Чем более образованная невеста попалась жениху, тем выше ставка.

После свадьбы

Руйбинон (Смотрины невесты)

На этом свадебные церемонии не заканчиваются. Со следующего дня в дом к молодым с раннего утра начинают приходить гости. Невеста обязана встречать каждого гостя, которые приходят с подарками. Каждому она должна по три раза кланяться, принимая дары, и в ответ делать также небольшой подарок в виде украшений, платков или белоснежных полотенец.

Гости идут в дом с утра и до позднего вечера и несут чаще всего в подарок те вещи, которые непременно будут нужны молодым для убранства жилища: это посуда, ковры, покрывала и многое другое. После того, как проводится ритуал руйбинон и с невесты снимается шаль или платок, которым она скрывает лицо, считается, что больше закрывать свой лик она не должна, так как законная молодая жена становится полноправным членом новой семьи.

Домодталбон (Визит жениха в дом родителей невесты)

Казалось бы свадьба прошла, но свадебным мероприятиям нет конца. Через неделю родители невесты проводят «домодталбон». Это церемония первого прихода новобрачных в дом родителей невесты. Жениху дарят чапан (национальный бархатный халат, расшитый золотыми узорами), тюбетейку, костюм или верхнюю одежду. Весь ритуал также сопровождается накрытым столом, танцами и музыкой.

Кстати, «домодталбон» и «руйбинон» согласно Закону об упорядочении традиций, торжеств и обрядов должны проводиться добровольно в семейном кругу с участием до 15 человек.

Дадосалом (первый визит отца невесты в дом жениха)

Через некоторое время после исправления «чилла» (сорок дней со дня свадьбы) отца невесты впервые приглашают в гости в дом зятя. Но суть этого обряда не в том, чтобы отец увидел в какой дом попала его дочь, а в том, чтобы сваты познакомились друг с другом поближе за накрытым угощением. Во время этого обряда сваты дарят друг другу подарки. В настоящее время этот обряд проводят редко, в зависимости от финансового состояния обеих сторон.

Отъезд новобрачной

Башкирская свадьба имеет свои традиции одной из которых являются проводы новобрачной. Лучшая подруга невесты вместе с другими женщинами, показывая свою печаль по поводу того, что девушка покидает родительский дом, пытаются театрально препятствовать этому.

Обряд прощания состоял в следующем. В лесной массив женщинами выносилась постель невесты и крепко завязывалась веревкой, концы которой женщины тщательно прятали. Невесту усаживали на ложе, после чего начиналась борьба за молодую между женщинами с обеих сторон.

Импровизированный спор заканчивался победой более взрослых женщин. Иногда женщины настолько достоверно играли свои роли, что разрывали друг другу одежду. Материальный ущерб в полной мере возмещал жених.

После того, как веревка была распутана, ее должен был выкупить жених. Перед отъездом в дом жениха невеста прощалась со своими подругами, родственниками. Происходило это следующем образом. Четыре девушки держали над невестой платок, а она ходила между людьми и как бы говорила «до свидания», одаривая каждую из родственниц платком, полотенцем или отрезом материи.

Во время совершения этого обряда остальные женщины демонстративно плачут. Родственницы не остаются в долгу и преподносят невесте ответные презенты: домашний скот, деньги, небольшие лоскутки материала, которые молодая прикалывает к одежде. После завершения обмена подарками, красиво наряженную невесту, усаживают на телегу и она уезжает в дом к своему возлюбленному. Девушка всячески сопротивляется до тех пор, но подарки от отца, братьев смягчают ее и она отправляется в путь.

Подруги провожали невесту на достаточном расстоянии от родительского дома, при этом они громко плакали и причитали. Новоиспеченный супруг сопровождал повозку с невестой. Как только процессия подъезжала к дому, из повозки с невестой выходила сваха и начинала расхваливать «товар». Отец жениха немного поторговавшись выкупал свою невестку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: