Должностная инструкция инженера-механика

История профессии

С давних времён люди изобретали механизмы, которые помогали им в охоте, ведении хозяйства, во время военных действий. Эти устройства постепенно усложнялись и нуждались в ремонте и обслуживании. Формирование инженерного подхода к работе с различными механическими конструкциями началось в Древней Греции. Известны работы Архимеда по описанию принципов действия рычажных механизмов, созданию винта для подъёма грузов, поджигающих зеркал, катапульт.

В Древнем Риме эти методы применялись при строительстве акведуков для водоснабжения городов. В России развитие механики началось при Петре I c открытия артиллерийского и морского училища — «Школы математических и навигационных наук», которая заложила основы инженерного образования.

Образец должностной инструкции инженера-механика

1. Общие положения

  1. Механик входит в категорию специалистов.
  2. Назначение на должность или увольнение осуществляется по ТК РФ, на основании приказа руководителя предприятия / начальника производства.
  3. Должность вправе получить лицо с высшим (средне-специальным) образованием. Стаж работы на аналогичной должности — от года и больше.
  4. Функции и обязанности механика в период его отсутствия возлагаются на другое должностное лицо, назначенное приказом.
  5. Механик обязан:
    • знать все нормы, методы и технологии, связанные с работой предприятия;
    • уметь организовывать ремонтные мероприятия;
    • иметь представление о сроках и порядке эксплуатации оборудования;
    • знать порядок приема и передачи в работу отремонтированных агрегатов и механизмов;
    • располагать информацией о производственных и тех. особенностях разных агрегатов, приборов;
    • предлагать варианты рационального обустройства и организации рабочих условий.
  6. В своей работе механик обязан руководствоваться:
    • трудовым соглашением и законодательными актами РФ;
    • нормативными и методологическими материалами;
    • уставными документами предприятия;
    • правилами трудового распорядка не предприятии;
    • представленной должностной инструкцией;
    • техникой безопасности.
  7. Механик является подотчетным лицом и несет ответственность за переданные ему материальные ценности.
  8. Механику могут подчиняться сотрудники, отдельные службы на предприятии, что подтверждается соответствующим внутренним документом.
  9. Деятельность специалиста ведется согласно утвержденным нормативам и действующему трудовому режиму.

3. Должностные обязанности инженера-механика

На механика возлагаются обязанности по должности:

  1. Организация бесперебойной и стабильной работы всего оборудования, приборов.
  2. Разработка планов и графиков регулярного и профилактического осмотра оборудования, приборов. Контроль за их соблюдением.
  3. Механик организует работу по составлению технических и отчетных документов, а также по учету в наличии и передачи оборудования в эксплуатацию.
  4. Оформляет необходимые документы по закупке материалов и запчастей.
  5. Вносит предложения по модернизации и улучшению действующего оборудования.
  6. Диагностирование механизмов и техники, которые требуют замены или капремонта.
  7. Принятие участия в отладке и настройке, а также в экспериментах по внедрению и использованию новой техники, оборудования.
  8. Осуществление соблюдения правил ТБ, охраны труда при организации ремонтных мероприятий.
  9. Руководит лицами, находящимися в его подчинении.
  10. Работает в спецодежде и СИЗ.

3. Права

Механик наделяется правами:

  1. Составлять сотрудникам задания и контролировать своевременность исполнения поручений.
  2. Направлять запросы и получать информацию в рамках собственной работы и работы своих подчиненных. Связываться с другими фирмами для решения производственных вопросов.
  3. Механик может требовать от начальника:
    • организации определенных условий для исполнения рабочих обязанностей;
    • предоставления СИЗ и необходимых запчастей, материалов.
  4. Не исполнять работы при возникновении опасности для здоровья или жизни.

4. Ответственность

Механик принимает на себя ответственность за:

  1. Причинение сотрудникам или предприятию материального ущерба.
  2. Результаты исполненной работы, касающейся обязанностей специалиста.
  3. Предоставление недостоверных сведения о состоянии выполненных работ.
  4. Исполнение должностных обязанностей несвоевременно или ненадлежащим образом.
  5. Нарушение трудового режима, регламента исполнения поручений и распоряжений руководства.
  6. Бездействие в отношении пресечения выявленных нарушений, создающих угрозы для деятельности предприятия, жизни или здоровью сотрудников.
  7. Несоблюдение норм ТБ и трудовой дисциплины.
  8. Регулярное несоблюдение сроков.
  9. Нарушения действующих законодательных актов.

Представленный образец должен иметь шапку, оформленную должным образом. В конце документа ставятся подписи людей, которые принимаются на должность механика.

Какие вопросы есть у Вас?

Очень хороший тон — когда Вы не просто отвечаете на вопросы рекрутера, но и задаете свои. Это показывает Вашу инициативность, заинтересованность.

Рекомендуется задавать вопросы о:

  • Ваших потенциальных обязанностях;
  • корпоративной культуре компании;
  • особенностях каких-то отдельных проектов, задач;
  • дальнейших планах компании.

В заключение

Мы рассмотрели 20 самых распространенных вопросов на собеседовании. Но некоторые рекрутеры могут спрашивать вовсе необычные или даже провокационные вещи.

Не молчите, не говорите «Не знаю», лучше продемонстрируйте, что Вы готовы открыто общаться и мыслить. И это обязательно произведет на рекрутера хорошее впечатление.

Конкурсы

Самый ловкий

Игра, в которой инженерам-механикам придется продемонстрировать свою ловкость на время. Приглашают принять участие в конкурсе 3 человек. Каждому выдают набор разных крепежных изделий (одинаковое количество), каждому завязывают за спиной руки.

Задача игроков – по команде ведущего начать сортировать (переносить в разные сосуды разные виды крепежных изделий) детали при помощи рта. Победителем становится тот, кто быстрее остальных справится с заданием.

С любовью от инженера

Реквизиты в этой игре используются те же, что и в предыдущей, дополнительно добавляются детали конструктора Лего, проволока. Все реквизиты помещают в одну вместительную коробку. Конкурс проводится с участием 2 виновников торжества (предпочтительно женатых, чьи дамы на мероприятии присутствуют).

Ничего не подозревающие жены инженеров должны сказать, что они хотели бы больше всего получить в подарок от мужа на следующий день рождения (например, колье, посудомоечную машину и т.д). Последним придется исполнять желание самостоятельно, смастерив «заказной» подарок из того, что они найдут в корзине.

Инженерам придется нелегко. Мало того, что им нужно ломать голову над тем, как тот или иной подарок смастерить, так еще и набрать детали нужно успеть так, чтобы не остаться обделенным конкурентом.

Готовые подарки от своих мужей дамы оценивают самостоятельно. При этом ведущий просит их быть максимально объективными судьями. По результатам оценивания и выбирают победителя.

Самые меткие

Веселая игра-розыгрыш, в которой предлагают принять участие двум командам, по 3 человека в каждой. Предварительно нужно надуть воздушные шарики и разместить их перед командами на расстоянии (у каждой команды свои шарики, количество их одинаковое). Все конкурсантам выдают длинные саморезы.

Их задача – по команде ведущего атаковать свои шарики, попытаться их лопнуть, запуская саморезы, как дротики. На проведение игры выделяют не более 3 минут, все это время звучит зажигательная музыка.

На первый взгляд задание кажется простым, однако, чаще всего спустя 3 минуты все шарики все еще целые.

Обязанности механика

Механик – общее название для целой группы профессий. Бывают электромеханики, автомобильные механики (автослесари), авиационные механики и ещё множество иных сугубо рабочих специальностей.

Однако чаще всего нормативные документы под этой специальностью подразумевают инженеров-механиков – то есть технических специалистов с высшим образованием.

Как правило, механики трудятся на крупных промышленных объектах, в транспортных предприятиях или на заводах. В их обязанности входит контроль исправности оборудования. Именно механик следит, чтобы станки не ломались, проходили плановое обслуживание вовремя и по регламентам, организует работу ремонтных мастерских и т.д. Иными словами, в работе механика немало организационных мероприятий.

Обязанности механика заключаются в нескольких пунктах:

  1. Обеспечивать безаварийную работу оборудования;
  2. Проводить своевременный ремонт и качественную эксплуатацию;

  3. Следить за работой персонала и проверять, чтобы оборудование использовалось правильно;

  4. Готовить календарные планы по замене расходных материалов, капремонтам и ТО;

  5. Составлять заявки на необходимые запчасти для станков и оборудования;

  6. Организовывать учет деталей, анализировать причины поломок и износа оборудования;

  7. Внедрять рациональные и прогрессивные методы ремонта оборудования;

  8. Руководить работой слесарей и ремонтников, контролировать качество их работы;

  9. Обеспечивать охрану труда и соблюдение техники безопасности при проведении ремонтных работ.

На практике механик и сам нередко участвует в ремонте, особенно если речь идет о небольших предприятиях, либо при нехватке специалистов. По сути, механик – такой же рабочий специалист, хотя знать и уметь должен гораздо больше.

Ещё одно направление работы – испытания оборудования. Здесь механик отвечает за настройку приборов и станков, ищет оптимальный режим работы.

Источник фото: standret/freepik

Лучшие вузы для обучения

Теперь рассмотрим наиболее перспективные вузы технического направления, где можно получить качественное образование:

Российский университет транспорта (МИИТ) – это одно из ведущих образовательных учреждений Москвы. В его Институте транспортной техники и систем управления на специальности «технология машиностроения» проходят обучение механики, которые будут в дальнейшем трудиться в железнодорожной отрасли. Студенты могут принимать участие в конструкторских разработках ведущих специалистов кафедр, а наиболее перспективные имеют шанс пройти стажировку за рубежом (в США, Великобритании, Германии). Производственная, учебная и преддипломная практика организовывается на ведущих предприятиях столицы и Подмосковья.
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана предлагает широчайший выбор направлений для подготовки инженеров

Можно обратить внимание на факультет робототехники и комплексной автоматизации, где есть специальность «подъемно-транспортные системы». Выпускники смогут трудиться над разработкой, изготовлением, диагностикой и эксплуатацией транспортно-подъемных машин на складах, в портах и промышленности

Также можно учиться на кафедре прикладной механики, проводящей исследования в сотрудничестве с французскими, испанскими и американскими партнерами.
Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова обучает на механическом факультете по направлению «Технологические машины и оборудование», ориентируясь на лесной комплекс. Очный курс бакалавриата длится 4 года, заочный – на 11 месяцев дольше. Предприятиями-партнерами вуза являются , Woodvil и др.
Московский авиационный институт (НИУ МАИ). Здесь широкий выбор профилей для получения инженерного образования, можно о, «Прикладную механику», «Двигатели летательных аппаратов», «Ракетные комплексы и космонавтику», «Приборостроение». Помимо получения практических навыков для работы, созданы прекрасные условия для занятия научной деятельностью. У вуза есть филиалы в Жуковском, Ахтубинске, Ступино и Байконуре (Казахстан).
Волжский государственный университет водного транспорта (г. Нижний Новгород) – основной отраслевой вуз Волго-Вятского региона, имеющий филиалы в Казани, Перми и Астрахани. На электромеханическом факультете можно обучиться такой профессии, как «эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», а также «кораблестроение и океанотехника». Партнерами вуза являются университеты из Китая, Вьетнама, Венгрии, Германии и других стран.

В большинстве высших учебных заведений страны после бакалавриата можно окончить актуальные магистерские программы.

Оплата труда

Зарплата инженера-механика на ноябрь 2022

Россия 45000—110000₽

Москва 75000—150000₽

Заработная плата инженера-механика зависит от его квалификации и опыта работы, а также сферы деятельности. Как правило, в автомобильной и авиационной промышленности, а также на крупных промышленных предприятиях инженеры-механики получают наибольшую зарплату.

Ступеньки карьеры и перспективы

Инженер-механик может развивать карьеру в горизонтальном направлении, осваивая разные направления профессии: от эксплуатации к производству и конструированию механизмов и оборудования. Есть другой вариант развития карьеры: в административном, вертикальном направлении. Инженер-механик может повышать свою квалификацию со II категории до I. Дальнейший рост возможен до должности начальника цеха и главного инженера предприятия, если специалист проявляет инициативу, повышает квалификацию, развивает навыки управленца и менеджера. Можно работать во внешних контролирующих организациях, выполняя экспертный контроль.

В НИИ инженер-механик может заниматься научно-исследовательской работой, защитить диссертацию, получив ученую степень.

Инженер-механик с коммерческими способностями может открыть собственное дело, если имеет собственные разработки новых видов продукции.

Портрет современного инженера-механика

Инженер-механик — типично мужская профессия, ведь в производственных условиях специалисту требуется физическая сила и выносливость По статистике 99% инженеров-механиков — мужчины. Возрастная градация: 38% специалистов — молодежь до 30 лет, 29% — от 30 до 40 лет, 20% — от 40 до 50 лет, 13% — специалисты старше 50 лет. Как правило, 91% инженеров-механиков — профессионалы с высшим техническим образованием.

Интересные факты

30 октября — День инженера-механика.

Этот профессиональный праздник был учрежден в 1996 году по приказу Главнокомандующего Военно-Морского Флота России.

Первым практическим инженером-механиком, а также ее теоретиком считается Архимед, который прославился различными техническими изобретениями.

История современной профессии началась в 1854 году, когда во флоте России было принято решение о создании корпуса инженеров-механиков.

«Механик инженер» — вакансии по России

Число вакансий «механик инженер» на сайте за последние 2 месяца

Максимальная месячная зарплата по специализации механик инженер — 90000 руб. Средняя зарплата по вакансиям по текущему запросу за месяц составляет 42300. Механик инженер имеет такие схожие специализации по списку вакансий:. Вакансия «механик инженер» с данной формой занятости требуется в 17 позиций. Медиана заработной платы в категории по России составляет 40000 руб. Номер места, занимаемого страницей в рейтинге — 0. 1981 позиция данной вакансии «механик инженер» представленны по всей России. Самая популярная форма занятости «механик инженер» в Российской Федерации – Полная занятость. Работа механик инженер относиться к специализациям в категории. Должность механик инженер в компании может именоваться также механик инженер. Похожими считается перечень следующих вакансий:

Число вакансий «механик инженер» на сайте в городах Росcии

  • «Инженер-инспектор печи цементного производства»;
  • «Механик основного производства»;
  • «Инженер по обслуживанию металлообрабатывающих станков с ЧПУ».

Медиана зарплаты по вакансии «механик инженер» за 2 месяца

Вакансии механик инженер на России. Минимальное значение месячной заработной платы по данному запросу — 25000 руб. Компании, нанимающие работников по специальности «механик инженер»:

График распределения вакансий «механик инженер» по зарплате

  • «АГРИН»;
  • «ЭФКО, Управляющая компания»;
  • «Nordgold»;

Медиана зарплаты для вакансии «механик инженер» в других городах

У работодателей существует такие наиболее распространенных формы занятости: «Полная занятость». Найти работу по вакансии «механик инженер» соискателям проще в регионах:

  • «Санкт-Петербург»;
  • «Москва»;
  • «Нижний Новгород»;

Популярное значение ЗП – 40000 рублей.

Слесарь-механик: функциональные обязанности и уровень оплаты

Сотрудники, занимающие должность слесаря механика, относятся к категории рабочих, и, как правило, подчиняются инженеру-механику или начальнику бригады. Уровень заработной платы таких специалистов относится к средней категории.

В ходе рабочего процесса слесарь-механик должен проводить операции по ремонту и обслуживанию оборудования на конкретном участке. При необходимости заказывать необходимые запасные части для своевременной отладки механизмов, отдельных узлов и агрегатов. Также в обязанности специалистов данного рода входит проведение предупредительного ремонта и обслуживания, выявление причин выхода из строя оборудования и разработка мер по предотвращению дальнейших поломок.

Некоторые работодатели к кандидата данного профиля высказывают пожелание наличия знаний в области кинетики и электрики и общих принципов производства и работы имеющегося оборудования.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что профессия механик направлена на организацию бесперебойной работы имеющегося оборудования, а потому постоянно востребована на рынке труда. При этом специалисты этого профиля получают стабильную заработную плату на среднем уровне. Для того, чтобы повысить профессиональный статус и уровень зарпплаты, механик должен регулярно повышать квалификацию. В этом случае есть возможность стать инженером-механиком или построить карьеру за рубежом.

Внимание покупателей подшипниковУважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:

Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте

18 самых интересных исторических фактов

  1. Людям непосвященным может показаться — да что там интересного может быть, это же не кино или цирк? А вот и неправда, читайте дальше, очень удивитесь!Знаменитый древнеримский инженер-механик Герон Александрийский создал автоматические двери для храма Артемиды, а также автомат для продажи воды. Кроме всего прочего, он разработал движущиеся декорации для театра.
  2. Самый первый понтонный мост придумал Юлий Цезарь, причем его длина составляла 400 м.
  3. Римляне построили и канализацию, причём у неё была даже собственная богиня, которую звали Клоакина. Стоит отметить, что уже тогда все нечистоты отводились только по подземным каналам.
  4. Таксометр, то есть инструмент, который определял, сколько денег нужно заплатить за проезд, придумали также еще инженеры в Древнем Риме. Специальные камушки падали в ёмкость и учитывали стоимость проезда.
  5. Инженеры-механики не всегда получали благодарность за свой труд. Например, древнеегипетского изобретателя, который построил лифт, сразу казнили, чтобы он никому не рассказал про секрет работы этого аппарата.
  6. Известно, что Людовика XVI казнили во время Великой французской революции. При этом он молча переносил все обвинения и ответил только одному депутату, который упрекнул его в тунеядстве. Король был отличным часовщиком, слесарем, спроектировал и построил несколько замков во Франции. «С моими навыками, мсье, я бы зарабатывал гораздо больше чем вы», – ответил он.
  7. Когда возводили Исаакиевский собор, то один инженер получил строжайший выговор за то, что механизм, который облегчал работу строителей, он не изобрел раньше.
  8. Работа инженера-механика во времена Александра II была престижнoй, но требовала чрезвычайной ответственности. Тот, кто строил новый мост, должен был обязательно стоять под ним, когда впервые запускали поезд. Если мост обвалился, мастер сразу получал заслуженную «награду».
  9. В 1908 году американский инженер Генри Форд стал производить машину с одноимённым названием.
  10. Спустя 2 года он же построил самый современный завод и впервые попробовал конвейерное производство. Таким образом автомобиль стали собирать не за 12 часов, а за 2.
  11. Профессия инженера-механика иногда сподвигает на совершенно неожиданные открытия. Один из них по фамилии Мёрфи попал впросак, когда пытался вспомнить, какой же провод необходимо подключить к устройству, чтобы оно работало правильно. Он пришел к выводу: что бы он ни выбрал – сделает это обязательно неверно. Позже Мерфи разработал целый свод таких законов, которые мы до сих пор читаем и улыбаемся.
  12. Один из сыновей Альберта Эйнштейна по имени Ганс стал работать инженером. Он занимался гидродинамикой. Когда его отца расспрашивали о том, почему сын сделал такой странный выбор, то Альберт отвечал, что отпрыск занимается более сложными проблемами, чем он сам.
  13. Самые известные гитары в мире производит фирма Fender. Примечательный факт: специалист, который отвечал за производство этих музыкальных инструментов, не умел ни играть на них, ни настраивать.
  14. Знали ли вы, что Ferruccio Lamborghini сначала производил тракторы? Ему очень не нравилось, что его Ferrari постоянно барахлила. Встретившись с создателем машины, тракторист услышал, что ничего не понимает в спортивных автомобилях. Именно тогда Lamborghini решил создать свою машину. Кстати, трактор этой фирмы можно купить и по сей день.
  15. Никола Тесла создал миниатюрную подводную лодку, которая работала на дистанционном управлении. Также его оборудование зафиксировало сигналы из космоса, и через 100 лет после этого ученые доказали, что это были послания одного из спутников Юпитера.
  16. В 1893 году создали колесо обозрения. Для тех времен это был совершенно невиданный аттракцион.
  17. Инженеры-механики могут работать в самых необычных областях, даже в производстве спортивной обуви. Чтобы вес равномерно распределялся на носок и на пятку, а вам было бы удобно бегать и прыгать, нужны серьезные познания подобных специалистов.
  18. Люди, занятые в этой сфере деятельности, планируют даже аквапарки и работают над правильной конструкцией водяных горок, которые проходят под водой. Там должно быть строго определенное количество влаги, чтобы человек мог катится без всяких препятствий. Конечно, занимаются они и более серьезными делами, например, запускают и возвращают на Землю космические корабли.

Описание профессии

Профессия инженера-механика универсальна – она востребована в самых разных сферах экономики: от производства детских игрушек и продуктов питания до изготовления уникальный ракетно-космических или радиоэлектронных приборов. Перечень отраслей, где работают такие специалисты, очень широк:

  • производство транспорта (автомобили, самолеты, корабли, тепловозы, электропоезда);
  • машиностроение;
  • строительство;
  • сельское хозяйство;
  • оборонный комплекс;
  • легкая промышленность;
  • пищевое производство и др.

По большому счету у инженеров-механиков может быть три основные специализации:

  • Конструктор – проектирует, разрабатывает и конструирует отдельные устройства и механизмы, а также взаимосвязанные многосоставные системы, обеспечивающие потребности производства и потребителей.
  • Испытатель – производит предпусковую проверку, анализ состояния, наладку машин, выводит их на заданный режим работы, после чего осуществляет обслуживание.
  • Технолог – отвечает за проведение монтажа и настройки оборудования до рабочих режимов, постоянный эксплуатационный надзор и обеспечение ремонта вышедших из строя узлов и механизмов. Кроме того, к его функциям относится организация выполнения технологических процессов на производстве при помощи автоматизированных систем.

Таким образом, можно сделать вывод, что инженеры-конструкторы занимаются интеллектуальным трудом в проектных институтах или КБ, тогда как испытатели и технологи более ориентированы на практическую работу непосредственно на предприятиях реального сектора экономики.

Я не есть моя работа

Итак, предположим, вы пишете статью (или выполняете какую-то иную работу) и предлагаете ее заказчику. Вы работали и день, и ночь, и еще день. А в перерывах вы размышляли над сутью проблемы, рылись в интернете и даже (только представьте!) в печатных изданиях. И вот наступил дедлайн. Нажата кнопка, письмо отправлено.

Но ответа нет. И день нет, и три нет. Вы пишете заказчику. И наконец, получаете короткую отписку: «Ваша работа не подходит». Что вы делаете? Скорей всего, первая мысль, которая приходит вам в голову: «Я плохой специалист».

Это не оно! Возможно, вы не идеальны. Но суть не в этом. У заказчика есть сотни других причин отказать вам: не тот стиль изложения, не та концепция или задание вообще утратило актуальность. Не каждый готов потратить свое время на то, чтобы все это вам объяснить.

Что делать?

Найти применение своей работе, если это возможно, и перестать клеймить себя. У всех есть куда развиваться. Но это вовсе не значит, что уже сейчас вы не представляете собой ценность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: