История понятия
Сам термин «Божий Промысл» появился в классический период Древней Греции. Его появлению мы обязаны философу Сократу. Говоря о Божьем Промысле, он имел в виду, что Высший разум действует на благо всех своих созданий.
Интересный фактО Божьем Промысле размышлял Филон Александрийский. Он считал, что Всевышний контролирует судьбу человечества, основываясь на своём намерении. Бог является не только Создателем бытия, но Он также следит за тем, чтобы мир не превратился в средоточие хаоса. Для этого Он дал Свои заповеди и постановления. В этом и заключается Его Промысл.
Следующим, кто занимался исследованием данного вопроса, стал Плутарх Херонейский. Он полагал, что Бог проявляет заботу о каждом из Своих творений. Плутарх не считал, что причиной существования зла является совершенный Творец или созданная Им материя. Порок и страдания возникли по вине злой души мира, вредящей творению через своих преданных слуг — демонов.
В философии
Более поздние философы также размышляли о том, в чём заключается воля Божья для мира. Особенно трудным является вопрос о том, как всемогущество, справедливость и любящая воля Творца согласуются с тем, что мир переполнен злом и страданиями.
Фотло Алины Шадриной
Некоторые пришли к выводу, что Создатель похож на человека, запустившего часовой механизм, а затем утратившего к нему интерес. Это направление философии называется деизмом. Другие философы приходили к идее полного фатализма, означающей, что Бог управляет каждой деталью нашей жизни и мы не имеем никакой свободы выбора.
В христианстве
Христианские богословы всегда интересовались тем, как Бог ведёт мир к исполнению Своего вечного замысла. Суть христианского учения о Божьем Промысле заключается в том, что Господь всегда является источником любви, истины, справедливости и добра.
«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания…».
(Исх.34:6,7)
Хотя Библия не использует слово «Промысл», она говорит о Божьих судах, определениях и замыслах. Так Бог даёт понять, что не оставил Своё творение на произвол судьбы, но имеет о нас вечное попечение. Всё Писание, от Бытия до Откровения, говорит о том, что зло, смерть и страдания носят временный характер и однажды исчезнут совсем.
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны».
(Откр.21:1-5)
Почему становятся священниками?
Начать стоит с немного риторического вступления. Работа священника – это призвание, а не способ обогащения. Естественно, есть и те, кто желает использовать духовный сан в корыстных целях. Но эти люди обязательно получат по заслугам, ведь Бог видит все. В том числе и греховные помыслы человека.
В основном же священниками становятся те, кто желает служить Господу. Для таких людей мирская жизнь является второстепенной. Ее блага и соблазны не тревожат их, так как им куда важнее донести слово Божье до людей. Однако, чтобы начать проповедовать, недостаточно иметь одну лишь веру в Господа.
Что относится к обязанностям священнослужителей?
Когда проводится служба, диакон призывает прихожан молиться. Он произносит призыв: «ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ», и прихожане совершают молитву. В его обязанности еще входит помощь священнику или епископу во время свершения Таинств. Диакон находится в церкви в первой половине дня, а если участвует в Литургии, то и вечером. Диакон время от времени принимает участие в различных мероприятиях, занимается преподавательской деятельностью.
Священники не только проводят службу в церкви, но и приезжают домой к людям, которые по каким-то причинам не могут прийти в церковь (например, по состоянию здоровья). Священники могут приезжать в различные организации для освящения.
Священники принимают церковную присягу, в которой обязуются полностью проводить богослужение, заниматься постоянным чтением Евангелия, выполнять заветы. Священнослужителям предъявляются высокие моральные требования. Он не может плохо вести себя на людях или выпивать. Регламентируется и супружеская жизнь, и питание. Требуется углубление в молитвы. Стараться быть умеренным в питании и сне. Нельзя заниматься игрой в компьютерные и азартные игры, поскольку это не приносит никакой пользы.
Про бороду, алкоголь и содомию
Почему священники носят бороду?
Традиция ношения бороды сложилась из потребности понимать, какой веры человек стоит перед тобой. Из Священного Писания мы знаем: «Края бороды не порти». Это дано Богом, это образ Божий. У святых отцов образ Божий тоже понимается по-разному. Кто-то говорит, что он касается только внутреннего, кто-то — что и внешний образ важен.
Есть красота ребёнка, есть красота мужчины, есть красота старика. Без надобности пластическую операцию делать нельзя. Есть ты и твой образ, который дан тебе Богом, и потому его нельзя искажать.
Кроме того, борода — это символ мудрости. Чем дольше человек живёт, тем он мудрее должен становиться.
Культ молодости сейчас — это не культ здоровья. Это культ незрелости, вредной спонтанности.
А какое отношение к здоровью в христианстве?
В христианстве есть культ здоровья — не навреди себе. Если человек отрезал себе палец, он подвергается церковному осуждению. Чревоугодие, алкоголизм, наркомания – это очень вредно не только для духовного, но и для физического.
В новообрядческой церкви до революции курение было дозволительно. Раньше даже государство довольствие выделяло: кто курит, тем табак, а кто не курит – конфеты.
А какой алкоголь разрешён?
Есть старообрядцы, которые до сих пор употребляют только то, что сами сготовили. Мне в этом плане повезло. У моего тестя виноградники в Ростовской области, поэтому у меня всегда есть домашнее вино.
Алкоголь можно употреблять только по особым дням?
Здесь подход очень тонкий. В уставе сказано, что сегодня можно мясо и вино, завтра можно рыбу и вино.
Если человек себя не контролирует, то лучше быть абсолютным трезвенником от слова совсем. Правила для всех одинаковые.
После воскресной службы община собирается за одним столом, на котором может стоять вино. А на поминках пить строго запрещено.
Священников берут в армию?
В 2015 году Владимир Путин подписал постановление, и теперь священников любых конфессий в армию не берут. Билетов никаких не дают, просто до 27 лет каждый год дают отсрочку. Но желающие после первого курса семинарии в армию идут. В основном это военные оркестры, кто-то попадает и в простые полки.
Хиротония и хиротесия (возложение рук) – в чем разница
Рукоположение в священный сан возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения, т.е. церковнослужителей: чтеца, алтарника, иподиакона. Они подчиняются священнослужителям и не обладают благодатью священства. Посвящение в церковнослужителя называется хиротесией. Она отличается от хиротонии тем, что происходит вне литургии (обычноперед ней) и не в алтаре, а в храме;это не Таинство и она не дает благодати священства.
Для поставления в церковнослужителя достаточно благословения и руковозложенияепископа. Оно заканчивается облачением в соответствующие священные одежды и происходит не так торжественно.
Благодать Святого Духа для служения Церкви
Священство является особым призванием, благодать Духа Святогодаруется в первую очередь дляслужения ближним, Богу, а потом и длясвоегоспасения. Преподобный Силуан Афонский говорил освященстве, как овысшем достоинстве:
«…(священники) носят в себе столь великую благодать, Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем…».
Поэтому мы должны с большим благоговением и почитанием относится к священнику, как к носителю Божией благодати.
Распределение: куда Бог пошлет?
Это самый волнующий — можно сказать, судьбоносный — момент в жизни выпускника духовного заведения. Частые ротации в церковной среде не слишком приветствуются, а потому назначение молодого батюшки в тот или иной приход может оказаться если не пожизненным, то уж во всяком случае — на ближайший десяток лет. Теперь вся дальнейшая деятельность священника зависит от прихода. А авторитет церкви среди прихожан (а это, кроме прочего, и материальное положение храма) — от энергичности и самоотверженности батюшки. 9/10 выпускников попадают в небогатые сельские приходы, поделились с нами киевские семинаристы.
В таких для настоятеля не всегда предусмотрена зарплата, а церквушка, чей годовой оборот не превышает нескольких тысяч гривен, живет за счет пожертвований прихожан, маржи от продажи церковных ритуальных предметов и литературы да так называемых треб (проведения оплачиваемых населением таинств: крещения, венчания, отпевания). Эти доходы в первую очередь идут на оплату коммунальных услуг, транспорта, хора (если таковой имеется). Определенная часть средств (для каждого прихода — свои условия) отчисляется в епархию.
Проблема реконструкции или строительства храма тоже ложится на плечи местного священника — ему самому приходится искать в округе щедрых спонсоров и убеждать их оказать помощь.
Чтобы выжить и прокормить многодетную (как правило) семью, батюшки подчас служат в трех-четырех приходах. В епархиальных управлениях это воспринимается спокойно, рассказали нам действующие священнослужители, — в стране дефицит духовных кадров. Если священник относится к «белому духовенству», перспектив для «профессионального роста» у него немного — выше протоиерея в должности настоятеля не подняться. Это вторая ступень священства. У монахов иерархия обширнее, есть шанс быть возведенным в сан епископа (третья — высшая — ступень священства), стать митрополитом и получить в подчинение приходы целой области и города (епархию). Только из монашеской среды избираются и Патриархи (предстоятели Поместной Церкви).
Впрочем, опрошенные нами священнослужители в один голос заверили: карьеризм как явление чужд подавляющему большинству этих людей. Свою миссию они выполняют в любых условиях и в любом статусе. Причем, чем сложнее эти условия, тем светлее и искреннее служба, поделились с «АиФ» своими впечатлениями лаврские паломники. Тогда как испытание достатком, известностью и комфортом способен выдержать не каждый священник.
БУДЬ В КУРСЕ Дипломы, получаемые по окончании духовных заведений, в Украине не котируются как документы, подтверждающие высшее образование, хотя уровень образования сам по себе высок (одних только языков студенты осваивают не меньше 6-ти). Духовные заведения официально имеют статус не учебных заведений, а религиозных общин. Поэтому семинаристы и студенты академии стремятся параллельно окончить заочное отделение какого-либо гражданского вуза, чтобы иметь на руках официальную специальность. Сегодня возлагаются большие надежды на открытие бого- словских факультетов в уже существующих гражданских институтах и университетах.
Что делать, если еще не встретил «того самого» человека?
Что в нашей православной церковной среде обычно советуют тем, кто очень хочет (или кому уже давно пора) замуж или жениться, но при этом еще не влюблен или еще не встретил «того самого» человека? Чаще всего дается два прямо противоположных совета. Первый: «Жди, молись, активно участвуй в церковной жизни, проси Бога. Когда надо будет, тогда встретишь. Если не встретишь, значит, не надо». И второй: «Да какая разница, на ком жениться или за кого выходить замуж, потому что в конечном итоге главное, чтобы были дети, а там стерпится — слюбится». На мой взгляд, оба эти совета не вполне работающие. Причем с аргументами в их пользу я скорее соглашусь, нежели буду спорить. Например, что касается второго подхода, то, безусловно, в глубине каждого человека скрыт образ Божий, и если мы ставим целью до него «докопаться», то по большому счету нет никакой разницы, на ком жениться и за кого выходить замуж. Потому что, когда вы дотянетесь до этого образа Божьего, вам точно будет хорошо. А если еще и другой будет отыскивать образ Божий в вас — то это будет просто идеальный, счастливый брак. Но мне кажется, эти два совета должен предварять еще один: прежде чем искать избранника, надо сначала найти себя. Что я имею в виду? Человек должен прорваться к той глубине внутри себя, которую я бы уподобил глубокому-глубокому колодцу, на дне которого лежит маленькое зеркальце. Это маленькое зеркальце отражает те небесные звезды, которые в обычный день мы не видим из-за солнечного света. А в нашем случае — отражает нечто Божественное. И вот когда человек хотя бы немножко поймает этот отблеск и начнет выстраивать жизнь в верности ему, то, не сомневаюсь, в его жизнь придет определенность. Он поймет, чего он хочет на самом деле, он поймет, задуман ли он, прежде всего, как человек семейный, либо как человек, который должен жить один, без семьи. И то, и другое возможно.
Когда человек находит этот свет внутри себя самого и понимает, что для него наиболее органично, он увидит и те препятствия, которые мешают этому свету пробиться. И тогда он начнет прорываться сквозь все то, что закрывает сияние в нем этого света. Но все это очень больно, потому что это не какой-то абстрактный колодец, а очень конкретный колодец внутри живого, чувственного, эмоционального человеческого сердца. В моих отношениях с будущей супругой тоже был долгий период неопределенности. При том, что уже во время первого знакомства возникло ощущение, что между нами устанавливается какая-то связь, формально она достаточно долгое время ни в чем не выражалась. Но уже сейчас я прекрасно понимаю, что это было связано только с одним обстоятельством: в тот момент я еще не понимал, чего хочу от жизни. А вот когда в мою жизнь пришла определенность, мы очень быстро поженились. Только в состоянии определенности и внутренней борьбы с тем, что мешает раскрыться в нас этой Божественной задумке, человек начинает ответственно и горячо молиться. А пока человек не найдет себя, он будет блуждать. И будут, возможно, безумные, истошные крики, обращенные к Небу: «Господи, я ведь так прошу, почему ты мне этого не даешь?!» Но Господь знает, что если выполнит то, о чем мы так кричим, то просто навредит нам. А Он не хочет нам испортить жизнь, Он просто ждет, пока мы вырастем, повзрослеем, перестанем кричать, и нам будет достаточно один раз шепотом сказать: «Господи, я на самом деле хочу этого. Я понимаю, что это будет больно, но я готов (или готова) пойти даже на это. Я понимаю, что я могу ошибиться, но я все равно хочу и прошу Тебя: укажи, подскажи, помоги встретиться». И я не сомневаюсь, что тогда Господь все управит. Один очень известный греческий старец архимандрит Епифаний (Феодоропулос) категорически отказывался отвечать молодым людям, приходящим к нему с вопросами о том, как им поступить: жениться, уйти в монахи или жить в миру одинокими. И это при том, что старец был явно одарен прозорливостью — но здесь он принципиально не давал советов и благословений. Почему? Он говорил, что есть в жизни человека вопросы, по которым он должен сам принять решение. Потому что, чей бы ответ ты ни получил извне, это чужой ответ, и у тебя всегда будет помысел обвинять другого в своих проблемах: ведь это был не твой выбор, это тебе «батюшка так сказал», а ты, дурак, послушался — и вот теперь вся жизнь наперекосяк.
Работа
Священнослужителей ждут в:
- храмах, церквях, монастырях, приходах;
- семинариях, духовных университетах, академиях;
- социальных учреждениях, тюрьмах, больницах и др.
Вакантных мест в базах данных найти невозможно. Большая часть специалистов распределяются по приходам вышестоящими органами внутри системы.
Священничество не имеет фиксированной зарплаты. Вознаграждение получают от прихожан и благотворителей. Статьей дохода является также продажа церковной утвари (свечей, крестиков, икон, книг, одежды). Собранные средства делят между нуждами храма и персоналом.
Заработная плата ‒ от 30 до 50 тыс. руб. в месяц. Но многие бонусы в виде треб от частных лиц не учитываются.
Построение карьеры, рост возможны только для монашествующего (черного) духовенства. Эти лица заранее готовы терпеть нужду, долгие богослужения, быть сдержанными и малотребовательными.
Моральные нормы к епископам значительно выше, чем к обычным «батюшкам». Выбрав эту стезю, надо предполагать, что делу придется посвятить всю жизнь, не имея выходных, отпусков, праздников, сдерживая свои порывы и эмоции. Но уровень почета и уважения к профессии велик. Востребованность будет высокой, пока существуют конфессиональные отношения в обществе.
Подробно о священнослужителях и их работе в видео:
https://youtube.com/watch?v=MuxTiaDAPwc
Как получить семинарское образование
Богословское образование открывает двери к получению сана священника.
Основные требования ко всем желающим:
- возраст — 18-35 лет;
- семейное положение — холост или единожды женат;
- среднее образование;
- психически здоров;
- рекомендации от православного священника.
Обучение в духовной семинарии
При поступлении в семинарию желающие стать священнослужителями должны ориентироваться в Библии, Старом и Новом Завете, знать Катехизис и историю Церкви, что проверяется во время экзамена.
Перед допуском к сдаче экзамена следует пройти тестирование на знания молитв, песнопений и обладание основами вокала. Обязательным условием является умение владеть церковнославянским языком и чтение на нем псалмы.
Человек, не сумевший на собеседовании ясно изложить свои намерения, мотивы, доказать искренность и желание служить Господу и людям, может быть не допущен к сдаче экзаменов.
На заметку! Август — время сдачи экзаменов, поступившие приступают к обучению с 1 сентября.
Абитуриентами следует быть готовым к жесткой проверке веры и соблюдению строгой дисциплины. Сразу хочется предупредить, что до конца доходят самые верные и избранные Богом.
Живущим в других городах в семинарии предоставляется общежитие, в котором также жесткие правила, нарушение их может грозить исключением из семинарии.
Все семинаристы обеспечиваются стипендией. По окончании семинарии сдаются выпускные экзамены, проходит исповедь, и после чего самые достойные могут быть рукоположены, станут батюшками, но это не есть обязательная гарантия после окончания духовного заведения.
Я был учителем физкультуры
Протоиерей Димитрий Лукьянов, г. Белгород
Сейчас, будучи священником, я получаю высшее светское образование: учусь на геолого-географическом факультете Белгородского государственного университета. Буду защищать диплом учителя географии. И мне это очень интересно. Ведь я каждый год уезжаю на несколько месяцев в экспедицию по Арктике на судне «Михаил Сомов». Мы идем от Архангельска до Чукотки. Для меня эти экспедиции — миссионерские. Приезд священника в арктический поселок раз в год — едва ли не единственная для его жителей возможность причаститься Святых Христовых Таин.
Однако сам я никогда не предполагал, что стану священником или миссионером. Не мечтал об этом с детства, даже мыслей таких не приходило. По специальности я был учителем физкультуры, работал. Помогал в храме. И постепенно пришел к решению рукополагаться. Это случилось в 1997 году, еще в «лихие 90-е»…
Но отчего-то у меня совершенно не было страха, что я окончательно и на всю жизнь сворачиваю на этот путь. Священник в этом смысле — счастливый человек. Финансовые проблемы, которые часто возникают — особенно у сельского духовенства, — решаются как-то сами собой. В самый трудный момент откуда-то обязательно приходит помощь. Я знаю, что моя семья никогда не будет богатой, но мы никогда не умрем от голода. Кроме того, мне повезло: я с юности был довольно аскетичным молодым человеком — мог совершенно спокойно вместо красивых мужских туфель купить себе обычные простые сапоги.
Священник — это, конечно, не профессия. Это служение. И если уж про хорошего школьного учителя можно сказать: «Он несет свое служение», то про священника — тем более. С работы можно уйти, на работе бывают выходные. Рабочий день ограничен: вышел из конторы, пришел домой, переоделся, и до утра можешь забыть о том, что ты инженер. В священстве так не бывает. Ты и дома, и на улице священник. Служение отличается от работы готовностью быть «на службе» в любой момент. Поэтому я никогда не выхожу на улицу без подрясника
Мне кажется, это очень важно
И в экспедиции я прежде всего — священник. Надеюсь, что эти поездки будут интересны и нашей кафедре географии. Благодаря мне «география» работы самой кафедры расширяется. Кроме того, это для меня еще и миссионерский прием. Ведь в экспедиции встречаешь много ученых. Для многих из них становится настоящим открытием то, что священник — не «темный и дремучий», а разбирается в географии и геологии. Они очень любят свою работу, свою науку, и оттого всегда очень ценят, когда собеседник может поддержать беседу и задает им правильные, грамотные, глубокие вопросы. Теперь мне будет проще наладить контакты, проще говорить с ними на одном языке.
Иерей Джон ТАНВИР
Как стать священником: жизненные примеры
Не бывает единого для всех, стандартного пути к священству. Для каждого христианина он индивидуален.
Так, святитель Лука Крымский (1877-1961), будучи известным врачом-хирургом, принял сан священника в возрасте 43 лет. Это произошло через два года после смерти жены, от которой у него было четверо детей. Не желая лишать детей материнского тепла, он заключил фиктивный брак с медицинской сестрой своей больницы Софьей Белецкой. Сам же в 1923 году принял монашество.
Один из наиболее почитаемых старцев в России Иоанн Крестьянкин (1910-2006) с детства мечтал посвятить свою жизнь на служение Господу и Церкви. По Божьему Промыслу его желание исполнилось, когда он уже работал главным бухгалтером на одном московском предприятии. В 1945 году он принял сан безбрачного иерея.
Протоиерей Александр Мень (1935-1990) сначала учился в Московском пушно-меховом институте. Однако из-за религиозных убеждений его отчислили. Тогда он поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1960 году принял сан священника.
Старец Николай Гурьянов (1909–2002) с детства прислуживал в сельском храме. В 1928 году он окончил педагогический техникум, затем учился в педагогическом институте. Однако в конце 1930-х годов его арестовали. Ему пришлось пройти лагеря и ссылки. Во время тяжких событий отец Николай повстречал много подвижников. Тогда он дал обет, что станет священником. В феврале 1942 года был рукоположен.
Патриарх Кирилл (1946 года рождения) после окончания восьми классов в школе поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления. Там он работал более трёх лет техником-картографом. В 19 лет поступил в Ленинградскую духовную семинарию. А после принятия монашества в 1969 году стал священником, то есть иеромонахом.
Как стать женой священника?
Многие верующие девушки хотят выйти замуж за священника. Однако такая жизнь – это тоже своего рода призвание, и не каждая оказывается к этому готова. Но тем, кто все же интересуется, как стать женой священника, нужно знать некоторые детали.
В первую очередь стоит понимать, что молодой человек, учащийся в духовной семинарии, не может знакомиться привычным образом, например, посещая вечеринки или концерты. Невестами будущих батюшек обычно становятся девушки из верующих семей, посещающие церковь или регентский класс при семинарии. Как мы уже упоминали, избранница священника не может быть вдовой или разведенной и к тому же должна быть девственницей, впрочем, как и ее жених. При этом разрешение на свадьбу семинаристу может дать только ректор.
Кстати, предъявляются определенные требования и к профессии будущей жены священника. Она никак не должна компрометировать своего супруга. А раньше существовало предписание, запрещающее служителям церкви жениться на актрисах, эта профессия считалась недостойной.
Как бы то ни было, девушки, желающие соединить свою судьбу со священником, должны осознавать, что этот выбор сопряжен с определенными трудностями. Например, жена должна последовать за мужем в любой, даже самый удаленный и бедный приход и не жаловаться, что супруг гораздо больше внимания уделяет другим людям.
Кроме того, жизнь матушки часто вызывает обсуждение церковных прихожан, она все время на виду. Таким образом, этот путь предполагает высокую ответственность и требует большой моральной силы и выдержки, чтобы быть не просто спутницей, но и опорой, и надежным тылом для своего супруга.
Канонические препятствия к принятию священного сана
В правилах церкви, канонах прописано, что кандидат на рукоположение в священство должен быть:
- чистым духовно и физически;
- образцом для подражания верующим;
- целомудренным;
- честным;
- настоящим учителем.
В своем доме священник воспитывает детей своих правильно, являясь примером для паствы. Церковь стоит на страже чистоты своего священства.
Физического характера
Препятствует принять сан возраст ставленника. В дьяконы могут посвятить до 25 лет, пресвитеры — 30, епископы — 35. Считается, что в это время ум достигает зрелости, а кандидат имеет практические навыки, твердые нравственные позиции. Отступления от правил возможны в ту или иную сторону, но при этом учитываются телесные недостатки. Невозможно стать священником тому, кто не слышит, слеп. Не посвящают хромых, горбатых, лишенных указательного пальца на правой руке.
Духовного характера
Основное в кандидате на сан священника — это истинная вера. Перед таинством рассматривают внимательно качества кандидата: были ли у него уходы в ересь, когда он обратился к Богу. Если приход к вере связан со страхом смерти, то в таком человеке мало веры и добродетели. В новообращенных верующих нет твердости духа, что также является препятствием к священству. Нельзя привлекать к рукоположению тех, кто был осужден за различные преступления, как-то убийство, кражи, мошенничество.
Социального характера
Nем, кто готовится к рукоположению в священники, должны знать, что запрещено проводить обряд, если у кандидата:
- было несколько браков;
- жена совершает прелюбодеяние;
- вторая жена;
- жена имеет другую веру.
Если епископ должен быть безбрачным, то иерей и дьякон обязаны быть чистыми и непорочными, как их жены.
Испытания кандидатов
Узнать о кандидате в священники все невозможно. Поэтому перед церемонией посвящения ставленник проходит испытания. Проводятся испытания или публично перед всей общиной, или тайным способом через исповедь. Ответственный за ставленника архиерей обязан выявить непорочность кандидата. Выслушивают мнение и церковного люда.
Хиротония
Хиротония происходит только во время Литургии в присутствии всех молящихся. Не совершается хиротония на Литургии Преждеосвященных Даров. Причина — отсутствие на ней Евхаристического Канона, который является обязательным условием для новопоставленного иерея.
Рукоположение в священство совершается следующим образом.
В установленный момент службы ставленника выводят на середину храма. Диакон или протодиакон (старший диакон) спрашивает согласие на его рукоположение у прихожан, у духовенства и у рукополагающего архиерея. После получения согласия ставленника заводят в алтарь и трижды обводят вокруг престола. При этом поются те же песнопения, что и во время венчания, когда брачующихся обводят вокруг аналоя. Это символизирует заключение особого союза священнослужителя и Церкви. Ставленником склоняется голова, которую архиерей покрывает краем омофора. Это свидетельствует о совершении таинства Самим Богом. Поверх омофора архиерей возлагает свои руки и произносит молитву. Так происходит призывание на рукополагаемого Божественной благодати.
Затем совершается поочередно надевание на новопоставленного священнослужителя всех элементов облачения, которые подобают его сану. Это происходит при пении хора, как бы от лица всего народа. Поется «Аксиос», что означает «Достоин».
По окончании чина рукоположения каждому священнику выдается так называемая ставленническая грамота. Она представляет собой свидетельство, подтверждающее законность рукоположения. Также новопоставленный получает указ с обозначением места его служения. В документе называется конкретный храм или монастырь для совершения дальнейшего служения. Помимо этого священнослужитель получает специальное удостоверение.
Как стать священником: последовательность действий
Как стать священником в России? Желающий принять священный сан должен подать особое прошение архиерею епархии. К этому прошению прилагается ряд документов. Это рекомендация духовника и благочинного, автобиография соискателя. Также прилагаются свидетельства о крещении и венчании (если женатый), справки об образовании и с места жительства. Помимо этого необходимы медицинская справка по форме № 286, справки из психоневрологического, кожно-венерологического, туберкулезного диспансеров. Прилагаются копии всех листов паспорта (при наличии жены — ее паспорта), копия свидетельства о браке.
Для монашествующего нужно предоставить удостоверение о постриге. Также следует заполнить анкету.
Решение о рукоположении принимается во время очередного заседания Епархиального Совета в присутствии кандидата. В процессе беседы определяется степень готовности кандидата принять священный сан. Если Епархиальный Совет одобрил кандидата в священники, то его направляют на исповедь к епархиальному духовнику. Только после этого архиереем принимается окончательное решение о рукоположении. Для ставленника производится письменный опрос, после чего им приносится ставленническая присяга. Происходит целование креста и Евангелия. Присяга заверяется подписью правящего архиерея. После этого назначается дата и время совершения чина хиротонии.
Заработная плата священнослужителей
Церковь живет не на деньги государства, а живет за счет денег людей, которые посещают церковь. Если верующие перестанут поддерживать церковь, то денег на выдачу заработной платы не будет. Заработная плата зависит от сана, времени службы, а также прихода, в который служат. В среднем зарплата диакона 20 тыс. рублей за месяц. При приеме на работу в церковь заводится трудовая книжка и делается соответствующая запись. Часть зарплаты передается государству, а часть перечисляется в организацию пенсионного фонда. Священнику не позволяется трудиться дополнительно на государственной работе. Но он может пользоваться некоторыми льготами. Например, на оформление ипотеки.
Монахи не получают денежных средств. Все, что им необходимо, они получают в церкви. А если у них заболит зуб, например, то игумен им дает нужную сумму на лечение.
Стремление к совершенству
Существует правило 80/20, оно утверждает, что 80% наших результатов будет приходить от 20% нашей деятельности.
В продажах это может быть как 80% продаж, происходят от 20% людей или в бизнесе, как 80% рынка, принадлежит 20% компаний.
Правило 80/20 показывает нам, что для того, чтобы стать успешным, мы должны быть чрезвычайно хороши в том, что мы делаем.
В долгосрочной перспективе выживают только лучшие из лучших.
Люди, достигающие вершины в 20% делают сознательное усилие. Они решают, что они хотят сделать, а затем обязуются достичь совершенства в этой области.
Всё, что нужно, чтобы быть успешным это делать то, что должны делать, не зависимо от того, нравится это или нет.
Для тех, кто сознательно не берёт на себя обязательства стать лучшим в своей области, он автоматически и подсознательно склоняет себя на жизнь 80%.
Проще говоря, без обязательства стать лучшим мы всегда будем выполнять 80% и получать 20% и никогда не достигнем своего истинного потенциала.
Как следствие, самооценка и самоуважение, снизятся, в результате этого возникает чувство несчастья, депрессия и отсутствие самореализации. Такую жизнь мы хотим прожить?
Найти свою цель жизни, а затем сделать всё возможное, чтобы достичь её.
Многие люди, находят свою цель и говорят, что они действительно хотят, но потом не желают работать над её достижением. Это важный урок, потому что найти свою цель – это только полдела, другая половина это работа с реальностью.
Так что следует помнить, что мы должны работать в направлении нашей цели жизни. Она не упадет к нам сверху и не реализуется сама волшебным образом.
Вероятно, потребуется много лет упорного труда, но если мы готовы заплатить эту цену, то в итоге мы будем пожинать плоды своих упорных усилий