Как быстро выучить правила русского языка
Педагоги считают наиболее эффективным методом «Правило пяти повторений». Его суть заключается в том, чтобы прочитать и осмыслить правило, после чего применить его 5 раз подряд. С помощью данного способа легко запомнить падежи имен существительных.
Воспользуйтесь таблицей ниже и прочитайте вопросы и слова из первого столбика, а затем поставьте в нужный падеж предложенные имена существительные, каждый раз повторяя вопросы:
Также ищите способ упростить себе жизнь при запоминании любого правила. Так в случае с падежами стоит задавать полные вопросы: например, для родительного подходит конструкция «не хватает (кого? чего?) яблока, девочки, собаки, солнца», а для дательного «доверяю (кому? чему?) яблоку, девочке, собаке, солнцу» и так далее. Пусть доверять яблокам и странно, но поставить слово в правильном падеже это действие точно поможет.
Что же касается слов-исключений, то их проще всего запоминать методами мнемоники или частого визуального контакта. Мнемоника предполагает поиск ассоциаций. Давайте вспомним, как детей учат запоминать слова с буквой «Ы» после «Ц», при помощи коротенькой истории: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!». Или приведем мнемоническое правило для взрослых, объясняющее разницу между словами «надеть» и «одеть»:
Метод визуального контакта предполагает активное использование стикеров. Он особенно эффективен в ситуациях, когда вы готовитесь самостоятельно. Необходимо записывать на них схемы правил, слова-исключения и фрагменты таблиц, после чего приклеивать листочки с ценными данными на обои перед рабочим столом, на верхнюю часть монитора, на холодильник и на поверхности любых других предметов, с которыми вы часто встречаетесь глазами.
При подготовке к экзамену, а также при активном изучении как можно чаще используйте знания на практике: проходите тесты, выполняйте упражнения. Помните, что наш мозг быстро забывает информацию, которую не использует.
Способ №1. Спокойная беседа с аргументами
Первое, что нужно попробовать — спокойно без крика объяснить подростку, что образование важно. Конечно, в арсенале у подростков есть парочка, на первый взгляд, логичных аргументов, почему им не нужно учиться
Сейчас мы расскажем, как грамотно разбивать эти аргументы в пух и прах. А поможет нам в этом психолог Наталья Рябова, которая уже больше 5 лет работает в детском лагере, в том числе и с подростками.
Наталья Рябова — работает психологом в детском лагере с 2014 года.
Самый популярный среди подростков аргумент: «А Билл Гейтс не закончил университет и стал успешным!». Действительно, есть выдающиеся личности, которые добились успеха в жизни и без образования. Но таких людей единицы. Тот же Билл Гейтс бросил учебу не просто так, а чтобы сконцентрироваться на развитии компании. Донесите до ребенка, что успех в жизни достигается упорным трудом. А учеба, в первую очередь, учит людей быть усидчивыми, целеустремленными и трудолюбивыми. Более того, школьное образование закладывает в детях базовые знания, которые пригодятся любому человеку в жизни.
Еще один частый аргумент подростков: «Как физика, химия и математика пригодятся мне в жизни?». Попробуйте донести до ребенка, что образованные эрудированные собеседники всегда ценятся в обществе. Успешные и умные люди общаются с такими же. Возможно, химия действительно не пригодится в повседневной жизни. Но, если когда-то в компании зайдет разговор на тему, связанную с химией, а ваш ребенок сможет блеснуть своими знаниями, будет очень круто.
«Мне не интересно! Я творческая личность, хочу путешествовать, не хочу учиться!». Лучшая тактика при таких аргументах, это найти компромисс. Творческая личность? Пожалуйста, занимайся любимым делом и развивай свои таланты. Но давай договоримся, что при этом не нужно забывать об учебе. Нужно найти баланс и совмещать приятное с полезным. Ведь образование никому не помешало, даже самым творческим натурам. Хочешь путешествовать? На здоровье. Только, чтобы путешествовать, нужны деньги. Чтобы были деньги, нужно работать. Чтобы работать, нужно закончить учебу. Образование защитит тебя от непредвиденных обстоятельств и поможет найти работу в любой период жизни.
Орфограмма: глаголы, оканчивающиеся -Т/-ТЬ
Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?
УчиТЬся никогда не поздноОн учиТся целыми днями
Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.
«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»
«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»
Образцы объяснительных записок
Несмотря на то, что текст записки можно придумать с нуля, смысла изобретать велосипед нет. Предлагаем вам примеры объяснительных записок, которые можно с успехом использовать в своих жизненных ситуациях.
Объяснительная по месту работы
Поводов к составлению таких документов может быть несколько.
О невыполнении должностных обязанностей – сторож не обошел территорию, в результате чего произошла кража, бухгалтер не отправил отчет, из-за чего фирма понесла убытки и т.п. В этом случае необходимо найти веские объяснения своим действиям (или бездействию). Крайне нежелательно обвинять в произошедшем коллег или руководство, записка должна объяснять именно ваше поведение.
Образец объяснительной записки на работу
2 Об ошибках в работе – имеются в виду неумышленные ошибки в расчетах, в действиях работника и т.п. Здесь лучшей стратегией будет признание ошибки и обещание впредь такого не допускать. Попытка возложить ответственность за ошибку на другого человека допустима только при наличии документального подтверждения.
Образец объяснительной записки на работу об ошибках
о нарушениях трудовой дисциплины – прогулах, опозданиях, отсутствии в рабочее время, нарушении инструкций и предписаний и т.п. Поскольку большинство таких нарушений тянут минимум на дисциплинарное взыскание, причину нужно описать очень убедительно.
Образец объяснительной записки на работу об опоздании на работу
Образец объяснительной записки о невыходе на работу
Объяснительная по месту учебы
Текст зависит от места, куда подается записка, и от того, сам ли учащийся объясняет свой поступок либо это делают его родители:
1 В школу – чаще всего родители объясняют причину отсутствия сына или дочери на занятиях. Это может быть болезнь, участие в соревнованиях или других мероприятиях, семейные обстоятельства. Если в младших классах классный руководитель чаще всего не требует документального подтверждения объяснений, то в старших классах, если нет справки от врача, в объяснительной записке в школу требуется привести убедительные аргументы.
Образец объяснительной записки в школу
2 В вуз или среднее специальное учебное заведение – родители или сам студент объясняет причину отсутствия на лекциях, семинарах или экзаменах. Плохое самочувствие или не подтвержденные документами недуги больше одного раза не пройдут.
Образец объяснительной записки в ВУЗ
Объяснительная в детский сад
Это документ, на основании которого родителям могут, например, вернуть сумму, уплаченную за питание ребенка в пропущенный им день. Но требуются уважительные причины отсутствия.
Образец объяснительной записки в детский сад
Орфограмма: прилагательные с -Н- и -НН-
Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.
Правило №1.
Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.
длиНа – длиННый, соН — соННый
То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».
вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой
При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».
Правило №2.
Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -ЕНН- и -ОНН- , то пишется две буквы «Н», независимо от корня.
соломЕННый, листвЕННый, станциОННый
А если используются суффиксы -АН- , -ЯН- и -ИН- , то буква «Н» остается в одиночестве.
Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.
Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.
Правило №3.
Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:
выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).
Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:
«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».
Какое правило применяется
Правила для этих слов не существует. Но их правописание закреплено нормами в орфографическом словаре русского языка. Для того, чтобы писать правильно слова, нужно запомнить их.
Слитно нужно писать в том случае, если «поэтому» является наречием. Существует несколько признаков, которые однозначно указывают на эту часть речи:
- оно должно отвечать на вопрос «почему?»;
- не меняется по числу, роду и падежам;
- может быть союзом и соединять главное и придаточное предложения;
- перед этим словом ставят запятую.
Теперь посмотрим, когда слово пишется раздельно. Это должен быть предлог «по» и измененное по падежам местоимение «этот». Для определения есть несколько видимых признаков:
- указывает на конкретный предмет, который расположен вблизи;
- согласуется с именем существительным в среднем или мужском родах, единственного числа дательного падежа;
- отвечает на вопрос «какому?»;
- местоимение склоняется вместе с существительным, от которого зависит.
Проанализировав по таким признаком вашу фразу, вы поймете, какой вариант написания необходимо выбрать в конкретном случае.
Примеры предложений
Разберем теперь эти слова в примерах предложений, чтобы лучше запомнить, как пишется «поэтому» и «по этому»:
- Я ухожу с работы после окончания рабочего дня, поэтому сегодня могут задержаться во время обеденного перерыва.
- Сегодня мы идем в гости, поэтому мама приготовила грибной пирог.
- Вы не знаете того парня, поэтому ничего не можете сказать о нем.
- Мы переходили узкий лесной ручей по этому бревну.
- По этому взгляду я понял, что меня ожидают неприятные новости.
- Мы уже не один раз говорили с родителями и родственниками по этому поводу.
Правильное употребление слова в тексте не должно исказить первоначальный смысл, поэтому будьте внимательны.
Как неправильно писать
Неправильным считается написание наречия «поэтому» раздельно, а предлога и местоимения — слитно. При этом иногда еще в текстах неопытных авторов можно заметить написание этого слова через дефис — «по-этому». Такая ошибка недопустима в текстах. Тщательнее вычитывайте готовый текст, чтобы не испортить его простыми опечатками и нелепыми нарушениями норм орфографии.
Морфологическая омонимия
В русском языке существует морфологическая омонимия. Она заключается в том, что при одном звучании лексемы обладают различными грамматическими значениями и формами словоизменения, а также играют отличительную синтаксическую роль.
К группе омонимов как раз можно отнести слова «поэтому» и «по этому». В этой ситуации орфографические особенности напрямую зависят от контекста, на котором построено высказывание. Чтобы научиться правильно писать словоформы, то есть слитно или раздельно, следует уметь определять, к какой части речи принадлежит слово, а также какая синтаксическая задача перед ним стоит.
Эти аспекты многие из нас изучали еще в школьное время, однако по каким-то причинам сомнения каждый раз появляются при написании омонимов. Если соблюдать ряд правил, то можно раз и навсегда выучить правописание «проблемных» слов, чтобы больше никогда не сомневаться, как написать: «Мы решили взять цветы поштучно, по этому поехали в центр города» или «Мы решили взять цветы поштучно, поэтому поехали в центр города».
Распространенные ошибки при написании эссе
Знание наиболее часто встречающихся ошибок, поможет не допускать их при написании собственного эссе.
Ошибка 1. Страх оказаться непонятым или не произвести нужного впечатления способствует тому, что автор убирает из эссе все лишнее, выдающееся. За счет этого эссе может потерять свою индивидуальность и неповторимость.
Ошибка 2. Недостаточная проработанность деталей. Часто встречающаяся ошибка – наличие утверждения, которое не подкреплено достаточным количеством аргументов в виде примеров и доказательств.
Ошибка 3. Непонимание сути проблемы, заявленной в эссе или неправильная трактовка темы.
Ошибка 4. Перечисление чужих мнений, без указания их авторства и отсутствие собственной точки зрения.
Вся прелесть жанра эссе состоит в отсутствии жестких ограничений. Полная свобода творчества, возможность высказать свой взгляд и поделиться своими размышлениями, нестандартным решением проблемы – это черты, присущие эссе, делающие этот жанр привлекательным для человека творческого, генерирующего оригинальные идеи.
Для более полного понимания изложенного материала, ознакомьтесь с примером эссе.
Как же написать эссе?
Правильное написание эссе заключается в понимании особенностей жанра. Соблюдение основных принципов и рекомендаций по написанию позволит создать интересное эссе.
Как выбрать тему
Если отсутствует список тем, среди которых можно выбрать одну, а задано лишь общее направление, то нужно учитывать на какую аудиторию рассчитано эссе. Варианты могут быть разные: преподаватель в ВУЗе, комиссия, литературное сообщество, работодатель. Если эссе пишется для сдачи преподавателю, то необходимо обдумать какие качества будут оцениваться. Исходя из этого, тему следует выбирать так, чтобы была возможность проявить те способности, которые ждет проверяющий от автора: оригинальность, умение логически выстраивать предложения, грамотность, профессиональные качества и пр.
При выборе темы написания эссе из предложенного списка, следует выбирать ту, в которой есть определенные знания, соображения или просто сильный интерес.
Если эссе ориентировано на работодателя, то желательно, чтобы как тема, так и содержание эссе отражало характер автора, его искренность, неповторимость, человечность и индивидуальность.
Как начать эссе
Часто случается, что человек, обладающий достаточным красноречием и умением выражать свои мысли на бумаге, испытывает трудности с тем, чтобы начать сочинение, в том числе и эссе. Обдумывание начала может растянуться на достаточно длительное время, что сильно омрачает процесс творческой работы. Воспользуйтесь нашими советами о том, как начать эссе.
Совет 1. Прежде чем начать писать эссе необходимо сформулировать идею, определить цель и найти источники информации для работы.
Совет 2. Используйте технику фрирайтинга (свободное писание). Суть ее заключается в том, чтобы записывать все приходящие в голову мысли, не редактируя его и не следя за грамматикой, пунктуацией, стилем и пр. Отличный способ, помогающий справиться с творческим кризисом и найти неординарную идею.
Совет 3
Важно не зацикливаться на вступительной части. Вступление можно написать и после того, как будет написана основная часть
В этом случае уже ясно, о чем эссе, поэтому и введение написать проще.
Совет 4. Одним из достаточно распространенных вариантов является написать эссе, начав с вопроса, ответ на который дается в последствии.
Как составить план эссе
Не следует стремиться к тому, чтобы составить сразу идеальный план. В процессе работы он может редактироваться. Составлять план при написании эссе вообще не обязательно, как и придерживаться уже написанному плану. Отсутствие ограничений и жестких рамок является преимуществом этого жанра. Если автору проще придерживаться строгого плана, тогда стоит уделить время на его составление.
Все основные мысли следует отразить в виде пунктов плана. Затем как можно более подробно детализировать его, разбив каждый пункт на подпункты.
Затем следует перечитать план, убедиться в том, что каждый пункт находится на своем месте и достаточно детализирован.
Из чего состоит структура эссе
Порядок написания эссе обычно сводится к трем шагам.
- Вступительная часть
Как и любая письменная работа, эссе содержит вступительную часть или введение.
Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца. Вступительная часть может содержать формулировку проблемы и ее суть, риторический вопрос, цитату и т.д
важно создать особый эмоциональный настрой и подвести читателя к рассматриваемой проблеме
- Основная часть
В основной части можно привести разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, затронуть историю вопроса.
Обычно основная часть состоит из нескольких подпунктов, каждый из которых состоит из трех разделов: тезис (доказываемое суждение), обоснование (аргументы, используемые для доказательства тезиса), подвывод (частичный ответ на главный вопрос).
Аргументами являются суждения, высказываемые с целью убеждения читателя в истинности определенной точки зрения. Это могут быть различные ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства и т.д.
Аргументация может быть построена в следующей последовательности:
- Утверждение.
- Пояснение.
- Пример.
- Итоговое суждение.
- Заключение
В заключении объединяются все выводы, сделанные по каждому тезису, представленному в основной части. Читатель должен прийти к логическому выводу на основании приведенных аргументов. В заключение заново приводится проблема и делается заключительный вывод.
Если цель вступительной части – заинтересовать читателя, то цель последних предложений – добавить целостность общей картине, оставить произведение в памяти читателя и натолкнуть на размышления.
Почему подросток не хочет учиться
Конечно, прежде чем использовать эти способы, нужно понять первостепенную проблему: почему подросток не хочет учиться? За всеми его аргументами могут скрываться совершенно другие причины.
Например, плохие отношения с учителями. К сожалению, не все педагоги могут найти подход к ребенку. Попробуйте выяснить, в этом ли проблема. Ее можно решить репетиторами, беседой с учителем или, на крайний случай, смены места учебы.
Не понимание предметов. Иногда ребенок может упустить что-то во время урока, не понять тему, а дальше все пробелы начнут накапливаться, как снежный ком. В таком случае проблему можно исправить репетиторами или дополнительными занятиями. Возможно, вы или кто-то из одноклассников поможет объяснить предмет лучше.
Часть предметов совсем не интересны ребенку. Такое, к сожалению, тоже бывает. Не расстраивайтесь и договоритесь с ребенком уделять таким предметам меньше внимания, но не забывать про них. Получить базовые знания все равно будет полезно. Пусть подросток сосредоточится на изучении тех дисциплин, которые вызывают настоящий интерес.
У ребенка не хватает времени. Учеба, тренировки, хобби, домашние задания, работа по дому… Да, бывает, что у детей график еще более загруженный, чем у взрослых. Конечно, если из-за учебы подросток не сможет погулять с друзьями или пойти на первое в своей жизни свидание, это вызовет внутренний протест. В таком случае нужно грамотно расставить приоритеты и постараться снять с подростка часть обязанностей, предоставив ему личное время.
Как написать конспект урока
A student at a table littered with books in the library happily writes synopsis
Навык конспектирования учителя начинают вырабатывать у учеников еще в школьное время. Тогда он находится на базовом уровне. Но именно в школьный период таким навыком нужно овладеть, чтобы в институте было легче.
Чтобы запись урока была полной и понятной, следуйте рекомендациям:
Запишите дату и тему урока.
Слушайте учителя внимательно, обращая внимание на его паузы. Когда учитель делает паузы, значит эту информацию нужно записать.
Конспектируйте материал кратко, написав тезис и определение
Всю остальную часть фиксируйте кратко или старайтесь запомнить устно.
Обязательно фиксируйте даты и события, происходящие в этот момент.
Дома, после уроков, напишите вывод по пройденной теме. Если позволяет время, делайте это лучше сразу после урока.
Подходящие методы:
- м. блоков;
- м. Корнелла;
- м. таблиц-конспектов;
- м. условных знаков.
Несмотря на то, что метод условных знаков используется, когда оратор быстро излагает материал, начать им пользоваться лучше в школе. Таким образом вы запомните все условные обозначения и в институте не придется тратить время на их заучивание.