Как поехать в лагерь вожатым

Плюсы работы

Работа в лагере приносит массу положительных эмоций и бонусов тем, кто действительно любит детей, хочет находиться с ними в контакте и помогать им в освоении окружающего мира. Такие энтузиасты видят в профессии вожатого массу плюсов:

  • Постоянное общение с детьми помогает снова отмотать годы назад и окунуться в атмосферу увлекательных игр, творческих проектов, квестов, спортивных мероприятий, походов с ночевкой.
  • Возможность реализации собственного творческого потенциала и накопление социального опыта. Вожатый не просто планирует какие-то мероприятия, разрабатывает их сценарии, но и приобретает навыки организатора, управленца. Умение заразить ребят общей идеей, сплотить всех для получения нужного результата поможет во многих профессиях в дальнейшей жизни.
  • Свежий воздух и природа, по которым многие городские жители очень скучают. Мегаполис ограничивает возможности человека насладиться всеми красотами мира. Нечасто предоставляется возможность понаблюдать за звездным небом или восходом солнца. А если удается устроиться в лагерь на морских побережьях, то еще один дополнительный бонус «в кармане».
  • Успешное сочетание работы с обучением. Для многих студентов – это еще и отличная площадка для прохождения производственной практики. Это касается, прежде всего, студентов педагогических вузов и колледжей. Но и молодым специалистам не помешает приобрести дополнительный опыт общения и организации детского коллектива.
  • Работа вожатым дисциплинирует, приучает человека постоянно следить за своим поведением, внешним видом, речью, мимикой, жестами.
  • Получение навыков командной работы от поиска идеи творческого мероприятия до воплощения проекта в жизнь.

Кто такой вожатый в лагере и чем он занимается?

От вожатого в лагере зависит во многом то, как будут отдыхать дети, все ли в порядке будет с их здоровьем и безопасностью. Профессионально на него возлагаются обязанности по организации совместной деятельности детей и взрослых, психолого-педагогическому сопровождению воспитанников и обеспечению безопасного пребывания на протяжении всей лагерной смены.

Поэтому к такой категории работников детских учреждений предъявляются особые требования:

  1. Возраст – с 18 лет. Особые требования к возрасту обусловлены тем, что на вожатых возлагается особая ответственность за детский контингент. Верхняя возрастная планка для таких работников не установлена, на сам спектр обязанностей делает выбор в пользу людей молодых, энергичных, с большим творческим потенциалом.
  2. Отсутствие судимости и других ограничений на занятие педагогической деятельностью. Законодательство в области образования не позволяет допускать к работе людей с судимостью, особенно по тяжким статьям. Непогашенная судимость даже при условном сроке является основанием для отказа в приеме на работу. Справку можно получить через портал Госуслуги или центры Мои документы.
  3. Образование – специальная курсовая подготовка в Школе вожатых. Как правило, обучение занимает 2-3 месяца, компетенции подтверждаются сдачей экзамена и удостоверяются документом. Многие руководители детских центров отдыха не считают такую подготовку обязательной. Однако сам работник должен понимать, что определенный запас знаний поможет ему легче окунуться в профессию, узнать обязанности, научиться приемам и методам их выполнения, узнать психологические особенности каждой возрастной группы, минимизировать риски плохой адаптации.
  4. Наличие медицинской книжки с результатами первичного осмотра.

Требования к опыту работы не предъявляются. Вожатым может быть и уже имеющий стаж педагог и студент любого вуза или колледжа.

Как я стал вожатым в детском центре «Океан»

Меня зовут Кирилл, мне 23 года.

Я закончил педагогический институт на учителя истории. Так вышло, что вариантов для работы по специальности было немного, и все они были не очень перспективными. Около двух месяцев я поработал учителем в своей деревне, после чего решил переехать во Владивосток. Это было около года назад. Почти сразу после переезда я наткнулся на вакансию вожатого в детском центре «Океан». Его называют детским центром, но на самом деле это лагерь. Я был в нём будучи школьником, так что решил вернуться туда в качестве вожатого.

Собеседование и условия работы

На собеседовании у меня спрашивали о моём образовании, причинах увольнения с последнего места работы и моём отношении к детям. У меня легко получается находить общий язык с детьми, о чём я и рассказал. После этого я прошёл медицинскую комиссию и начал обучение. Оно длилось неделю (обычно оно идёт дольше, но из-за наличия педагогического образования срок уменьшили).

Если смена длится 12 дней, то у меня есть один выходной, если же 21 день — два выходных. Понятное дело, что график очень гибкий — иногда нужно кого-нибудь подменить.

Лично меня в этой работе устраивает всё, мне очень комфортно.

Перед началом смены формируются отряды. Их формируют случайным образом, так к ним приставляют и вожатых. С одним отрядом работают два вожатых: парень и девушка. Постоянных партнёров не бывает, всегда нужно работать с разными людьми.

Если нет опыта, а хочется

Из наблюдений — если у вас нет опыта, но вы твердо решили поработать ближайшим летом в лагере, я советую уже начинать поиски. Вакансии размещают тут:

  • www.forum.planerochka.org/index.php?showforum=24
  • www.vk.com/vozhatei

Если заграницу хочется, а на деток плевать — масса тур.фирм отправляет их в Болгарию, Турцию. Молодежь едет резвиться в дали от родителей, последние который год подряд оплачивают новую путевку, потому что там «классно». Вопроса, что именно, у более взрослых  представителей рода человеческого почему-то не возникает. А классного много — и текила с немцами в барах, в которые отвозит начальство лагеря, отсутствие режима и правил на практике. Все лишь с одной целью — на следующий год ребенок снова должен уговорить родителей купить ему путевку в этот лагерь. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы … (с) При этом ответственность за жизнь детей по-прежнему на вожатых.

Совесть не дает спокойно смотреть на вышеизложенное?

Есть другой вариант — интересные программы, дорогие путевки, занятия конным спортом и иностранным языком, мастер-классы, бонусом — экскурсии, поездки. Минусом, если его так можно назвать, большое количество избалованных детей, родителям многих из которых до них нет дела. С одной стороны это тонкая работа психолога. С другой, с легкой руки босса потакание и выделение от других быстро переходит во вседозволенность. И полноценной работы как психолога, педагога практически не возможно. Не забываем — дети должны вернутся. Опыт, навыки, желание — вы должны сверкать этим, если хотите работать в хорошем частном лагере.

Шерифалиева Джамиля, старшая вожатая Каспийской гимназии № 11, II место

Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.                                                                                                                                                        А.С. Макаренко

Для меня, старшей вожатой МБОУ «Каспийская гимназия № 11» города Каспийска, основой – благородной, бескорыстной, дарящей тепло, радость и поддержку – стала профессия вожатой. Могла ли я представить себе, оканчивая биологический факультет, что судьба свяжет меня с этой профессией? Вряд ли! Работаю я в должности вожатой второй год, но, знаете, научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно и нужно. Работа вожатого – учить детей, как стать счастливее, ответственнее. Я стараюсь, чтобы нашим детям было радостно учиться и интересно отдыхать, чтобы наши дети были добрыми, справедливыми, любили свою Родину и многонациональный народ. Задумываясь над созданием школьной организации, я пришла к мысли о создании в нашей школе детского объединения «Академия успешности».<…>

Работая вожатой, я хочу быть другом для своих подопечных, авторитетом для ребят, находиться всегда рядом с ними, и в то же время быть тем, на кого они хотят равняться, примером. Поэтому я <…> не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду идти вперед и только вперед, развивая свои творческие, организаторские, коммуникативные, интеллектуальные способности.

Что я жду от своей работы? Я жду увлекательной жизни, которая ещё меня многому научит, общения с людьми, накопления жизненного и профессионального опыта. Я хочу раствориться в этом удивительном мире, не теряя при этом себя, свою индивидуальность, а дети в свою очередь ждут от меня веселого и интересного общения, понимания, помощи в решении различных проблем и любви. Всё это я стараюсь им дать и, судя но результатам, у меня это получается.<…>

С появлением РДШ (Российского движения школьников) работе вожатых стали уделять больше внимания. Наверное, потому что осознали: вожатые такие же воспитатели, наставники, как и учителя. <…>

Зажечь ребят, увлечь предстоящей работой взрослых – педагогический коллектив и всех окружающих – это одна из главных миссий вожатого. Я – общительный человек, умею найти верный тон в беседе с людьми всех возрастов и сфер деятельности: с учителями школы (ведь я сама работала учителем), с родителями, с общественностью. В течение года под моим руководством школьники оказывают помощь престарелым жителям города, работают над экологическими проблемами, помогают малышам.

Меня радует, что работе вожатых придается большее значение, а значит и мир возможно станет добрее, дети станут общительнее и радостнее, а это важнее всего. Все это требует постоянного напряжения душевных сил и затраты энергии, но рядом всегда десятки благодарных детских глаз и сердец, которые помогают забыть усталость и огорчения и дарят самое большое счастье на Земле – быть нужной людям.

Мне нравится работать вожатой. Каждый день получаешь заряд бодрости, энергии, новые впечатления. Хотя как может быть иначе, если работаешь с детьми, поэтому и приходится быть и художником, и артистом, и психологом, и мамой, и учителем. Профессия вожатого настолько универсальна, что в этом, пожалуй, и состоит её ценность.

Очень рада, что выбрала именно эту профессию!

Научите детей мечтать и перед ними откроются все пути, ведь мы рождены, чтобы «сказку сделать былью», а вожатый всегда останется для детей той первой ступенькой, которая помогла им подняться в жизни…

Как-то на семинаре нам дали задание написать о том, чего не хватает вожатым, и я поняла, что вожатым не хватает постоянства, ведь в эту профессию обычно приходят студенты, выпускники педагогических университетов, и на самом деле кто-то остается в ней навсегда, а кто-то уходит, так и не прочувствовав волшебство этой профессии… Профессии «Вожатый» не учат в университетах, нет такой специальности, как говорит наш бессменный методист Дома детского творчества Ольга Алексеевна Мусанабиева: «Вожатый – это призвание, сияние, которое идет изнутри, озаряя детей и всех вокруг». Эта работа научила меня, взрослого человека, быть ребенком, оставаясь при этом ответственным, строгим и требовательным, не теряя доверия и любви детей. Быть вожатой – это профессия, которая позволяет мне быть другом для своих ребят. Дети – это наше богатство, наше будущее, и от того, как мы их воспитаем, зависит наша жизнь, жизнь республики и всей страны.

Нравится

Рабочий день вожатого

Мой рабочий день имеет чёткий график. Подъём у нас обычно в 8 утра, так что я просыпаюсь уже в 7. Я говорю просыпаюсь, но нужно понимать, что ночью можно практически не спать, особенно при работе со старшими отрядами, ведь подростки могут ночью натворить разных пакостей и не только. Я жду подъём, после чего провожу зарядку. Это обязательная часть дня, важны не сами упражнения, а то, как они сплочают детей. После этого я веду детей на завтрак. Вожатые едят отдельно, чтобы у детей была возможность спокойно поговорить.

У нас детям скучать некогда

Дальнейшие события зависят от тематики смены. К примеру, месяц назад у нас была смена «Интеллект». Она предназначена для победителей районных школьных олимпиад. Смена длится 12 дней (хотя раньше она была 21-дневной), дети приезжают к нам бесплатно. Помимо различных мероприятий у детей есть школа и краевые олимпиады. Также есть множество кружков, в которые дети записываются в начале смены.

Всероссийский детский центр «Океан».

После завтрака дети возвращаются на свой этаж и готовятся к кружкам, точнее не готовятся, а играют в шахматы, просто разговаривают.

Обязанность вожатого в этот момент — следить, чтобы все находились в пределах видимости. Если весь отряд собирается во что-то играть и зовёт кого-нибудь из вожатых, то мы обычно соглашаемся.

У детей есть около 2 часов свободного времени, после чего они идут на занятия кружков. Выбор действительно большой: разнообразное шитьё, бисер, футбол, волейбол, баскетбол, уроки актёрского мастерства и т. д.. В это время они под присмотром, так что вожатые могут немного поспать (точнее, один из них). Если у ребёнка болит голова или живот, то его нужно сопроводить в медпункт. Если ничего серьёзного нет, то он возвращается в свою комнату, а вожатые должны за ним приглядывать. Само собой, ему будет скучно одному, поэтому можно с ним поговорить или сходить в библиотеку.

Школу никто не отменял

В дни, когда проходит краевая олимпиада, дети очень напряжены

В этой ситуации очень важно немного развеселить их, отвлечь. Конечно, случаются и истерики, причём они случаются не после объявления результатов (а между написанием олимпиады и объявлением результатов проходит несколько дней), а сразу после или во время олимпиады

Если дети приезжают на обществознание или историю, то я могу помочь им подготовиться, хотя обычно они и сами справляются.

Примерно раз в 2 дня вечером проходят разные шоу, так что в эти дни вожатый только сопровождает детей.

После кружков дети возвращаются на «лобное место» отряда. Обычно они активно делятся впечатлениями, затем их нужно отвести на обед. После обеда у них школа и дополнительные занятия, но не у всех (для участников детского КВН, музыкантов, участников различных постановок). Примерно раз в 2 дня вечером проходят разные шоу, так что в эти дни вожатый только сопровождает детей. После мероприятия мы ужинаем. Каждый вечер, примерно за полтора часа до отбоя, вожатые проводят «огонёк». Дети делятся своими впечатлениями о проведенном дне, рассказывают про новые знакомства.

Специфика «Океана» в том, что детям не дают скучать. В детстве я был в других лагерях, в них программа на день состояла из 5-6 пунктов, из которых 4 — приёмы пищи. В таких условиях вожатые вынуждены постоянно что-то придумывать.

Решились? Тогда продолжаем.

Вожатый — это друг, мама/папа, наставник и все прочее в одном лице.
Нужно уметь сочетать в себе эти качества. Вожатый должен быть авторитетом и примером для подражания, а не хулиганом-заводилой, который разрешает все. Однако не стоит забывать, что это вы работаете, дети то как раз отдыхают:) Не стоит запрещать все подряд!

Под запретом должно быть всё, что может навредить ребенку. Например, нельзя позволять детям покупать газировку и чипсы. У них запросто может оказаться язва, а виноватым будете вы.

Работа вожатого требует огромных усилий: будьте готовы к тому, что у вас в сутках будет 25 часов и из них часов 6-7 на сон.

Но в тоже время вожатство дает огромную отдачу. Когда ты видишь улыбающиеся лица детей, которые кричат тебе, что ты самая лучшая в мире вожатая, что они тебя очень любят, когда они обнимают тебя всей гурьбой — ради этого стоит работать! Это бесконечный заряд положительных эмоций, которых нам порой так не хватает в обычной жизни.

Стоит знать, что вожатые, как правило, работают в паре. Напарники на время смены должны стать самыми близкими друг другу людьми

Важно, чтобы вы подходили друг другу, ведь с этим человеком вам предстоит все делать вместе

Типичный рабочий день

Рабочий день вожатого регламентирован распорядком дня лагеря.

За час до подъема детей просыпались мы. Нужно было успеть привести себя в порядок. В 7 или 8 утра, в зависимости от распорядка, пытались разбудить детей.

В начале смены они просыпаются раньше положенного времени. Ближе к концу — спят как убитые, потому что накануне соревновались, кто дольше продержится без сна, гадали или ходили мазать друг друга зубной пастой.

В 8:00-8:30 — завтрак. С 9 до 11 необходимо организовать досуг детей: мы устраивали подвижные игры, проводили интеллектуальные викторины, конкурсы рисунков и многое другое.

В 11 часов — второй завтрак и свободное время до обеда. Старшие всегда радовались: можно совершенно законно скрыться с глаз вожатого.

Малышей же приходилось развлекать, а они при каждой возможности начинали рыдать «Хочу к маме!»

В 13 часов обед, далее — тихий час до 15:00. Прекрасное время тишины и покоя. Мы иногда так уставали, что и сами заваливались спать в какой-нибудь палате на свободной кровати.

После сна шли на полдник. После полдника самой сложной задачей было собрать детей, которые так и норовят разбежаться в разные стороны. А ведь нужно еще успеть повторить песню или подготовиться к конкурсу.

Вечернее время было посвящено общелагерным мероприятиям: просмотр кино, творческий конкурс (например, «Сказка на новый лад»), открытие смены, закрытие смены, конкурс красоты, день Нептуна…

В 19:00 задача максимум — сходить на ужин и не потерять по пути кого-нибудь из подопечных.

С 8 до 10 вечера дискотека: место, где соединяются и разбиваются детские сердца. Ох, помню, как пришлось утирать слезы почти всем девочкам: их угораздило влюбиться в одного и того же мальчика.

Он же предпочел девочку из другого отряда. Вот такие они, похитители девичьих сердец!..

В 10 часов вечера дети идут умываться и спать. Малыши 6–9 лет уходят с дискотек на час раньше.

После отбоя жизнь детей затихает, а у вожатых только начинается. Один из нас оставался в отряде, а остальные шли отдыхать.

Как отдыхают вожатые — это отдельная история: кто-то поет песни у костра под гитару, а кто-то предпочитает снять груз рабочего дня алкоголем. Это запрещено и наказуемо, но, к сожалению, частое явление.

Есть ли льготы и другие бенефиты

Когда я работала в лагерях, были четыре основные «плюшки»:

  1. Возможность взять собственного ребенка бесплатно или с большой скидкой в лагерь. Для многих родителей это решение проблемы занятости собственных чад в летний период. Если лагерь на берегу моря, можно еще и оздоровить бесплатно.
  2. В богатом лагере проживание и проезд сотрудник не оплачивает. Учитывая небольшие зарплаты вожатых, этот аспект может стать решающим при выборе места работы.
  3. Канцтовары, мячи, настольные игры предоставляются за счет лагеря. По сути, от вожатого требуется только креатив и уход за детьми. Все материалы для творчества выдаются в начале смены на каждый отряд.
  4. Возможность посетить разные места. Однажды мне посчастливилось работать в летнем лагере Словакии. Очень часто в таких лагерях экскурсии для сопровождающих бесплатны.


Мой отряд «пионеров»

Не знаю, будет ли это для кого-то плюсом, но руководство, как правило, идет навстречу вожатым, которые хотят работать с определенной возрастной группой детей.

Мне было комфортно с ребятами 9–10 лет. Энурез к этому возрасту обычно уже прекращается, но и друг к другу по ночам еще не бегают.

Общее положение

Любые обязанности вожатого, кроме тех, что указаны в законах РФ, могут быть изменены по желанию работодателя. При этом стоит отметить, что любые требования должны иметь законный характер.

Чтобы проверить правовую законность документа, работник должен проверить наличие титульного листа, на котором указаны должность нанимаемого и название структурного подразделения, в котором и трудится вожатый.

И также в первом разделе инструкции должен быть прописан порядок найма и увольнения с должности, а еще режим работы вожатого. Помимо этого, очень часто указываются основные документы, положением которых также должен руководствоваться работник.

Навыки и умения, перечисленные в этом разделе, чаще всего имеют рекомендуемый характер, при этом, если человек, зная о том, что ему придется выступать на сцене, не подготовился к этому, его могут оштрафовать.

«Не лагерный» ребенок

Получается, что детский летний лагерь — чуть ли не самый лучший вариант проведения каникул для ребенка? Для многих детей — да, это отличная альтернатива «бабушке в деревне», но не для всех. Есть ребята, родителям которых стоит очень внимательно взвесить все «за» и «против», прежде чем решиться отправить своего сына или дочь в лагерь.

Прежде всего это медицинские противопоказания, о которых должен проинформировать родителей врач. Помимо прямых противопоказаний, существуют некоторые особенности детского развития, неврологические симптомы и т.д. (например, заикание, энурез, аутистические тенденции), которые могут существенно затруднить адаптацию ребенка в новом коллективе и даже усугубить его состояние.

Минусы

Тем, кто впервые решил попробовать свои силы на педагогической стезе в лагере отдыха стоит внимательно ознакомиться с недостатками этой работы:

  • Необходимость ориентироваться в большом объеме нормативно-правовой документации, регламентирующей детский отдых в лагерях различного типа: от оздоровительных с круглосуточным пребыванием до профильных дневных смен в различных детских организациях.
  • Повышенная ответственность за детей, их физическое и психологическое здоровье. Вожатый на посту практически целые сутки. Как говорят бывалые, за лагерную смену привыкаешь спать до 4 часов. Ведь дети требуют постоянного внимания: кому-то нужно помочь выполнить обычные бытовые проблемы, кого-то просто выслушать, за кем-то особо приглядеть.
  • Большое количество стрессовых ситуаций, конфликтов, которые приходится решать быстро. Это отнимает собственные силы и энергетический запас. Но если сразу установить доверительные отношения с детьми в начале смены, то многих негативных случаев можно избежать.
  • Постоянный контроль над собственным поведением. Если человек не готов отказаться от каких-то вредных привычек, например, курения, то детский лагерь для работы ему не подойдет. Нельзя прививать подрастающему поколению навыки здорового образа жизни, лично не придерживаясь его.
  • Низкий уровень оплаты труда. Если выбирать между различными сферами заработка в свободное от учебы время, то молодые люди зачастую делают ставки не на образование. Работа официантом, курьером более привлекательна и по мере ответственности, и по уровню оплаты.
  • Период работы и продолжительность лагерной смены. Руководство стремиться подобрать штат работников на весь сезон и, как правило, требует отработки хотя бы в течение двух смен. Не все располагает такими временными ресурсами или после первой смены понимают, что это не та дорога, по которой хотелось бы идти дальше.

Что это такое и как туда попасть?

Школа вожатого — это курс лекций, мастер-классы, семинары и тренинги, включающие в себя психологические аспекты поведения детей, юридические аспекты вашей работы вожатым, что можно и что нельзя делать вожатому при работе с детьми, что стоит запрещать детям, чем можно с ними заниматься и т.д. Это крайне полезно для вас в плане опыта и знаний + очень сильно повышает ваши шансы устроиться в хороший лагерь.

Для тех, кто живет в Москве, могу посоветовать отличную школу вожатых. Она так и называется — Школа Молодого Вожатого, проводится Московским Студенческим Педагогическим Отрядом . Я сама её закончила, получила сертификат и уехала летом работать на море.

Работа с детьми всегда сопряжена с определенными трудностями, но именно их преодоление приносит колоссальное удовольствие. Дети — замечательные люди, чистые, светлые, где-то порой наивные, а где-то совсем не по-детски мудрые. Их подарки — рисунки, поделки — до сих пор занимают почетное место на полке. Ведь дети всегда дарят что-то от души. И улыбаются тоже!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: