Описание профессии
Сейчас специальность пилота вертолета востребована в военной и гражданской сферах. Но подготовка профессионалов для каждой из них имеет свои особенности, так как летчикам требуются разные знания, умения и навыки.
В составе воинских подразделений используется несколько категорий машин:
- боевые (ударные, противолодочные);
- транспортные, не вооружены, применяются для десантирования или перевозки грузов;
- транспортно-боевые (общего назначения или многоцелевые), несут на борту оружие и могут перевозить людей и грузы;
- специальные (разведывательные, тральщики, заправщики, корректировщики артиллерии, учебные).
Винтокрылые машины могут использоваться также в качестве командных пунктов, воздушных госпиталей, минных заградителей и т. д. Поэтому от пилота военного вертолета требуется не только умение поднять в воздух и посадить «транспорт», но и способность обеспечить выполнение соответствующих боевых задач.
В мирной жизни вертолеты применяются для таких целей:
- перевозка пассажиров;
- доставка грузов, в том числе габаритных на внешней подвеске;
- поисково-спасательные работы;
- обработка посевов в сельском хозяйстве;
- туризм.
Большая часть гражданских (так же, как и военных) машин не универсальна, а выполняет специфические функции, поэтому простой лицензии пилота для управления ими недостаточно – необходимо иметь соответствующую квалификацию. Ведь вертолетчику придется не только выполнять полеты, но и использовать специальное оборудование (тралы, емкости с водой и химикатами, лебедки и др.), причем нередко в сложных условиях. Такие навыки приобретаются в летных училищах и непосредственно по месту работы или службы.
Трудовые гарантии и компенсации пилотам
Российские пилоты могут рассчитывать на 70 дней оплачиваемого отпуска в год. «Аэрофлот» дает своим сотрудникам полный социальный пакет и обеспечивает страхование здоровья и жизни, помогая в ситуации, когда летчику приходится уйти со своей работы по независящим от него причинам.
Семья пилота имеет огромную скидку на покупку билетов, сам летчик может бесплатно, либо же за символическую плату летать на самолетах своей компании и ее партнеров. «Аэрофлот» также дополнительно выплачивает пенсию своим сотрудникам, которые проработали у нее долгое время.
Из небольших приятных бонусов – пилоты и члены экипажа имеют скидку в 10% во всех магазинах Duty-Free.
Как стать военным лётчиком
Гражданские лица не смогут получить такую профессию – первым
шагом в любом случае должна стать служба по контракту. Некоторые становятся
военными пилотами, попав в армию по призыву и пройдя распределение.
В среднем обучение, включая профессию летчика-испытателя, длится
5 лет и выстраивается следующим образом:
- 2 года в Краснодаре;
- 3 года в Армавире, Балашове или Борисоглебске.
На период учебы студент ставится на довольствие и
обеспечивается всем необходимым.
Где учат на военных летчиков и летчиков-испытателей
Подобных заведений в стране немного:
- Балашовское высшее военное авиационное училище
лётчиков; - Борисоглебский учебный авиационный центр
подготовки лётного состава им. В. П. Чкалова; - Качинское высшее военное авиационное училище
лётчиков; - Краснодарское высшее военное авиационное училище
лётчиков; - Сызранское высшее военное авиационное училище
лётчиков; - Тамбовское высшее военное авиационное училище
лётчиков имени М. М. Расковой.
Выпускники перечисленных училищ
никогда не остаются без работы.
Что нужно чтобы стать пилотом без образования?
Разумеется, не каждый человек пойдет учиться в ВУЗ, ведь отучившись 6 лет, потом придется еще долгое время наращивать свой опыт. Также этот вопрос интересен для людей, которые уже имеют высшее образование, и хотят летать, даже если им исполнилось далеко за 30 лет. Существуют специальные аэроклубы, которые на коммерческой основе дают лицензию после обучения. Тут есть свои ступени обучения:
- на первой ступени выдается сертификат летчика-любителя, с ним можно летать, но работать запрещено. Вы можете летать, например, на собственном небольшом самолете с друзьями или родными;
- после первой ступени доступно звание пилота коммерческой организации. Такая лицензия позволяет управлять легкими самолетами, участвовать в коммерческих рейсах на судне с одним двигателем, вылетать на короткие расстояния;
- на последней ступени доступно звание линейного пилота со всеми вытекающими последствиями в виде разрешения водить любые самолеты.
Любой пилот отлично знает, за что отвечает каждая кнопка
Такое обучение на пилота гражданской авиации России обходится довольно дорого, но оно оправдано, если вы точно хотите сразу устроиться после получения лицензии. Существует настоящая борьба со стороны крупных фирм за подобных специалистов, ведь пока что в стране каждый год на пенсию уходит вдвое больше пилотов, чем устраивается. Это вызывает сильный недостаток кадров. Поэтому пройдя все три ступени, можно быстро окупить стоимость обучения.
Также для молодых людей доступны курсы за рубежом. Там система обучения несколько отличается от отечественной. После получения лицензии коммерческого пилота, специалист может не тратить деньги на оплату следующей ступени, а наоборот – зарабатывать их, дополнительно получая летные часы. В США широко распространяется практика работы инструктором, ведь здесь самолеты пользуются большой популярностью, их можно свободно покупать. Справедливо сказать, что постепенно такая ситуация устанавливается и в России, однако пока что далеко не каждый человек может позволить подобное средство передвижения.
Главные новости
-
28 ноября: какие праздники отмечают в этот день
2022-11-25 03:50:31
-
27 ноября: какие праздники отмечают в этот день
2022-11-25 03:39:15
-
Google Cloud сотрудничает с SuperGaming, чтобы предложить движок SuperPlatform другим разработчикам
2022-11-25 03:27:12
-
Уоррен Баффетт пожертвовал на благотворительность 758 млн. долларов акциями Berkshire Hathaway
2022-11-25 03:12:41
-
Amazon будет инвестировать в кинотеатры 1 млрд. долларов ежегодно
2022-11-25 03:09:25
-
Как узнать, кто звонил по номеру телефона: 10 рабочих способов в 2022 году
2022-11-23 13:50:01
-
Джефф Безос пожертвовал 123 млн. долларов на борьбу с бездомностью
2022-11-23 13:05:35
-
Lamborghini демонстрирует концепт Huracan Sterrato
2022-11-23 12:20:30
-
Топ-11 досок объявлений Казахстана: рейтинг лучших сайтов в 2022 году
2022-11-24 16:03:32
-
Криштиану Роналду официально покинул «Манчестер Юнайтед»
2022-11-23 11:09:38
-
26 ноября: какие праздники отмечают в этот день
2022-11-23 01:19:11
-
25 ноября: какие праздники отмечают в этот день
2022-11-23 01:10:16
-
24 ноября: какие праздники отмечают в этот день
2022-11-23 01:04:24
-
Лучшие доски объявлений в Украине: топ-15 популярных классифайдов в 2022 году
2022-11-24 15:53:46
-
Топ-15 лучших досок объявлений в России: рейтинг популярных классифайдов 2022 года
2022-11-24 15:46:02
-
Apple изменила способ чтения книг в iOS 16, чем разочаровала пользователей
2022-11-22 13:54:48
-
Топ-15 лучших сервисов для управления проектами и персональными задачами
2022-11-23 17:49:02
Какими личностными качествами должен обладать пилот?
Как уже упоминалось выше, подготовку к покорению высоты будущему пилоту надо начинать с детства. И в первую очередь это касается вопросов, связанных со здоровьем и физической подготовкой.
Пожалуй, самыми реалистичными кадрами в популярных фильмах о летчиках и экипажах можно назвать те, в которых рассказывается о строгой и неумолимой медицинской комиссии, которую регулярно проходят пилоты перед вылетом. Это – правда. Поэтому, прежде чем поступать в летное училище, абитуриенту стоит пройти тщательное медицинское обследование. Согласитесь, обидно будет распрощаться с мечтой о небе после нескольких лет обучения только из-за того, что вас не допустят к полетам по медицинским показаниям.
Конечно, летчик, «списанный на землю» по состоянию здоровья, может остаться в профессии, например, в качестве техника, обслуживающего самолеты перед вылетом. Но такие перемены, как правило, для пилотов – огромный стресс, с которым, увы, справляются далеко не все специалисты.
Считается, что пилот – сугубо мужская профессия, поскольку представители сильной половины человечества:
- во-первых, обладают мужеством (а мужества требуют многие ситуации в небе);
- во-вторых, менее эмоциональны, чем женщины (хотя «слабый пол» многократно опровергал эту теорию за относительно недолгую историю гражданской и военной авиации).
К главным личностным качествам пилота обязательно следует отнести способность и желание учиться, так как люди этой профессии постоянно проходят курсы повышения квалификации, оттачивая мастерство и изучая летательные аппараты, которые с каждым годом становятся совершенней и сложнее.
Карьера и зарплата
Что касается заработной платы, то у всех летчиков она очень хорошая. Компания Delta Air Lines выплачивает своим пилотам по 212 долларов за час с условием обязательных 65 полетных часов. В компании «Аэрофлот» пилоты в среднем зарабатывают 290 тысяч рублей при условии наличия 85 летных часов. Если же у пилота количество часов больше или сверхнормированное, то зарплата увеличивается до 340 тысяч.
Выпускнику в любом случае гарантированна судьба и карьера пилота, однако сразу попасть в большую авиакомпанию вряд ли получится, так как без опыта полетов молодого пилота не возьмут. Здесь выходом будут частные рейсы или же участие в небольших компаниях на коммерческих маршрутах; еще одним выходом может стать легкая авиация, которая поможет собрать необходимое количество летных часов, и станет отличной тренировкой способностей пилота. Спустя несколько лет уже можно пробовать устроиться на позицию помощника, вторым пилотом, а при большой уверенности можно попробовать попасть на роль командира или первого пилота в большой авиакомпании.
Востребованность профессии
Авиация — стратегически важная отрасль, тесно связанная с космонавтикой и вооружением. Ещё со времён СССР наши пилоты считаются одними из лучших в мире. Их с радостью ждут на работу даже зарубежные кампании, однако далеко не каждый летчик сможет этой возможностью воспользоваться. Кого-то остановят требования к здоровью, других – знание языка.
Всё больше задач, которые раньше решал человек, сейчас выполняет автоматика. Однако это не значит, что люди становятся не нужны. Еще долго даже за самым умным роботом будет следить оператор — летчик, диспетчер аэропорта или инженер. Конечно, им постоянно придется улучшать свои знания, но в современном мире никто не сможет качественно трудиться без периодического повышения квалификации.
Работа в аэропорте – это просто красиво
Работа в авиации сопряжена с огромной ответственностью, что прямо влияет на оплату труда. Зарплаты пилотов и бортпроводников занимают лидирующие позиции в рейтинге самых высокооплачиваемых специальностей. Рабочих мест в отрасли не так много, эта сфера ждет настоящих энтузиастов, готовых на всё ради неба.
С какого возраста и до какого можно стать пилотом
В России стоит острая нехватка квалифицированных летчиков.
Средний возраст специалистов, управляющих воздушными лайнерами, составляет 38-40
лет. Несмотря на то, что в профессии они могут находиться до 65 лет, приток
молодых кадров необходим гражданской авиации как воздух.
К пилотам предъявляются повышенные требования. Они охватывают
их:
- здоровье;
- умственные способности;
- скорость реакции и не только.
На этом фоне вполне естественными выглядят ограничения по
возрасту для желающих летать. Крайний возраст, по достижении которого можно
пройти обучение по программам CPL/ATPL, 33 года. Специализированные ВУЗы
ограничивают абитуриентов следующим образом:
- 25 лет на момент подачи заявления;
- 27 лет для лиц, имеющих профильное образование,
или направленных авиакомпаниями.
Некоторые заведения понижают эту планку до 23 лет.
Подать документы на поступление ранее 18 лет невозможно.
Кто такой пилот?
Пилот – высококвалифицированный специалист, обладающий знаниями и навыками, позволяющими ему управлять различными летательными аппаратами (вертолетом, самолетом, дирижаблем, планером, космическим кораблем и т.д.).
Впервые слово пилот появилось в древнегреческом языке. И это не случайно, так как легенда об Икаре имеет те же корни. Буквально, в переводе слово означает рулевой, от древнегреческого pedon – «перо руля судна». На латыни – pedoto, а позже, уже в «живом» итальянском – piloto.
Как гласит хорошо известная всем легенда, первый опыт покорения высоты человеком закончился печально. Но люди не перестали мечтать о полетах в небе. Именно благодаря этой мечте появились дирижабли, планеры, вертолеты, самолеты, и вершина современного авиастроения – космические корабли.
Вместе с усовершенствованием летательных аппаратов менялись и названия профессии: авиатор, вертолетчик, воздухоплаватель, в зависимости от специфики работы – бомбер, истребитель, испытатель. В современной языке используется два варианта названия данной специальности: в профессиональной лексике — «пилот», в разговорной – летчик.
На сегодняшний день существует три основных направления, в которых требуются пилоты – гражданская и военная авиация, а также авиастроение, где на стадии проверки новых моделей и серийного запуска модели проверку машины в полете осуществляют испытатели. Но это не значит, что военный летчик или испытатель не сможет работать на пассажирских авиалиниях. Зато пилоту гражданской авиации придется учиться, чтобы испытывать новые самолеты или управлять истребителем.
Основные должностные обязанности пилотов зависят не только от вида летательного аппарата, но и от квалификации специалиста: большая часть ответственности и управление воздушным судном возлагается на главного пилота. Второй пилот – «правая рука» командира воздушного судна. В воздухе субординация экипажа соблюдается неукоснительно, даже в гражданской авиации. Хотя, стоит заметить, что без второго пилота самолеты взлетают только в приключенческих фильмах.
Главная обязанность каждого пилота в небе – неукоснительное выполнение инструкций и приказов, которым в равной степени подчиняются пилоты как военной, так и гражданской авиации. Такая строгость в трудовой дисциплине объясняется очень просто – от взвешенных и правильных действий летчика зависят жизни пассажиров как борту, так и на земле.
Описание профессии
Пилот гражданской авиации совершает перевозку пассажиров на внутренних и международных авиалиниях. Он несет ответственность за безопасность полета, сохранность здоровья и жизни пассажиров. Это одна из тех профессий, в которой нет и не может быть права на ошибку. Во время работы летчик должен быть предельно сосредоточен, внимателен к деталям, иметь хорошую реакцию и уметь быстро соображать.
Самолет является средством повышенной технической сложности. Пилоту необходимо до мельчайших подробностей знать принципы работы авиалайнера и методы управления им. От глубины профессиональных знаний и уровня специальной подготовки авиатора зависит насколько комфортным и безопасным будет перелет вне зависимости от его продолжительности. Поэтому весь период освоения профессии пилот должен развивать свои навыки, учиться, повышать квалификацию.
Практически все современные самолеты оснащены системами автопилотирования. Однако совсем отказаться от участия живых пилотов в управлении воздушными лайнерами человечество пока не готово. Поэтому на них лежит большая ответственность. Командир экипажа должен управлять машиной в моменты набора высоты, ее снижения и захода на посадку. Во время полета ему необходимо следить за тем, как работают двигатели, что показывают приборы, по какой траектории движется машина.
В небольших самолетах обычно работают два пилота — командир и его помощник. На сложных рейсах и больших авиалайнерах в состав экипажа входят штурман и бортинженер. Первый следит за траекторией полета, рассчитывает курс движения самолета. Второй отслеживает исправность систем управления.
Чем полезна профессия “пилот”? Она помогает нам преодолевать огромные расстояния за несколько часов. Утром Марракеш— вечером Бангладеш. Разве наши предки могли об этом мечтать?
Женщины-пилоты гражданской авиации РФ
Обучение женщин-пилотов никак не отличается от мужского. У них даже есть некоторые льготы при поступлении – физические нормативы более лояльны. Однако до сих пор остается существенная предвзятость к девушкам за штурвалом самолета.
Пассажиры, когда видят после трапа пилота в юбке, начинают выказывать свою настороженность. Помимо них, предвзято относиться могут и другие члены экипажа, которые постоянно меняются. Это авиакомпании делают, чтобы пилоты не могли сдружиться и внимательнее следили за действиями друг друга.
Ольгу Кирсанову со скандалом уволили из авиакомпании, потому что она долгое время скрывала факт своей беременности, даже когда переучивалась на другой тип самолета. После декретного отпуска она устроилась обратно на работу в «Аэрофлот».
Еще одним существенным препятствием на пути к работе в небе являются близкие. Семьи часто крайне негативно относятся к выбору профессии своих дочерей.
Плюсы и минусы профессии пилота
Работа пилота предполагает постоянную самоотдачу человека небу и своим навыкам. Необходимо изо дня в день работать над собой, чтобы становиться лучше. Это хорошо оплачивается авиакомпаниями – летчики могут получать очень большие зарплаты: по данным Росстата, пилот пассажирской авиации в России – вторая по суммам заработка профессия, она уступает только капитанам дальнего морского плавания.
Пилоты и члены их семей имеют специальные льготы, которые позволяют приобретать авиабилеты с большой скидкой. Законный оплачиваемый отпуск летчика составляет 70 дней. При работе на зарубежных рейсах есть возможность посмотреть мир.
Однако в то же самое время, у этой работы нет стандартного графика и приходится жертвовать встречами с родными и близкими. Требуется тщательно следить за своим здоровьем, питанием и образом жизни, потому что любая, даже, казалось бы, незначительная для наземной работы травма или болезнь может поставить крест на всей профессии. У летчика нет ничего кроме неба, поэтому после выхода на пенсию или увольнения по состоянию здоровья люди часто срываются, пытаясь утешить себя алкоголем, либо впадают в затяжную депрессию.
https://youtube.com/watch?v=ZEzgwgnYEVQ
Обязанности пилота
- Человек, выбравший для себя подобную профессию должен уметь профессионально управлять доверенным ему летательным транспортным средством.
- Каждый пилот должен помнить о том, что для его профессии были разработаны определенные правила безопасности в воздушном пространстве и на земле, которые он безукоризненно должен будет выполнять.
- Пилот должен уметь самостоятельно делать анализ метеорологических условий, сопровождающих полет, и на его основе формировать соответствующие выводы, принимая последующие решения на основе полученных данных.
- Пилот должен уметь контролировать состояние судна перед полетом.
От чего зависит зарплата пилота. Зарплата в данной профессии основывается и рассчитывается по количеству вылетов в пределах одного месяца.
Плюсы и минусы профессии летчик
Среди преимуществ профессии летчик:
- Востребованность. Беспилотники захватят пассажирскую авиацию точно не скоро — пока есть авиалайнеры, нужны и те, кто способен ими управлять.
- Быстрое продвижение по службе. Что сопровождается такими приятными вещами, как увеличение привилегий и заработной платы.
- Государственная поддержка. Работая военным летчиком, специалист не только получает достойную зарплату, но и обеспечивается всем необходимым для жизни от питания до жилья.
- Ранний выход на пенсию. Так, военные летчики отправляются на заслуженный отдых уже после 20 лет службы с условием наличия 6000 часов вылетов. Пенсион, кстати, будет выше, чем у гражданских пилотов.
- Постоянный мониторинг состояния здоровья. Из-за частых медкомиссий можно быстро диагностировать малейший сбой в работе организма и устранить его на начальной стадии.
Среди недостатков профессии пилот:
- Высокий уровень риска. Какой бы надежной не была бы техника, малейший ее сбой в небе может быть фатальным, несмотря на все мастерство пилота.
- Серьезная ответственность. Нужно помнить, что это довольно угнетающий фактор для психического состояния.
- Большие нагрузки на организм. Не только физические, но и психологические: именно летчик отвечает за судьбу самолета, экипажа и пассажиров. Если же он испытатель сверхзвуковых истребителей, то нужно и вовсе быть готовым к покорению стратосферы.
- Плотный рабочий график. Если летчик служит в военной авиации, можно сказать, он вообще не принадлежит себе — нужно быть готовым к выполнению срочного задания в любое время суток.
- Постоянный контроль здоровья. Одновременно и плюс, и минус, ведь из-за малейшей патологии специалиста могут признать непригодным.
Получение образования по профессии
Существует несколько наиболее крупных образовательных учреждений, где обучают пилотов различных направленностей.
- Санкт-Петербургский Университет Гражданской Авиации имеет 8 факультетов, где обучаются на протяжении не менее 5 лет. Кроме этой профессии в университете существует возможность обучиться на смежные с ней специальности.
- В Высшем Авиационном Училище Гражданской Авиации, что располагается в Ульяновске, где выпуск осуществляется за 4 года.
- Московский Авиационный Институт обладает 12 факультетами и множеством профилей. Так, кроме пилотов, желающие могут обучиться на техников и менеджеров, можно так же получить образование конструктора, которые после завершения обучения могут устроиться на работу в НИИ, где будут заниматься проектированием и разработкой новых видов самолетов и космических кораблей.
Плюсы профессии
Если Вы получили образование по профессии пилота, то можете быть уверенным, что устроившись на работу, будете получать высокую зарплату и получите полный комплект социальных услуг; так же Вам гарантирован быстрый уход на хорошую пенсию и постоянные путешествия. В авиакомпаниях совершаются множество международных рейсов, и между перелетами часто есть несколько дней, что дает возможность прогуляться по городу и хорошенько отдохнуть. Кстати, авиакомпании очень тщательно следят как за физическим, так и психологическим здоровьем пилотов, ведь для хорошего выполнения своих нелегких обязанностей он должен чувствовать себя превосходно во всех аспектах.
Минусы профессии
Но и в этой бочке меда, как говорится, будет ложка дегтя. В какой-то степени пилота можно сравнить с моряком, что отправляется в дальнее плаванье, ведь дома они практически никогда не бывают, или же бывают, но очень редко.
Важным параметром является способность выдерживать эмоциональное напряжение, так как пилоту нужно постоянно хранить в памяти большое количество цифр, внимательно читать показатели самолета, и это учитывая тот факт, что в салоне пилотируемого самолета находятся более сотни пассажиров, чьи жизни напрямую зависят от его действий – все это требует действительно немалых умственных усилий. Именно по этой причине пилоты часто проходят медицинские осмотры и обследования, а так же регулярно посещают психиатра.
Необходимые качества
При выборе профессии часто опираются на личностные качества, и в данной профессии это играет очень большую роль. Вы сможете освоить профессию пилота, если: обладаете огромной усидчивостью и выдержкой, внимательны и рациональны, обладаете умением держать под контролем свои эмоции, имеете холодный и ясный рассудок, имеете склонность к аналитическому и логическому мышлению и обладаете интеллектом выше среднего. Так же у Вас должно быть просто безупречное здоровье и зрение на 100%.
Особенности специальности: права и обязанности пилота
От лётчика зависит жизнь и здоровье пассажиров, сохранность груза и самолета
На борту два пилота, в экстренных ситуациях командир обращается за помощью к диспетчерам. Для успешного выполнения обязанностей необходимо постоянное повышение квалификации, регулярное изучение новых моделей самолетов, повышенное внимание к своему здоровью не только в небе, но и на земле. Что должен уметь делать пилот:
- настраивать и регулировать бортовое оборудование;
- управлять летательным аппаратом в соответствии с техникой безопасности;
- использовать компьютерные технологии в процессе управления техникой;
- четко и ясно озвучивать ситуацию о происшествиях службам поддержки;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- читать карты и маршруты;
- прыгать с парашютом;
- принимать и реализовывать решения в условиях ограниченного времени;
- заполнять документацию;
- организовывать работу экипажа.
Для специалиста важно отсутствие страха высоты, наличие лидерских качеств и аналитического склада ума. У представителей профессии не должно быть хронических заболеваний, проблем со слухом, зрением и вестибулярным аппаратом
Летчики перед каждым вылетом проходят медицинский осмотр, при обнаружении каких-то недугов они не допускаются к полету.
Пилот гражданской авиации
По статистике с каждым годом увеличивается пассажиропоток, растет количество рейсов. Чтобы все туристы в назначенное время прибыли на нужный курорт, чтобы командировка в другой город началась вовремя, чтобы грузы доставлялись по расписанию – за все отвечает пилот. Ведь он — главный человек на воздушном судне.
Вы спросите, а как же автопилот, которым оснащены все самолеты, ведь именно он механически управляет полетом? Так и есть. Но и у гражданского пилота остается целый ряд функций, возникающих во время движения воздушного судна:
- Управление во время взлета и набора высоты
- Выбор режима работы двигателей
- Координация движения самолета
- Контроль показаний всех приборов
- Управление во время снижения и посадки и пр.
Но самое главное – это оперативное реагирование на внештатные ситуации, от которых никто не застрахован. Какая бы навороченная техника не была, она не сможет полностью оценить обстановку, чтобы принять единственно правильное решение. Именно поэтому всеми самолетами управляют профессиональные пилоты. А на больших воздушных суднах работают целые экипажи:
- Командир. Координирует полет, принимает основные решения. Как правило, командир пилотирует самолет на наиболее сложных участках пути: взлет, посадка, зона турбулентности
- Второй пилот. Управляет самолетом на простых участках полета. Готов в любую минуту заменить командира, если что-то случится
- Штурман. Отвечает за траекторию движения самолета, рассчитывая его курс
- Бортинженер. Следит за исправностью всех систем, контролирует заправку и загрузку самолета
- Путь пилота: через тернии к звездам
Профессия «пилот», по праву, считается очень трудной и сверх ответственной специальностью. Ведь уже в начале пути могут возникнуть какие-либо препятствия и трудности. Есть множество требований, которые нужно выполнить, чтобы стать пилотом. Поэтому далеко не каждый желающий сможет пройти этот путь целиком.
Каждый пилот должен соответствовать следующим критериям:
- Любовь к самолетам, к небу
- Прекрасная физическая форма
- Определенные личные качества
- Соответствующее образование
1. «Болезнь небом»
Большинство авиаторов, достигших максимального звания, говорят, что в их становлении ключевую роль сыграли детские годы. С ранних лет они уже видели себя в небе, мечтали управлять самолетами, открывать для себя разные страны. Уже тогда возможность перемещаться по воздуху было их жизненным призванием, которым они «болеют» всю жизнь.
2. Отличная физическая подготовка
Пилот – одна из самых требовательных профессий с точки зрения физического состояния. Отсутствие страха высоты, быстрая реакция, устойчивость вестибулярного аппарата, выносливость, стрессоустойчивость – вот лишь некоторые обязательные факторы, без наличия которых пилотом стать не получится. Авиатор должен иметь безупречное здоровье, что позволит ему регулярно проходить медицинскую комиссию. Если выявятся какие-либо отклонения, то от полетов могут отстранить. Поэтому необходимо правильно питаться, заниматься спортом, и, в целом, поддерживать себя в хорошей форме.
3. Важные качества пилота
Для пилота иметь хорошую физическую подготовку очень важно, но не меньшую роль играет характер. Среди всех качеств авиатора необходимо выделить следующие:
- Чувство ответственности
- Усидчивость
- Уверенность в себе и в своих действиях
- Лидерские качества
- Умение быстро принимать решения
4. Обучение пилотов
Но, разумеется, самое главное в подготовке профессионального пилота – это теоретические знания и практические навыки. Получить их можно в специализированных летных училищах, где учат всему, что только может понадобиться: особенностям строения и управления того или иного воздушного судна, показаниям приборов, действиям в чрезвычайных ситуациях и т.д
Для работы на международных рейсах важно знать разговорный английский язык
На сегодняшний день получить профессию «пилот» можно в летных учебных заведениях гражданской авиации (ГА) России:
- Санкт-Петербургский государственный университет ГА
- Московский государственный технический университет ГА
- Ульяновское высшее авиационное училище ГА
- Бугурусланское летное училище ГА
- Краснокутское летное училище ГА
- Сасовское летное училище ГА
- Омский летно-технический колледж ГА
Легко ли поступить? Если вы обладаете хорошими теоретическими навыками, знаете технические науки, и у вас отличное здоровье, то у вас хорошие шансы поступить в училище. Кроме того, при каждом училище есть собственные центры подготовки абитуриентов. Намного сложнее закончить данное обучение, ведь до пилотирования допустят только тех, кто овладел нужными знаниями, а также продемонстрировал их на практике.
Как стать пилотом самолета в гражданской авиации
Управление летательными аппаратами относится к разделу «техническая эксплуатация», значит получать высшее образование необязательно — достаточно и среднего специального. Но такие специалисты получают наименьший доход.
Желающих выучиться на пилота всегда много, поэтому отбор на пилота очень строгий. Пилот гражданской авиации после вуза или ссуза должен иметь:
- Отличное здоровье. Особенно это касается вестибулярного аппарата, зрения, моторики рук, мышечной реакции и сердечно-сосудистой системы.
- Моральная стойкость и психическая стабильность;
- Быстрая реакция, умение просчитывать действия и работать в чрезвычайной ситуации;
- Высокий уровень интеллекта и аналитическое мышление.
Категории гражданских пилотов
Гражданская авиация привлекает карьерными перспективами, высокой зарплатой и возможностью путешествовать. Но получить профессию гражданского пилота непросто.
Во-первых, требуется отучиться в летном училище. Только в этом случае можно рассчитывать на работу в крупной авиакомпании. Во-вторых, получить летную лицензию международного образца. По ним все гражданские пилоты делятся на три большие категории:
- PPL. Эта лицензия выдается частным летчикам, управляющими одномоторными самолетами. Таких же пилотов платно готовят частные авиашколы;
- CPL. Лицензия для коммерческих пилотов, которые управляют легкими воздушными судами. Они имеют право перевозить пассажиров, доставлять небольшие грузы, участвовать в тренировках парашютистов;
- ATPL. Лицензия для линейных пилотов. Ее стремятся получить все гражданские летчики — с этой лицензией можно водить многотонные пассажирские лайнеры даже по международным маршрутам.
Третий тип лицензии требуется авиакомпаниям при приеме на работу. Есть частные перевозчики, которым подходит лицензия CPL. В России такие летчики водят самолеты Ан-2 или сходные по габаритам иностранные аналоги.
Обучение в летном училище предполагает изучение теории и многочасовую практику на специальных тренажерах. Главное для пилота – это количество налетанного времени. Выпускник по нормативам должен налетать не менее 150 часов.
Но даже с лицензией ATPL нужно пройти дополнительные курсы, чтобы переучиться на определенную марку авиалайнера. Курсы всегда платные, проводятся за счет авиакомпании, а деньги на обучение пилот выплачивает путем удержаний из зарплаты.
Перед поступлением в вуз на пилота гражданской авиации нужно сдать медицинскую комиссию. Можно не получить лицензию, если выпускные тесты написаны безукоризненно, но со здоровьем были небольшие проблемы. Медосмотры — норма в профессии пилота, так как их проходят перед каждым вылетом.
Пилот гражданской авиации, закончивший обучение в России, должен знать авиационный английский язык на высоком уровне — это обязательно для получения команд от диспетчерских служб.