Централизованное, децентрализованное, или автоматизированное?
В казначействе выделяют следующие формы организации. Это централизованное, децентрализованное и полностью автоматизированное. Выбор зависит напрямую от направления деятельности Вашей компании и масштабов.
Так чем же их отличия?
При использовании централизованного казначейства, в самой организации формируется целое подразделение. Через нее проходят все денежные потоки, а другие службы, если потребуется что-то оплатить, просто предоставляют заявку на оплату. За подразделением казначейства закреплены все действия, связанные с финансовыми средствами: планирование, исполнение, контроль.
Децентрализованная форма казначейства отличается от централизованного только тем, что делегируются полномочия. Иными словами, не исключается вероятность передачи права осуществления платежей прямо из центров финансовой ответственности. Но это не значит, что система контроля в данном случае должна отсутствовать. При отсутствии должного контроля, вероятность потери, перерасхода денежных средств возрастает в разы. Не стоит забывать и про финансовые риски, которые в самом плохом раскладе, могут привести к банкротству фирмы.
В настоящее время, все больше компаний применяют централизованную систему управления. В этом случае оперативность обмена данными крайне важна для непрерывного контроля. Решением такого вопроса является перевод на автоматизированную систему казначейства.
Совет
Если хочется что-то поменять — нужно это сделать. Одна мотивация не поможет, если не будет дисциплины. Помимо того, чтобы захотеть что-то сделать, нужно заставить себя это сделать. При этом стоит понимать, что придется чем-то жертвовать, например временем. Но только комбинация мотивации и дисциплины приведет вас к карьерному успеху.
Курс
Аналитик данных
За 12 месяцев освоите работу с данными, пройдете минимум 30 собеседований и станете востребованным специалистом.
- 14 самостоятельных проектов с персональной обратной связью
- 10 проектов в портфолио
- Работа на основе практики
Получить скидку
Промокод “BLOG10” +5% скидки
Текст записала: Любовь Карасева
Функции председателя казначейства
Рассмотрев вопрос о том, что такое казначейство, следует перейти к характеристике его председателя. Глава органа назначается на должность и снимается с нее по приказу Правительства России. Кандидатуры на должность предлагает министр финансов.
Глава Федерального казначейства несет личную ответственность за реализацию возложенных на орган полномочий. Руководитель имеет заместителей, которые назначаются на должность по его представлению, но по приказу министра финансов. Общее количество заместителей ограничивается Правительством. Нет смысла приводить точную цифру, ибо она периодически меняется.
Какими полномочиями обладает руководитель Федеральным казначейством? Вот что здесь следует выделить:
- распределение обязанностей между своими подчиненными (заместителями);
- представление необходимой информации министру финансов РФ;
- разработка проектов положения об ФК;
- внесение на рассмотрение предложений о предельной численности сотрудников аппарата и его территориальных отделений;
- разработка ежегодных планов и прогнозных показателей о деятельности ФК;
- формирование планов о рабочем порядке в Казначействе;
- решение вопросов, связанных с прохождением службы в системе казначейства;
- утверждение структуры органа и штатного расписания Главного аппарата;
- утверждение фонда оплаты труда работникам центрального и региональных аппаратов;
- разработка положений о Почетной грамоте казначейства;
- формирование проектов о бюджетных счетах Федерального казначейства;
- обеспечение исполнение всех правовых источников, на которых базируется функционирование рассматриваемого органа.
Следует отметить, что вся рассматриваемая структура представляет собой юридическое лицо. Она имеет собственную печать, штамп и бланки государственного образца.
Чем я планирую заниматься
Я продолжаю учиться, ведь специальность новая и нужно постоянно совершенствовать знания. Работа мне очень нравится. За три года, которые сидел дома, соскучился по рабочему процессу. В дальнейшем планирую расти дальше в этой области, развиваться. Может, уйду в программирование — оно тесно переплетается с моими текущими задачами.
Сейчас мой заработок примерно в два раза меньше, чем в банке. Но на самом деле деньги не главное, особенно на начальном этапе. Мы с руководителем обсуждали планы по моему карьерному росту, и он поддерживает мои стремления. Изначально у меня была цель закончить курс, усвоить материал и найти работу. Считаю, что я ее достиг.
Как открыть казначейский счет юр лицу
Основанием для открытия является заключение государственного контракта, принятие соглашения о выдаче субсидий, осуществление капитальных вложений, проведение капремонта на средства федерального фонда и т. д. Если договор содержит сведения, относящиеся к разряду гостайны, или информацию, которая охраняется законом, открыт лицевой КС будет по выписке из контракта.
При необходимости указания в договоре платежных реквизитов КС для ООО, ИП, других юрлиц до момента открытия счета его можно зарезервировать. Для получения реквизитов будущего счета необходимо обратиться в отделение казначейства. Счет резервируется на основании заявления. Оно оформляется по утвержденной форме, произвольное написание не допускается. Образец заявления опубликован на сайте казначейства. При резервировании счета предварительно проверяются документы, поданные будущим клиентом. Проверка занимает один рабочий день. Если данных достаточно и с ними всё в порядке, счет будет зарезервирован.
Казначейский счет юридического лица, компании, учреждения открывают для обслуживания исполнения любых госконтрактов, кроме тех, для которых необходимы специальные счета, открытые в уполномоченных банках (44 ФЗ ст. 15).
Если в контракте, на основании которого открыт КС, происходят изменения, клиенты должны в течение пяти дней передать в казначейство копию дополнений, изменений или новый договор. Кроме того, казначейство нужно уведомлять о любых изменениях в персональных данных клиента и в его бизнесе, включая название компании.
Порядок открытия
Порядок действий, подробно описывающий, как открыть счет в казначействе, содержится во втором разделе Приказа ФК № 44н от 29 декабря 2020 года. Для соблюдения регламента открытия счета необходимо:
- Подготовить документы для открытия КС. Перечень можно уточнить в отделении ФК или онлайн, обратившись по телефону клиентской службы поддержки.
- Оформить заявление онлайн или лично в казначействе.
- Подать пакет документов.
- Получить одобрение на открытие счета или отказ. При поступлении отказа в регистрации казначейских счетов сотрудники ФК обычно объясняют причину. Она может быть связана с неверно оформленными документами или предоставлением недостоверных сведений, ложной информации.
Если заявление на открытие КС подается онлайн, его проверка осуществляется автоматически. При личном обращении документы проверяются сотрудниками. Никаких ошибок, описок, исправлений не должно быть. Открытые банковские КС получают индивидуальные номера. Специальный лицевой счет содержит 11 цифр.
Возврат документов клиенту при обнаружении ошибок, несоответствий осуществляется в течение двух рабочих дней.
Лицевой КС считается открытым после внесения соответствующей регистрационной записи. ФК в течение рабочего дня после того, как запись вносится, передает клиенту реквизиты. Это может быть сделано онлайн или лично.
Сообщение об открытии счета в налоговые бюджетные учреждения направляется казначейством. Клиенту передавать информацию в ФНС не нужно.
Документы
Обращаясь в казначейство с целью открытия счета, клиент должен предоставить:
- заявление;
- карточку с образцами подписей;
- копию госконтракта или иного документа, служащего основанием для открытия КС.
Заявление и карточка заверяются подписями руководителя компании и главбуха, а также уполномоченных лиц при их наличии. ИП может подписать всё сам, если работает самостоятельно и без бухгалтера.
При необходимости ФК имеет право затребовать дополнительные документы в рамках действующего законодательства. Документы, сданные в ФК, оформляются в дело и хранятся в казначействе. Если они поданы в электронном виде, то хранятся в базах данных. Если клиент ранее уже сдавал документы и на него открыто дело в казначействе, повторно предоставлять их не нужно, кроме ситуаций, когда информации, имеющейся в ФК, недостаточно.
Что контролирует казначейство
Территориальные органы Федерального казначейства проверяют в представленных исполнителем платежных документах:
- соблюдение сроков поставки товаров, выполнения работ;
- соответствие заявленного количества товаров фактически поставленному;
- факт поставки товара: иногда требуют фото- и видеосъемку с приемки товара;
- соответствие реального размера прибыли установленному в контракте;
- стоимость товара на соответствие его себестоимости по структуре затрат.
Если сроки поставки товара нарушены, казначейство на следующий день сообщает о нарушении госзаказчику. Если ТОФК выявит нарушения в остальных пунктах, то в течение пяти рабочих дней вернет документы поставщику без исполнения.
Из-за того, что участие в закупках с казначейским сопровождением кажется сложным и непонятным, конкуренция в них ниже, чем в закупках без сопровождения. Исполнение таких контрактов открытое и прозрачное, что отпугивает от участия в закупках с сопровождением недобросовестных поставщиков.
Если средства в закупке законодательно требуют казначейского сопровождения, не нужно искать обходные пути и договариваться с заказчиком исключить сопровождение казначейства из контракта, как это сделали поставщик и заказчик в следующем примере. Последствия будут неприятными для обеих сторон.
На следующий день после подписания контракта, победитель и заказчик заключили допсоглашение, в котором решили исключить из контракта пункт о казначейском сопровождении и обязанность исполнителя открыть лицевой счет в ТОФК.
Победитель открыл расчетный счет в банке, а в допсоглашении к банковскому счету стороны условились, что этот счет служит для целевых расчетов по контракту. Заказчик перечислил аванс на расчетный счет юрлица. Спустя четыре месяца банк лишился лицензии, средства на счетах заблокировали, и поставщик не смог получить свои деньги.
В итоге, дополнительное соглашение, которое заключили поставщик и заказчик суд признал недействительным. Подрядчик не получил аванс и не смог выполнить работы в срок. Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке.
Как Казначейство сопровождает договоры по 223-ФЗ
Вот пример:
Порядок казначейского сопровождения по 223-ФЗ таков:
- Заказчик проводит закупку на целевые средства или в рамках ГОЗ. В условиях контракта обязательно прописывает необходимость КС. Определяет победителя и заключает с ним договор.
- Договорные обязательства регистрируют в ТОФК. При регистрации казначеи проводят проверку.
- Заказчик уведомляет поставщика, что для получения оплаты ему надо открыть лицевой счет с кодом 71 в ТОФК. Об этом же пишут и в проекте контракта. Поставщик открывает счет для проведения операций со средствами участников КС.
- При исполнении договора ведется раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому соглашению.
- После выполнения всех обязательств заказчик и поставщик подписывают документы приемки. Заказчик выставляет оплату. ТОФК санкционирует операцию — проверяет документацию и непревышение платежа над лимитами финансирования по договору. Если проверка прошла успешно, оплату переводят на лицевой счет поставщика.
Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство?
Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).
Правительство РФ ежегодно в декабре утверждает правила, по которым работает казначейское сопровождение. В 2020 году действует Постановление Правительства №1765 и Постановление Правительства №1819 — для контрактов по гособоронзаказу. Эти правила регламентируют, какие бюджетные средства нужно контролировать казначейству в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 год №380-ФЗ.
В постановлениях выделены три группы госконтрактов, расчеты по которым контролирует казначейство:
- контракты в рамках государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей;
- госконтракты на сумму более 100 млн рублей;
- контракты на сумму более 300 тыс. рублей, которые заключили с единственными поставщиками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Но есть исключения. Средства по госконтрактам не подлежат казначейскому сопровождению:
- в закупках на приобретение услуг связи, коммунальных услуг, перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом и других из списка;
- в закупках с банковским сопровождением;
- по контрактам, исполнителем в которых выступает госучреждение.
Казначейское сопровождение не применяется в закупках Минобороны в соответствии с 275-ФЗ, когда учет бюджетных средств происходит на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке. Подробнее об этом мы писали в статье. Также казначейское сопровождение не действует в закупках для органов внешней разведки, для корпорации «Росатом», закупках средств контрразведки и других случаях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 5 380-ФЗ.
Если в закупке действует казначейское сопровождение, заказчик пишет об этом в плане-графике, извещении, документации о закупке и в тексте госконтракта. Каждому государственному контракту заказчик присваивает идентификатор (ИГК), который указывают во всех расходных документах. По идентификатору ТОФК отслеживают всю цепочку денежного потока по контракту и блокируют расходные операции, которые считают нецелевыми.
В госконтракте с казначейским сопровождением заказчики прописывают обязательства для победителей:
- Указать соисполнителей по договору.
- Открыть лицевые счета в ТОФК себе и субподрядчикам.
- Перечислять бюджетные средства на банковские счета юрлица только на разрешенные цели из п. а ч. 6 раздела I Постановления Правительства №1765. Например, можно переводить деньги на зарплату, соцвыплаты, возмещать расходы собственных средств.
- Вести раздельный финансовый учет.
- Предоставить в ТОФК документы, которые подтверждают целевое использование средств.
- Указывать в договорах и расчетных документах ИГК.
Как выглядит трудоустройство на госслужбу?
Через карьерный центр меня пригласили на собеседование в межрегиональное бухгалтерское управление Федерального казначейства. Сначала спрашивали о навыках и знаниях, мы обсудили будущие задачи. Главное, что требовалось, — сделать так, чтобы руководитель в любой момент мог смотреть рабочую информацию, чтобы данные всегда были актуальны. Потом меня пригласили в офис и дали аналитическую задачу: нужно было сделать в Excel сводную таблицу и в ней показать, какие задачи какими отделами обслуживаются. Я просидел над ней целый день, сделал несколько вариантов и с одним попал прямо в точку.
Трудоустройство на госслужбу — это небыстрый процесс. Нужно собрать много документов, разных справок, пройти медкомиссию. Также все соискатели проходят конкурс, это обязательное условие. Он состоит из двух этапов:
- Тестирование на знание русского языка, Конституции, основных законов (закон о госслужбе, о противодействии коррупции и т.д.), информационных технологий и специализации.
- Очное выступление перед конкурсной комиссией. Второй этап проводится только для тех, кто успешно написал тест.
По итогам конкурса меня признали победителем и пригласили на работу.
Основные функции Федерального казначейства
У казначейства есть собственные функции, тесно перекликающиеся с функциями некоторых других органов власти:
- Ведет учет и распределение поступлений. Казначейство ведет учет всех поступивших средств, а также занимается распределением этих денег по разным проектам бюджета через Управления федерального казначейства в регионах. Например, если нужно профинансировать какой-то бюджетный проект в Новосибирске, Казначейство направляет средства в УФК по Новосибирской области. Оттуда они попадают на счет организации, которая предоставляет услуги/товары/работы по проекту.
- Обеспечивает исполнение госбюджета. Денежными средствами для осуществления того или иного проекта в рамках госбюджета обеспечивает казначейство.
- Ведет отчетность для Министерства финансов об исполнении федерального бюджета. Собирает оперативную информацию от распорядителей средств федерального бюджета, от органов власти, внебюджетных фондов, обрабатывает ее, структурирует и передает Минфину.
- Управляет средствами на едином счете Федерального бюджета за счет разрешительной подписи на право осуществления расходов. То есть, у казначейства есть исключительное право подписи, которое разрешает расходовать средства из казны.
- Контроль за использованием федеральных средств (внебюджетных). Казначейство проводит проверки правильности и обоснованности использования федеральных средств.
- Осуществляет краткосрочный прогноз объемов (приходов/расходов) бюджетных средств, управляет ими.
Как я остался без работы на три года
Я проработал в банке почти двенадцать лет. Ушел не сам, меня сократили, потому что закрыли наше направление. После ухода я остался без работы на три года. Супруга хорошо зарабатывала, и мы решили, что я останусь дома с ребенком. Работу я искал, но ничего подходящего не было. На начальные позиции идти не хотелось: маленькая зарплата, ненормированный рабочий день, постоянные разъезды. На собеседования на более высокие должности меня даже не приглашали.
Спустя три года я понял, что терминалы и банкоматы перестали развиваться как раньше. А аналитика и IT меня по-прежнему привлекали. Еще в институте, когда появились компьютеры, я начал ими интересоваться. Когда работал в банке, самостоятельно изучал язык программирования C++ и базы данных SQL, читал книги и форумы. Даже написал собственную программу по учету коллекции монет, которые я давно собираю. Аналитикой я любил заниматься даже дома: планировал домашний бюджет в приложениях Family Pro, Coinkeeper и в Excel, считал расходы, например на машину, бензин и страховку.
Сейчас аналитика, как профессия, быстро развивается: данных много, и, думаю, в ближайшие лет пять специалисты в этой сфере будут нужны рынку. Поэтому я решил переквалифицироваться. Школу выбрал случайно и спонтанно. Супруга как-то пришла с работы и говорит: «Смотри, реклама. Тебе было бы хорошо закончить курсы, чтобы найти работу». Я посмотрел и сказал: «Давай».
Алгоритм работы казначейского сопровождения госконтрактов
- У каждого ТОФК открыт счет в Центральном банке. На него заказчик перечисляет аванс победителю закупки.
- После подписания контракта госзаказчик оформляет акт, в котором указывает, какое территориальное подразделение будет сопровождать контракт.
- Поставщик обращается в ТОФК с заявлением и госконтрактом, чтобы открыть лицевой счет.
- После полного исполнения контракта казначейство проверяет целевое использование средств и перечисляет деньги на лицевые счета исполнителей и соисполнителей.
- Казначейство переводит средства с лицевых счетов на счета юрлиц, открытых в банке после того, как исполнитель предоставит в ТОФК документы о том, что товар поставлен, а работы выполнены.
Рассмотрим подробнее два основных этапа: открытие лицевого счета и оплата контракта.
Открытие счета
Порядок открытия и ведения лицевых счетов ТОФК регулирует приказ №21н. Поставщик предоставляет в ТОФК госконтракт, заявление, карточку образцов подписей по форме, которые установлены в приложениях к приказу, и иные документы юрлица. Полный список требуемых документов можно уточнить в ТОФК. Документы подают на бумаге или в электронном виде с использованием электронной подписи. Казначейство проведет проверку реквизитов, заполненных форм, документов и в течение 5 рабочих дней откроет счет.
Оплата по контракту
Перед тем, как перечислить деньги исполнителю, ТОФК проверит, чтобы расходование было целевым.
Нельзя перечислять целевые средства:
- в качестве взноса в уставной капитал другого юрлица;
- на депозиты;
- на банковские счета юрлица, за исключением зарплаты, соцвыплат на работников, возмещения собственных расходов и оплаты фактически поставленных товаров в рамках контракта.
Средства можно получить как по предоплате, так и после полного исполнения госконтракта. Чтобы получить деньги по предоплате, поставщик предоставляет в казначейство договор с подрядчиком и выставленный ему счет. Казначейство оплатит потраченную сумму. После исполнения контракта, в ТОФК нужно предоставить все подтверждающие документы об исполнении контракта: товарные накладные, акты выполненных работ. Казначейство перечислит деньги после проверки всех документов.
Во всех документах от заказчика до конечного исполнителя указывают идентификатор госконтракта, чтобы казначейство могло проследить цепочку денежного потока.
Порядок открытия казначейского счета
Порядок открытия р/с регулируется Федеральным казначейством страны. Он содержится в приказе №21н от 17 октября 2016 года в редакции от 28 декабря 2017 года.
Для открытия счета нужно сначала подготовить документы. В частности, это заявка на открытие счета и карточка с образцами подписей. Если р/с открывается для обособленного филиала компании, то потребуется также ходатайство от центрального офиса. В этом ходатайстве должна содержаться просьба об открытии казначейского счета. Составляется документ в свободной форме. Его нужно заверить у управленца компании и главбуха центрального офиса.
Когда требуется казначейское сопровождение контрактов?
Следующий важный документ – заявление на открытие КС. Составляется оно по форме 05311752. В документе содержится эта информация:
- Наименование документа.
- Дата составления.
- Наименование компании, которой нужно открыть счет.
- Наименование других получателей.
- Отдел Федерального казначейства.
- Просьба об открытии счета.
- Различные коды, относящиеся к компании: ИНН, КПП, ОКПО.
Следующий шаг – заполнение карточки образцов подписей. Составляется документ по форме 05311753. Что это такое? Карточка нужна представителям казначейства. Она позволяет известить сотрудников финансового учреждения о том, как выглядит оригинал подписей ключевых лиц компании. В документе также содержится оттиск печати фирмы. Госконтракты обычно предполагают работу с немалыми суммами
А потому наличие образцов подписей является необходимой мерой предосторожности. Карточку с образцами нужно заверить у нотариуса
Это основной перечень документов. Однако казначейство может попросить дополнительные бумаги. Имеет смысл заранее собрать этот пакет документов:
- Копия государственного контракта, под который открывается казначейский счет.
- Выписка из ЕГРЮЛ о регистрации ЮЛ.
- Копия Устава организации.
- Копия свидетельства о том, что плательщик поставлен на налоговый учет.
- Справка из ФСС, подтверждающая уплату страховых взносов.
Представители казначейства могут сравнить представленные клиентом бумаги с документами, запрошенными в различных государственных структурах. Решение об открытии р/с принимается в течение 5 суток. Через это время компании приходит соответствующее уведомление.
Кто такой казначей и где он работает
Сферой ответственности современного казначея (риск-менеджера) является контроль ликвидности организации, отслеживание ленты её платежей. При этом он не касается «живых» денег и не сидит «на сундуках с золотом». Работа ведётся, прежде всего, с бумагами.
Должность казначея имеется и на государственном уровне.
Отслеживание расходов бюджета и выдача платежей на основании законодательно закреплённых постановлений – это основной перечень обязанностей главного риск-менеджера страны.
Сотрудник коммерческого предприятия, работающий по данному профилю, занимается не только проведением расчётов, но также отслеживает все рыночные изменения, анализирует сложившуюся эконмическую обстановку. При выявлении дефицита средств занимается их привлечением путём взаимодействия с клиентами и инвесторами.
В среднем бизнесе казначеев обычно нет. Там их функции выполняются финансовым директором, который так же отвечает за обеспечение ликвидности предприятия. В незначительных по размеру организациях обязанности казначея возложены на союз первого лица компании, занимающегося принятием решений, и бухгалтерией, которая реализует задуманное.
Права федерального казначейства
Федеральное казначейство, чтобы реализовывать обязанности, имеет право на:
- запрос и приобретение информации, требуемой, чтобы решить организационные моменты,
- дачу ответа уполномоченным лицам по всем появляющимся вопросам,
- организацию проведения требуемых экспертиз с анализами и оценками,
- привлечение научных организаций и исследователей для работы над некоторыми рабочими вопросами,
- контролирование сохранение нормального функционирования местных ФК,
- создание с устранением ФК по совещанию с Минфином РФ,
- создание ограничительных мер по отсутствию допуска либо пресечению выявленных нарушений или формирование действий по устранению соответствующих неблагоприятных итогов деятельности,
- создание совещательных с экспертными органами.
Обязанности
Две основные функции, которые должен выполнять казначей в отношении имеющихся денежных средств:
- сохранять;
- приумножать.
Исходя из этого, в число его функциональных обязанностей включены следующие пункты:
- тщательный анализ (общей экономической обстановки, финансового состояния самой компании и т.д.);
- регуляция и контроль направления и силы потоков денежных средств;
- размещение финансов максимально надёжным образом и их привлечение (в обоих случаях приходится налаживать взаимовыгодное сотрудничество с банком);
- управление процентными, валютными и иными рисками;
- финансовое обслуживание сделок по импорту или экспорту (в том случае, если они осуществляются);
- проведение операций с ценными бумагами;
- организация отдела казначейства (при наличии такового);
- ведение всей необходимой документации (например, подготовка отчётов по ведущейся деятельности);
- управление счетами организации;
- долгосрочное и краткосрочное прогнозирование;
- составление ежеквартального или ежемесячного платёжного календаря;
- сохранение уровня задолженности в неизменном виде, либо его понижение при наличии соответствующих возможностей;
- налаживание новых деловых контактов с инвесторами и поддержание старых;
- регуляция работы кредитного аппарата организации.
Работа казначеев различных банков, организаций и предприятий мало отличается. Однако в каждом отдельном случае в зависимости от специфики дела, которым занимается фирма, акценты в перечне обязанностей могут немного смещаться.
Кроме того, выполняемые казначеем функции имеют прямую связь с размерами той структуры, в которой он работает. В крупных фирмах, которые занимаются «публичным» бизнесом, и банках – специализация становится очень узкой. Одного ответственного за данную сферу сотрудника в таких случаях недостаточно, приходится образовывать целые казначейства.
Региональные отделения
В чем заключается специфика работы территориальных органов системы казначейства? Порядок функционирования определяется законом, по которому региональные отделения осуществляют постоянное взаимодействие с центральным аппаратом. Любое отделение подчиняется законным требованиям центра. Иногда приказы могут поступать и от других органов власти. Все они должны быть исполнены.
В законе четко определены полномочия региональных казначейств. Они мало чем отличаются от федеральных, однако обладают немного иной спецификой
Вот на что здесь следует обратить внимание:
- бюджетные казначейства регионов должны реализовывать финансовое исполнение как федерального, так и местного бюджета. В обязанности представителей ФК входит контроль за поступлением и законным использованием бюджетных средств.
- Возврат по требованию Министерства финансов РФ денежных средств, которые были излишне взысканы или уплачены несвоевременно.
- Осуществление сбора, обработки и передачи информации или отчетов об исполнении доходов вышестоящим органам.
Некоторые полномочия региональных отделений Казначейства могут регулироваться законами субъектов. Основное требование здесь — отсутствие противоречий нормам федерального законодательства.
История и настоящее
История российского казначейства ведется еще с древних времен. В Древней Руси впервые была учреждена должность казначея. Казначей тогда являлся представителем княжеской или боярской администрации. Он был хранителем ценностей, которые в те времена назывались казной. С тех пор казначейство нашей страны прошло долгий и трудный путь развития.
В настоящее время Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти. Если говорить коротко, то оно занимается обеспечением федерального бюджета. Данная организация должна находить оптимальные решения по финансовому управлению государственными ресурсами. Казначейство также контролирует использование российского бюджета.
Путь развития казначейства был непростым и достаточно длинным. Расширение государственных границ и укрепление нашего государства приводило к постепенному росту казны. Это требовало усиления контроля за сохранностью государственных средств. Поэтому роль казначеев постоянно возрастала. В XV веке, во время правления царя Ивана III, на Руси появились первые казенные дворы. Нужно отметить, что казначеев в те времена могли иметь не только князья, но и просто богатые люди и бояре.
Во времена правления Петра I наша страна пережила существенные финансовые преобразования. Их результатом стало создание в 1710 году Счетной или Казначейской конторы. Данное учреждение было создано для того, чтобы следить за правильностью работы механизма поступления налогов в казну. Но просуществовала она не так уж долго — до 1742 года.
Следующим важным этапом в развитии финансовой системы нашей страны можно назвать крупный правовой акт от 7 ноября 1775 года, который был издан по приказу Екатерины II. Этот документ подразумевал создание в каждой губернии казенных палат. Главными целями этих новых учреждений являлись сбор, хранение и транспортировка доходов.
В составе каждой из губерний были выделены новые административные единицы — уезды. Тогда же впервые в нашей стране появилась и должность уездного казначея. Он являлся основным финансовым чиновником низшего звена. Кандидат на эту должность назначался на три года государственным казначеем. Он был подотчетен губернской казенной палате.
Уже в то время сохранение казны считалось делом государственной важности. Казначеям даже часто приходилось хранить государственные средства с риском для собственной жизни
Следующим важным этапом развития казначейства в нашей стране можно назвать реформы Александра I. В 1802 году этим царем было создано Министерство финансов.
По приказу Александра I, 15 февраля 1821 года в России был создан Департамент Государственного казначейства, он был включен в структуру Министерства финансов. Это учреждение и стало ядром всей системы казначейской службы. Именно с этого времени в нашем государстве был окончательно сформирован механизм деятельности казначейств.
Во второй половине 19 века, в 60-70 годах страна снова пережила серьезные реформы. Тогда был узаконен и начал действовать принцип единства бюджета. Государственное хозяйство было централизовано, было введено единство кассы. Все эти перемены привели к необходимости проведения реорганизации казначейской службы. Нужно было также увеличить штаты казначейств различных уровней.
Роль казначейства усилилась в начале XX века. Основными причинами для этого можно назвать рост доходов и расходов государства и усложнение финансовой системы. Появились новые законы и внутренние инструкции, которые более четко регламентировали деятельность казначейств.
В 1918 года казначейство было решено расформировать. Его функции были переданы новым финансовым органам. Главным из них стало Министерство финансов СССР и союзных республик.