Учитель как призвание
Время современных технологий предъявляет к преподавателю очень непростые требования — факт. Учитель должен быть универсальным. Дети хотят видеть перед собой красивого, адекватного, интеллигентного, образованного, понимающего человека, к образу которого они будут стремиться.
Отсутствие истинного призвания в этой нелегкой профессии — самое страшное, что может случиться. Дети мгновенно чувствуют равнодушие или фальшь, а учитель должен быть честен, иначе уважения от учеников ему никогда не увидеть. Человеку, не любящему детей, не стоит работать в школе.
Преподаватель — это целый мир для ребенка, поэтому он должен поделиться своим внутренним богатством с доверяющими ему маленькими людьми. Совершенство владения своим предметом, интересное ведение обучения, запоминающиеся уроки, понимание детских трудностей, индивидуальный подход и любовь к каждому подопечному делают учителя уважаемым взрослым другом и примером для подражания.
Умение увидеть особенность каждого ребенка, выявить уникальные черты или таланты, заранее распознать предрасположенность к тем или иным предметам делают рядового учителя несравненным педагогом. Под влиянием школы происходит полноценное становление личности. Статья призвана показать тем, кто только выбирает свой путь, что учитель — это призвание, образ жизни. Профессия гордо звучит, поэтому нужно ей соответствовать.
В. Б., учитель физики
Образование: Ленинградский государственный университет, геологический факультет, кандидат геолого-минералогических наук
Стаж работы в школе: 18 лет
Лет за двадцать до прихода в школу где только не работал. И в отраслевой науке, и в академической, и на производстве. После распада СССР занимался охраной природной среды, да и другие были необычные занятия. Так что для меня круто менять жизнь — не ново. Не скажу, что легко, но и не невозможно.
Говорят: есть время собирать камни, и есть время их разбрасывать. Так вот я своих камней насобирал. Пусть теперь ловят.
Моим первым классом был восьмой. С одной стороны — подростки, сложно. А с другой — люди, они и есть люди. Если с ними по-человечески, то и они откликнутся. Только вначале недоумевал, как можно не понимать очевидных вещей? Потом научился: если человек заблуждается, нужно показать ему пагубность его заблуждений. Ведь ни один не хочет себе плохого.
Идеальный учитель — это человек, к которому можно обратиться с насущным вопросом. Учитель не учит, у него учатся. Вообще каждый учит себя сам. Насильно вбить что-то кому-то в мозг невозможно. Хороший учитель — это проводник в огромный мир возможностей и энергии, который нас окружает, но воспользоваться этим миром может только сам человек.
А ещё для учителя важно терпение. Обучение, познание — это долгий процесс, не имеющий отношения ни к педагогу лично, ни к области знаний, которую тот представляет
Надо только понять, что у нас впереди вечность, это и означает терпеть, ждать. Но не пассивно, а действуя. «Ждать, не ожидая», как говорили древние. А ещё быть бдительными, не дремать, быть готовыми практически ко всему.
Однажды у нас было собрание с классом, который вёл себя и учился совершенно отвратительно. На душераздирающий вопль одного из учителей — «И что же делать, по-вашему?» — один мальчик поднимает руку и говорит «Надо немножечко потерпеть». Он прав, хоть это и сложно.
Справедливость
Дети очень хорошо чувствуют ложь и фальшь. Поэтому с ними нужно быть предельно честными и откровенными
В любом классе неизменно возникнет болезненная и неприятная реакция, если у педагога возникает один или несколько любимчиков, которым он уделяет повышенное внимание
Поэтому нужно постоянно помнить о необходимости справедливого отношения к каждому ученику. Если вы начинаете ругать или хвалить ученика, обязательно нужно четко аргументировать свою позицию, чтобы ни у кого не осталось сомнений в ее правильности и обоснованности.
При этом школьнику всегда нужно давать возможность высказать свою позицию по любому, даже самому спорному и провокационному, вопросу. Воспитание персонального мнения у учеников – одна из задач, которую должен решать педагог.
Специфика профессии
Работа учителя многопланова и включает в себя следующие функции:
- объяснение нового материала доступными для определенного возраста средствами;
- контроль за усвоением материала: опрос и оценка знаний учащихся;
- проверка классных и домашних работ;
- консультирование учеников и их родителей по подбору необходимых для обучения книг, пособий, рабочих тетрадей;
- классное руководство;
- проведение воспитательной работы с детьми;
- помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
- выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;
- изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
- формирование личности ученика;
- развитие у учеников стремления к освоению новых знаний;
- организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
- объяснение текущих социальных событий и явлений;
- участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
- составление тематических и урочных планов;
- оформление документации (журналов, отчетов).
Что нужно знать и уметь специалисту
Чтобы работать педагогом нужно профессиональное образование (среднее или высшее). Исключение — ситуация, когда в колледж или вуз приглашают практикующего специалиста (например, маркетолога или инженера), чтобы он учил студентов применять теоретические знания. В этом случае преподавателю нужны курсы профпереподготовки.
Тому, кто целенаправленно хочет стать педагогом, подойдёт профильный вуз или факультет. Студенты глубоко изучают дисциплины по выбранному предмету. Например, для учителей немецкого языка это страноведение, теория и практика перевода, фонетика, стилистика, теоретическая и практическая грамматика языка.
Также будущие педагоги обязаны знать ведущие учебно-методические комплексы по своему предмету, теорию и методику его преподавания, основы педагогики, психологию, конфликтологию, правовые основы работы.
AdobeStock
Они обязательно проходят педагогическую практику: учатся делать календарно-тематическое и поурочное планирование, подбирать упражнения и форматы работы для конкретной группы, организовывать работу, оценивать результаты учащихся, вести внеурочную деятельность.
Школьные учителя и преподаватели вузов и ссузов обязаны раз в пять лет проходить государственную аттестацию для подтверждения квалификационной категории.
Ещё для успешной работы нужен навык быстро реагировать на перемены (вспомните, как в 2020 году всем пришлось срочно научиться вести занятия онлайн).
Высшее образование
Учись на факультете педагогики
Узнать, как поступить
Какими качествами должен обладать школьный учитель
По выполняемым обязанностям деятельность школьного учителя многогранна. Чтобы вести трудовую деятельность, преподаватель должен обладать следующими личностными качествами:
-
организаторскими способностями (умение организовать класс, выстроить гармоничные, доверительные отношения между учащимися);
-
дидактическими способностями (умение подготовить материал к занятиям, грамотно преподнести информацию ученикам);
-
коммуникативными способностями (умение выстроить долгосрочные отношения с детьми, родителями, коллегами).
Школьный учитель должен хорошо разбираться в психологии детей, видеть проблемы школьников и помогать справляться с ними, искать индивидуальный подход к каждому ученику (в обучении и воспитании). Педагог – это пример поведения для учащихся, поэтому задача учителя — положительно влиять на школьников и развивать высокие моральные качества учащихся.
Плюсы и минусы профессии учитель
Как и у любой другой специальности, у педагогической деятельности имеется ряд преимуществ и недостатков. Она считается одной из самых сложных и подходит не всем. Плюсы профессии учителя:
- Постоянное общение. Это будет преимуществом в деятельности для коммуникативных людей.
- Длительный отпуск. Во время летних месяцев учитель может расслабиться и отдохнуть.
- Социальные гарантии.
- Общественное уважение.
- Стабильность.
- Возможность самосовершенствования и постоянное расширения знаний.
Следует обозначить и минусы профессии учитель:
- Постоянные стрессы. Среди школьников встречаются «трудные дети», к которым нужно найти подход.
- Необходимость поиска индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
- Высокий уровень ответственности. Если с ребенком что-то произойдет в школе, то виноват в этом будет учитель.
- Недостаточная оплата труда.
- Необходимость подготовки к урокам и проверка тетрадей (во внеурочное время).
Как получить профессию учитель?
Юноши девушки, выбирающие для себя данную специальность, подают документы в профильные учебные учреждения: педагогические институты и колледжи. Высшее образование позволяет работать учителем в старших классах и ВУЗах. В 2010 году был введен закон о том, что преподавать в бюджетных организациях могут лица без профильного образования, поэтому получить благородную профессию – учитель стало проще.
Однако согласно закону, у педагога должно быть высшее или среднее образование в смежных профессиях. Например, экономист, прошедший курсы профессиональной переподготовки, может работать учителем математики в школе, но преподавать гуманитарные науки у него не получится. То же самое касается и людей с филологическим образованием. При необходимости они могут пройти курсы и стать учителями русского, литературы.
Что нужно для того, чтобы стать педагогом
Также, как и в деятельности учителя, педагогу желательно иметь профильное педагогическое образование, однако оно является обязательным не для всех педагогов – только для тех, кто работает в школах, а также ВУЗах и ССУЗах. Это связано с тем, что работа в аккредитованных образовательных организациях по закону подразумевает найм людей только с подтверждённым образованием (в отдельных случаях устроиться на работу можно также в процессе получения такого образования, если вы студент выпускных курсов или магистратуры педагогического института/колледжа).
Но если вы специалист в узкой сфере, например, ландшафтный дизайнер по образованию, вы тоже можете стать педагогом и делиться опытом с другими людьми. Ваш успех в данном случае будет связан не с наличием педагогического образования, а со спросом на такой вид услуг и заинтересованностью людей в приобретении навыков ландшафтного проектирования.
Поэтому в зависимости от того, где вы хотите работать и по какому направлению, вам понадобится:
- профильное образование;
- мастерство в том направлении, в котором собираетесь преподавать;
- желание и способность к конкуренции;
- обладание рядом качеств для успешной педагогической деятельности;
- хорошее резюме для трудоустройства по найму или возможности для развития своего бизнеса.
Какой выбор можно сделать по данной специальности
Когда молодой специалист выходит из стен вуза, он делает выбор, по какому направлению ему будет интересно работать. Получив специальность, можно стать политическим, экономическим, спортивным обозревателем или журналистом-международником. А еще в редакциях могут быть:
- аналитики;
- корреспонденты;
- обозреватели;
- публицисты;
- репортеры;
- фельетонисты;
- фотожурналисты.
Спортивная журналистика в последнее десятилетие стала одним из перспективных направлений в средствах массовой информации. Интерес к спорту стимулируют многочисленные общенациональные программы, пропагандирующие физкультуру. В связи с политикой государства, развивающего профессиональные виды спорта в нашей стране, спортивный обозреватель становится востребованным специалистом во многих средствах массовой информации. Развитие олимпийского движения в Российской Федерации и во всем мире заставляет людей проявлять интерес к теме спорта в большей мере, чем к другим новостям. В обществе повышается интерес к здоровому образу жизни.
Спортивный журналист – интересное направление, которое может выбрать молодой специалист, интересующийся спортом и умеющий интересно изложить ход событий. Его задачей является сбор и обработка информации о спортивных событиях с дальнейшей ее передачей в СМИ. На факультетах журналистики имеются бакалаврские и магистерские программы, обучающие в этом направлении. Они предполагают изучение не только базовых дисциплин, но и включают в себя предметы, связанные с историей развития разных видов спорта и знакомят с основными правилами проведения соревнований.
Работа по любому выбранному направлению потребует много сил и вдохновения, которые потребуются для достижения поставленной задачи. В современном мире газетные новости успевают устареть прежде, чем дойдут до читателя. Им не оставляют шансов на успех новостные каналы ТВ, первыми рассказывающие о произошедших событиях. Всех опережает интернет, в котором новости описываются очевидцами, причем зачастую с хронологической точностью и со всеми подробностями. Поэтому профессия журналист требует, чтобы в ней оставались только преданные делу люди, способные рисковать своим личным временем и иногда здоровьем ради поставленной цели.
Какой предмет выбрать для преподавания
Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.
В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:
- педагогика и психология;
- дошкольная педагогика и психология;
- филология;
- иностранные языки;
- биология и химия;
- физика, технология и информационные системы;
- математика;
- география;
- история и политика;
- физическая культура, спорт и здоровье;
- изобразительное искусство.
А также:
- социально-гуманитарное образование;
- дефектология;
- журналистика и коммуникации;
- международное образование;
- и т.д.
Особенности профессии учителя
Каким должен быть учитель будущего? Какие навыки нужно развивать уже сегодня, чтобы потом на рынке труда было проще получить заветное место в учебном заведении. Необходимо знать, как протекает рабочий день педагога в современной школе.
Чем занимаются преподаватели
Круг обязанностей у учителя предметника и классного руководителя с обычной нагрузкой будет различаться.
Обязанности без классного руководства:
- Подготовка поурочного и тематического планирования.
- Проведение уроков.
- Проверка тетрадей.
- Подготовка отчетов.
Что делает классный руководитель
- Организуетработу с родителями.
- Проводитклассные часы, мероприятия на каникулах.
- Делает отчеты завучу по воспитательной работе.
- Исследование условия, в которых находится ребенок дома.
- Собираетплату за питание, если в школе нет карт.
- Решает спорные вопросы класса.
Учитель обязан взаимодействовать
- С социальными службами: получать проездные, информацию по льготному питанию.
- С правоохранительными органами.
- С администрацией города, села.
Учитель – это представитель системы российского образования. Рабочий день специалиста зависит от личной нагрузки.
Дизайнер образовательного опыта
- Важные качества: системное и аналитическое мышление, внимательность, любознательность, эмпатия, коммуникативные навыки.
- Где работать: в сфере EdTech — как правило, в крупных компаниях, где есть команда методистов и разрабатываются объёмные образовательные программы, и на фрилансе.
На первый взгляд, эта профессия в образовании очень похожа на предыдущую, и на самом деле спектры задач методиста и дизайнера образовательного опыта во многом пересекаются
Однако есть и важное отличие: если методист больше сосредоточен на работе с контентом (содержанием) курса, то дизайнер образовательного опыта — на образовательном пути студента и образовательной среде. Он смотрит на будущий продукт (учебный курс) глазами учащегося: определяет этапы, где, вероятно, возникнут затруднения и студенту понадобится поддержка, учитывает его эмоции в процессе освоения знаний, проектирует взаимодействие учащегося с разными компонентами образовательной среды — с учебными материалами, платформой, преподавателями, другими студентами
Дизайнер образовательного опыта учитывает множество факторов, которые помогут студенту пройти курс до конца.
Фото: Gorodenkoff / Shutterstock
По словам руководителя Школы методистов Skillbox Евгении Ращупкиной, эта профессия схожа с профессией UX-дизайнера, который также проектирует для пользователя наиболее комфортный опыт взаимодействия с цифровым продуктом (разными программами, сервисами и приложениями, сайтом). Отличие заключается в том, что обучение должно быть не только удобным, но и содержать вызов для студента, предлагать ему достаточный уровень сложности — только при этом условии он приобретёт знания и сможет применять их в жизни.
Преподаватель высшего учебного заведения
Скажу честно, преподаватель вуза – это «небожитель», причем и в прямом, и в переносном смыслах. В любом вузе придерживаются таких правил:
- Если студент не готов к занятию – это проблема студента;
- Если студент не понял материала лекции и практического занятия – зачем ему вообще учиться в этом вузе;
- Если студент выяснял с преподавателем отношения, писал на него жалобы, регулярно не готовился к занятиям – преподаватель просто не поставит ему оценку, а без этой оценки студента, с легкостью, отчислят из вуза;
- Преподаватель всегда может обратиться к коллегам, чтобы попросить их не оценивать «проблемного» студента. И наоборот, оценить его лучше или хуже – по необходимости. Причем, это негласное правило соблюдают абсолютно все педагоги данного вуза. Ведь, если сегодня обидели одного преподавателя – завтра, возможно, оскорбят и другого.
В моей практике также встречались студенты, отчисленные из вуза после конфликта с преподавателем. Были и те, кому из-за «мести» педагогов пришлось перевестись на заочное отделение, просто для того, чтобы получить диплом о высшем образовании.
Препод всегда прав!
Плюсами профессии преподаватель вуза можно считать:
- Высокую зарплату;
- Официальный стиль общения и повсеместное уважение;
- Взрослое общение — согласитесь, это намного приятнее, чем выяснять, как в общеобразовательной школе, почему учащиеся разбили мячом окно. В вузе подобного просто не бывает.
- Небольшое количество подготовок к урокам. Для справки: школьный учитель, все вечера после работы, проводит за написанием конспектов. Это долго и не нужно. Но если педагог явится в класс без конспекта — он подлежит немедленному увольнению, причем никакой суд его не оправдает.
Что же касается вуза, то конспекты совершенно не требуются. Все преподаватели в течение года пишут методические пособия для следующего учебного года. Дальше кафедра их утверждает и отдает в типографию, для тиражирования.
Но, если учесть, что на одну неделю нужен всего один конспект – педагог не перетрудится. Ведь для вуза характерен поток студентов: все группы, на одной неделе, изучают одну и ту же тему.
Минусы профессии:
- администрация вуза все-таки анализирует и принимает к сведению жалобы студентов на преподавателей;
- возможна проверка «на взятки» – берет ли их педагог. А это неприятно.
Что сдавать для поступления на педагога после 11 класса
Чтобы поступить в университет, необходимо сдать ЕГЭ по нескольким предметам. Обязательные – русский язык и математика. Они же зачастую нужны для поступления, поэтому стоит постараться сдать их на высокий балл. Также часто университеты требуют сдавать обществознание.
Педагогических специальностей очень много, список предметов даже в одном университете может существенно отличаться. Так, для поступления на учителя физики нужно сдавать точные науки, а для преподавателя литературы — гуманитарные. Поэтому перечень предметов необходимо узнавать в приемной комиссии или на сайте учебного заведения.
Геймификатор/игротехник
- Важные качества и компетенции: системное мышление, креативность, эмпатия, умение глубоко погружаться в тему, знание игровых механик и психологии, педагогики, очень широкий кругозор.
- Где работать: в корпоративном обучении, дополнительном образовании, на фрилансе.
Геймификация — это применение игровых механик в неигровых сферах, например в образовании и бизнесе. Это сложный, системный процесс, который требует междисциплинарных знаний и компетенций.
Геймификатор превращает образовательный курс в игру, которая не только вовлекает и мотивирует учащихся — она становится инструментом самопознания, позволяет в безопасном контексте проявить свои навыки. А также обнаружить свои слабые места, поработать над их устранением, получить инсайты, отрепетировать новые навыки, чтобы применять опыт, полученный в игре, в реальной жизни.
Где искать работу учителем
Многие студенты идут работать в школу, параллельно обучаясь заочно в магистратуре. Некоторые из них выбирают учебные заведения, которые оканчивали сами. Искать работу можно, самостоятельно посещая различные государственные и частные школы и предлагая свою кандидатуру, просматривая интернет-сайты с актуальными вакансиями.
Некоторые студенты остаются работать в школах, где проходили педагогическую практику (на 3-ем курсе института). Чтобы этот вариант сработал, требуется за время практики проявить себя, как квалифицированного сотрудника (проявить все свои умения и навыки, чтобы заслужить уважение других учителей).
Искать работу необходимо в течение учебного года (до мая), так как летом работодатель может быть в отпуске. Получить место в школе могут и молодые специалисты без опыта работы, но с дипломом, так как стать школьным учителем без него невозможно.
Сколько зарабатывают школьные учителя
В России зарплата школьного учителя складывается из количества отработанных часов, квалификации, выполнения дополнительных обязанностей (ведение классного руководства и пр.). На оклад преподавателя влияют регион, выбор учебного заведения (государственная или частная школа, лицей и пр.), специализация (насколько редким и востребованным является предмет обучения).
Эта профессия очень востребована, согласно сайтам по поиску специалистов, по стандартной ставке учителя в школе требуются работники на зарплату от 20 до 50 тысяч рублей.
Не всегда удается узнать, сколько стоит рабочий день педагога, и сколько часов нужно отработать, чтобы получить одну ставку учителя в школе. Но Трудовой Кодекс сообщает о том, что учитель не может работать в неделю более 36 часов. Сокращенная рабочая неделя установлена законодательно. Получается, что выработка учителя школы на ставку в часах не может превышать 7,2 часа в день.
Узнать, сколько платят учителям в школе, можно на любом сайте по поиску сотрудников, в центре занятости или в самой школе.
Игропедагог
- Важные качества и компетенции: коммуникабельность, креативность, эмпатия, организаторские способности, педагогическое образование.
- Где работать: в дошкольном, школьном и внешкольном образовании, в коррекционных образовательных учреждениях.
Ещё одна профессия, связанная с игровыми методиками в образовании, — игропедагог. Это специалист с педагогическим или психолого-педагогическим образованием, который разрабатывает и проводит с детьми обучающие программы, основанные на игре. В отличие от игротехника, он не разрабатывает игры, а применяет готовые, подбирая их под определённые цели.
В работе игропедагога сочетаются традиционные педагогические подходы и новаторские игровые методы, которые помогают ученику не только освоить учебную программу, но также развивать коммуникабельность, логику, творческое мышление и другие качества и навыки.
Фото: Alex and Maria photo / Shutterstock
Игропедагогу важно уметь работать как с группой, так и с отдельными учениками, обладать знаниями возрастной психологии. Игровые методики активно применяются также в коррекционном обучении, поэтому специалисту не помешают соответствующие компетенции
Техническая грамотность тоже будет очень кстати, чтобы эффективно применять цифровые инструменты.
Учитель как призвание
Время современных технологий предъявляет к преподавателю очень непростые требования — факт. Учитель должен быть универсальным. Дети хотят видеть перед собой красивого, адекватного, интеллигентного, образованного, понимающего человека, к образу которого они будут стремиться.
Отсутствие истинного призвания в этой нелегкой профессии — самое страшное, что может случиться. Дети мгновенно чувствуют равнодушие или фальшь, а учитель должен быть честен, иначе уважения от учеников ему никогда не увидеть. Человеку, не любящему детей, не стоит работать в школе.
Преподаватель — это целый мир для ребенка, поэтому он должен поделиться своим внутренним богатством с доверяющими ему маленькими людьми. Совершенство владения своим предметом, интересное ведение обучения, запоминающиеся уроки, понимание детских трудностей, индивидуальный подход и любовь к каждому подопечному делают учителя уважаемым взрослым другом и примером для подражания.
Умение увидеть особенность каждого ребенка, выявить уникальные черты или таланты, заранее распознать предрасположенность к тем или иным предметам делают рядового учителя несравненным педагогом. Под влиянием школы происходит полноценное становление личности. Статья призвана показать тем, кто только выбирает свой путь, что учитель — это призвание, образ жизни. Профессия гордо звучит, поэтому нужно ей соответствовать.
Плюсы и минусы профессии
Профессия «школьный учитель» имеет свои положительные и отрицательные стороны.
К плюсам относятся:
-
педагог – это творческая специальность, требующая постоянного развития, проявления специальных навыков и умений;
-
возможность найти дополнительный доход (работа репетитором);
-
возможность корректировать график работы с администрацией школы (чаще учителя работают только в первой половине дня);
-
длительный отпуск (более 2-х месяцев);
-
возможность карьерного роста.
К минусам можно отнести:
-
учителям в школе зачастую платят небольшую зарплату, несмотря на то, сколько проработал педагог.;
-
возможны неприятные стрессовые ситуации (работа с детьми требует эмоциональной самоотдачи и терпения);
-
повышенные требования к внешнему виду учителя (строгий, деловой стиль).